Цель урока: формирование культуры поведения за столом, развитие умений и навыков в приготовлении коми-чая.
Задачи:
- Познакомить учащихся с историей возникновения чая, разновидностях чая, их целебных свойствах, об особенностях приготовления коми-чая.
- Обобщить у учащихся знания о способе приготовления чая, сервировке стола к чаю.
- Сформировать основные правила поведения за столом.
- Создать условия для формирования навыков в правильном поведении за столом.
- Продолжить работу над развитием мышления, памяти, воображения.
- Способствовать формированию и развитию трудовых и эстетических качеств личности.
Тип урока:
Бинарный урок (технология – этика)
Формы работы: фронтальная, групповая.
Методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный, инструктаж, проблемно-поисковый, самостоятельная (практическая) работа.
Межпредметные связи: история (краеведение), этика.
Средства обучения:
Раздаточный материал (карточки-задания), компьютер, экран, проектор.
Наглядные пособия: презентация.
Инструменты и приспособления:
Чайные наборы, скатерти, салфетки, чайные ложки, самовары, украшения для стола.
Ход урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку. Отметить отсутствующих.
Здравствуйте, мы очень рады, что вы приняли наше приглашение на чашечку коми-чая с этикетом. “Лок чай юны” (Приходи чай пить)
II. Теоретическое объяснение нового материала.
А) Тема нашего урока – “Чашечка чая с этикетом”.
Как вы думаете,
– что мы сегодня нового узнаем?
– чему научимся?
Делаем вывод: цель нашего урока – научиться правильно вести себя за столом и правильно приготавливать коми-чай.
Б) Что вы знаете о чае?
– Какая посуда нужна для приготовления чая?
– Что необходимо для сервировки стола?
– Для чего сервируют стол?
Делаем вывод: Чай – полезный напиток, существуют различные виды чая: черный, красный, зеленый.
Для сервировки стола необходимо: скатерть, посуда, украшения, самовар, салфетница.
Все это создает праздничное настроение.
– А что еще можно сказать о чае , о его происхождении?
(сообщения “хозяек” стола)
III. Сообщение познавательных сведений.
1. Чай – один из самых древних напитков, употребляемых человеком.
Родина чая – Китай. Молодой листочек по-китайски называется “тцаей”. Отсюда и произошло слово “чай”.
2. Впервые он был испробован русскими людьми в 1638 году, когда из Монголии в подарок царю Федору Михайловичу было прислано 4 пуда чайного листа с инструкцией по заварке.
Лекарь испробовал действия отвара из этих листьев на заболевшем придворном. Через некоторое время ему стало легче. Вот и начали лечить этим питьем царя и его приближенных.
3. Только спустя сорок лет Россия заключила договор с Китаем о поставке чая.
Раньше в Коми не было черного чая. Здесь приготавливали свой чай. Самыми популярными были: морковный чай, чай из ягод шиповника, чай с душицей, чай с клюквой. При изготовлении использовали глиняный горшок. В него засыпали ягоды, заливали доверху горячей водой, накрывали сковородой и ставили в печь на 2 – 3 часа. Затем процеживали и пили чай.
4. Чаепитие в Коми имело свои особенности. Чай пили горячим. Полным неуважением к гостю считалось подать ему холодный чай. Очень часто пили чай, добавляя к нему молоко. Северные коми подавали к чаю соленую рыбу.
5.На первых порах не все народы умели обращаться с чаем. Сохранился рассказ об английском моряке, который прислал своей матери ценный по тем временам подарок – полкило чая. Она пригласила гостей на изысканное заморское блюдо. Сварив весь чай в миске, слила ненужную, по ее мнению, коричневую горькую воду, разложила по порциям вываренные чайные листья и, приправив их сметаной, подала к столу.
Практическая работа.
А) Устная игра “Составь памятку” (работа в группах)
Ваша задача: составить памятку “Как заваривать коми-чай”. Вставить пропущенные слова и расставить по порядку операции.
Памятка “Как заваривать коми– чай?” (Приложение №1)
Сначала надо вскипятить воду и сполоснуть … (что?)
Всыпать в заварочный чайник чайную заварку (сколько?)
Всыпать в заварочный чайник (что?)
Залить кипятком (какой объем?) на
Прикрыть заварочный чайник … (чем?)
Дать чаю настояться … (сколько?)
Долить заварочный чайник … (чем?)
Разлить заваренный чай по чашкам … (какой объем?) и долить кипятком
Б) “Хозяйки” стола приступают к приготовлению чая.
В) Работа в группах.
Вам предлагается следующее задание: составить свод правил “Этикет за столом” (учащиеся работают в своих группах). “Главные специалисты” каждой группы представляют свои работы по определенным правилам:
отвечать только на заданный вопрос;
отвечать по “цепочке”;
не повторять ответы предыдущих “главных специалистов”
если повторяешь ответ предыдущего “главного специалиста”, выбываешь из игры.)
Этикет за столом (приложение №2)
- На стуле надо сидеть прямо, не класть локти на стол.
- За едой не следует читать.
- Есть и пить надо бесшумно, жевать с закрытым ртом.
- Чай с ложечки не пьют, ложка для того, чтобы размешивать сахар.
- Сахар берут специальной ложкой, а не своей.
- Печенье отламывают маленькими кусочками.
- Джем и повидло намазывают на хлеб ножом.
- Конфеты берут рукой из общей вазы или коробки.
Г) Чайная церемония. Во время чайной церемонии вашему вниманию будут представлена интересная информация о чае. Убедительная просьба – прочитать данные сведения и запомнить, т.к. в конце чаепития будут заданы вопросы.
Приятного всем чаепития!!! Чай да сакар тіянлы чай с сахаром вам (пожелание тем, кого застают за чаепитием);
IV. Итог урока:
Игра “Комплименты “хозяйкам” стола.
(Каждый желающий из участников стола, берет цветок-сувенирчик и дарит “хозяйке” стола со словами благодарности.)
Игра “Конверт дружеских вопросов”. (По материалам презентации)
– Какие витамины содержаться в чае?
– Какая страна является родиной чая?
– Какие основные правила поведения за столом Вы знаете?
– Почему сахар не рекомендуют класть в чай?
– Какой чай был популярным в Коми?
– Почему рекомендуют пить свежезаваренный чай?
– Какие особенности чаепития существовали в Коми?
V. Домашнее задание:
Приготовить коми-чай и пригласить своих родных и близких.