Форма проведения: круглый стол.
Цель: Выявить характерные признаки диалоговых отношений субъектов культурно-образовательного пространства школы и условий, обеспечивающих эту характеристику совместной деятельности.
Задачи:
- Осуществить анализ школьных реалий в контексте заявленной проблемы;
- Сформировать у педагогов представление об учебном процессе как основе сотворчества педагога и учащегося, о диалоге как основе обновляемого образования;
- Выявить характерные признаки диалоговых отношений субъектов в культурно-образовательном пространсте школы;
- Разработать «Профессиональный Кодекс Учителя нашей школы».
Оформление:
- Презентация (приложение 7);
- Высказывания (приложение 1);
- Карточки для игры «Life comics» (приложение 2);
- Проектор, экран, монитор;
- Видеоматериал «Лекция Ш.А. Амонашвили. Ребенок и взрослый в творческом диалоге»;
- Вопросы для обсуждения (работы в микрогруппах) (приложение 6);
- Проект «Профессионального Кодекса Учителя нашей школы» (приложение 3);
- Тест «Диалогичная ли Вы личность?» (приложение 4).
Эпиграф
Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем
М. Булгаков
Ход заседания
1. Психологический настрой: игра «Life Comics»
Люди часто испытывают трудности в общении. Эта игра как раз и поможет постепенно избавиться от излишней застенчивости.
Участники игры делятся на пары. Анализируют представленную на картинке ситуацию. Сначала каждая пара репетирует совой диалог. А потом должна показать совой диалог всем присутствующим. То есть играющие спокойно беседуют между собой, а остальные внимательно слушают. Таким образом, каждая пара демонстрирует остальным свое умение общаться. В игре нет победителей и побежденных, но по согласованию с ведущим могут быть поощрены каким-то призом.
1. Анализ ситуации
- Между кем идёт разговор?
- О чём они разговаривают?
2. Работа над диалогом
- Составьте диалог.
- Прочитайте и разыграйте диалог.
2. Вступительное слово заместителя директора по УВР
Он обосновывает актуальность темы в контексте выявленных проблем и направлений стратегического развития школы, формулирует цель и задачи участников педагогического совета по ее реализации, напоминает принятые ранее правила ведения открытой дискуссии и знакомит участников с регламентом. Знакомит участников с результатами тестирования среди учащихся (приложение 5).
3. Теоретический ввод
Актуальной проблемой современности является восстановление целостности единства обучения и воспитания. Научная педагогика, назначение которой вооружать учителя новейшими знаниями, не опиралась на психологические исследования. Более того, учитель оказался на другом полюсе по отношению к ученикам. Авторитарность, начальственный стиль из административной системы перешел в систему воспитания. Монологичный внешний диктат со стороны образовательной среды препятствует развитию творческих основ учащихся. Необходимо существующий бюрократический, административный, авторитарный тип отношения учителя к ученику заменить отношением творческого сотрудничества.
Как отмечают эксперты стран ЮНЕСКО по проблемам развития способностей к обучению и познавательным возможностям школьников, «обучение продолжает оставаться монологичным, в результате чего ребенок в учебном процессе решает задачи учителя, а его личные мотивы и цели учения остаются за пределами педагогического общения… Нестандартные, оригинальные подходы к учебным задачам, самостоятельная постановка проблем, - что, как правило, проявляется не столько в ответах, сколько в вопросах учащихся, - остаются как бы за рамками учебной работы…» (Цит. по Кузмичева И.А. Проблемы развития познавательных способностей учащихся // Вопросы психологии, 1989, №4).
Первый существенный шаг по приближению обучения в школе к особенностям современного диалогичного мышления в науке и культуре был сделан проблемным обучением. Центральным звеном усвоения знаний стала постановка перед учащимися проблемы, организации особых проблемных ситуаций, для решения которых у учащихся не было готовых средств. Это потребовало от учащихся не просто воспроизведения эталонных способов мышления, а поисковых действий по решению проблем.
Однако, при всей своей важности подобной «проблематизации» учения, главной ограничительной чертой, гранью, за которую не смогла шагнуть теория проблемного обучения, было то, что в качестве модели проблемных ситуаций в обучении, как правило, брались ситуации, в которых проблемы имели однозначное, окончательное и заранее известное учителем решение.
Предзаданность ответа ограничивает сознание рамками готовых образцов, передаваемых учителем. Противостоять такой ситуации может идея множественности (множественность вариантов, путей исследования, ответов и др.). Множественность «путей» открывается для ученика тогда, когда он, например, будет опровергать или доказывать точку зрения другого ученика, или учителя, или свою. Задача учителя - создать ситуацию удивления: почему так, а не иначе? А потом дать возможность ученику «открыть» возможность существования множества если не решений, то подходов к ним, точек зрения.
В. А. Сухомлинский подчеркивал, что учитель открывает учащимся не только окно в мир знаний, но и свой собственный мир, выражает сам себя. Подчеркнуто обезличенная манера (стиль) изложения может быть уместна как дидактический прием, но она заведомо ущербна как стиль, принцип взаимодействия и общения учителя с учащимся. Гораздо плодотворнее открытая позиция учителя, которая при определенных условиях вызывает у школьников ответное желание раскрыться.
Когда учитель передает учебный материал, пропуская его через призму своего восприятия, личного опыта, он тем самым моделирует определенное отношение к этому материалу учащихся. (см. Приложение: пять условий значимого учения по К. Роджерсу)
Содержание образования (часть социального опыта, ему изоморфная) развертывается в контексте культуры учителя и ученика. При этом реализуется специфические отношения между их сознаниями, а само понимание становится результатом сотворчества. Чтобы обеспечить понимание, учителю необходимо раскрыть не только значение того или иного элемента содержания образования, но и его смысл в контексте и в связи с другими элементами «чужого» и личного опыта: знаний, умений и навыками, опытом творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностных отношений. Контекстуальные же смыслы существуют лишь в сфере субъектно-субъектных отношений, в т.е. в диалоге.
Диалогические отношения в обучении предопределены не только природой (происхождением) содержания образования, но и самим процессом обучения. Вследствие совей универсальности диалог - не фрагмент учебного занятия, он не заканчивается с той или иной учебно-познавательной ситуацией, независим от нее, хотя ее подготовлен. Диалог «учитель-ученик», «ученик-ученик», «ученик-учебник», «ученик-компьютер» - это диалог человека с человеком, а не обучающего и обучающегося. В диалоге исчезает жестко закрепленные социальные роли «учителя» и «ученика». «Движущими силами общения должны быть обе стороны - и взрослые, и дети. По обе стороны диалога находятся и творцы, и творимые» (Философско-психологические проблемы развития образования. М.: 1981)
Взаимодействие учителя и учащихся на уроке является центральным звеном в педагогике сотрудничества. Педагогическая идея творческого сотрудничества определяет новые методы обучения, способы воспитательных коллективов, отношения между взрослыми и детьми, самими детьми. Идеи педагогики сотрудничества зрели давно, они развивались в работах прогрессивных педагогов-мыслителей прошлого, развиваются и сегодня, это непрерывно развивающаяся концепция.
Диалог в обучении между учителем и учеником - это не только спор, полемика, дискуссия, в ходе которых могут быть подвергнуты сомнению, переоценке различные элементы социального опыта. Он дает множественность ракурсов, на пересечении которых проявляется, по М.М. Бахтину, «доверие к чужому слову, ученичество, поиск глубинного смысла, согласие, наслаивание смысла на смысл, голоса на голос, усиление путем слияния (но не отождествление), дополняющее понимание, выход за пределы понимаемого» (Эстетика словесного творчества М.:1979)
Во власти учителя создать гармонию или диссонанс опыта учащихся со своим собственным и с опытом науки.
Говоря словами Януша Корчака, пусть обучением движут вера в опыт, сотрудничество и совместная жизнь. Пусть в сотворчество учителя и ученика, в диалоге их культур переплавится зафиксированная в содержании образования общечеловеческая культура, а итогом этого сотворчества будет обогащение духовного мира и ученика и учителя.
4. Просмотр видеоматериала «Лекция Ш.А. Амонашвили. Ребенок и взрослый в творческом диалоге»
Какие идеи, высказанные Ш.А. Амонашвили, Вам близки? С чем не согласны?
5. Работа в микрогруппах
(приложение 6).
Вопросы для обсуждения:
- Сегодня в подавляющем большинстве случаев дети на уроках молчат, даже на так называемых устных предметах. Тем самым ребенок не получает навыка высказывать свою точку зрения, обосновывать ее, размышлять вслух, учиться говорить на публике. Как вернуть диалог на уроки?
- Какова функция учебника в диалоге на уроке? Современный учебник - ретранслятор научных знаний. Как сделать его «собеседником»?
- Чем помогают, а что разрушают на уроке модные технические средства обучения (интерактивная доска, презентации и т.п.). Каковы разумные границы применимости этих средств для пользы дела?
- Какими новыми компетенциями должен обладать учитель, будучи посредником в осуществлении диалога ученика и социума?
- Диалог на уроке это хорошо или плохо? Возможно ли отрицательное воздействие воспитания в диалоге?
Представление каждой микрогруппой выработанного мнения.
6. Работа в группах:
разработка «Профессионального Кодекса Учителя нашей школы» (приложение 3)
Обобщение предложений о создании Профессионального Кодекса Учителя нашей школы.
7. Рефлексия «Диалогичная ли Вы личность?»
Тест для учителей (приложение 4)
Ключ к тесту:
а) – 1 балл; б) – 2 балла.
Монологичная личность.
Если вы набрали от 17 до 21 балла, то, скорее всего, вы не нуждаетесь в других людях как собеседниках и интересных, самобытных личностях, у которых можно чему-то поучиться. Вас больше волнует то, какую выгоду (лучше – материальную) вы могли бы получить от конкретного человека или от деятельности. Наверное, вы недовольны окружающей действительностью и считаете, что часто к вам относятся несправедливо. В большинстве случаев вы недопонимаете кого-то или вас недопонимают. Когда к вам приходит успех, вы не хотите делить его ни с кем. Чужое мнение, если оно не совпадаете с вашим, раздражает вас. Видимо, вы монологичны, и подлинная, глубокая, созидательная “встреча” с самим собой, со своим “Я” у вас еще не произошла. Это не значит, что вы плохой человек – просто, как нам кажется, вы не узнали еще одну радость жизни – радость диалогического взаимодействия с миром.
Мотивационно-диалогичная личность.
Если вы набрали 22–29 баллов, то можно предположить, что вы стремитесь к гармонии с миром и с самим собой. Вам хотелось бы жить с людьми в мире и согласии, но часто этому мешают какие-то обстоятельства или люди недостаточно готовы идти вам навстречу. Вам пока еще трудно найти свое место в команде, наступив “на горло собственной песне”, вы не получаете удовлетворения от коллективного дела и общения с людьми. У вас есть желание стать диалогичной личностью, но вы пока еще не очень хорошо знаете, как это следует сделать, боитесь ущемить свою независимость. Может быть, вам надо научиться слушать “чужой” голос (дело не в том, чтобы уметь молчать, а именно – слушать и слышать).
Диалогичная личность.
Если при подсчете у вас оказалось 30–34 балла, то вполне можно считать вас человеком, рядом с которым всем уютно. И самому с собой вам тоже очень комфортно. Хотя это не означает, что вам известны ответы на все вопросы. Просто вы способны услышать правду другого, не привыкли сваливать вину на других и в любом деле в первую очередь спрашиваете с себя. Вы знаете, что часто нельзя изменить обстоятельства, но можно изменить свое отношение к ним. Без лишней суеты вы пытаетесь решать проблемы, выходить из конфликтов. Наверное, вас очень любят в коллективе и многие втайне мечтают научиться жить также, как вы: содержательно, интересно, бесконфликтно, в согласии с миром и с людьми, с интересом к собственному самосовершенствованию.
8. «Открытый микрофон» -
обмен мнениями по теме педагогического совета и представленной информации.
Литература:
- Саляхова Л.И. Педагогический совет: технология подготовки и практические разработки. - М.: Глобус, 2008.
- Курганов С.Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1989.
- Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося.
- Образцова Т.Н. Психологические игры для детей. - М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2010.
- http://www.rosbalt.ru/2010/02/10/711770.html