Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Цели: формировать умение обозначать на письме долгие согласные звуки буквами, способствовать развитию фонематического слуха. Расширять словарный запас слов. Развивать умение выделять слова с двойными согласными в корне слова в тексте.
Ход урока
1. Организационный момент
(Звучит фонограмма песни В.Я.Шаинского на стихи М.С.Пляцковского "Улыбка").
- Какое настроение у вас возникает, когда вы слышите эту мелодию?
- Почему?
Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу, и с этим прекрасным настроением я предлагаю начать наш урок.
2. Чистописание
Прописи, с.19
Прочитайте стихотворение Н. Хвостова.
- О чём говорится в этом стихотворении? Назовите тему.
Напишите этот текст.
- Назовите известные орфограммы. Что вы можете сказать об их написании?
- В чём особенность написания слов “лунной”, “кристаллов”?
- Каким образом на слух определяем написание сдвоенных согласных? (Они при произношении тянутся долго)
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Посмотрите на доску. (Хорошовеснойгулятьпоцветущейаллее.)
- Можно ли данную запись назвать предложением? Почему? Что нужно сделать?
- Разделите на слова и запишите полученное предложение (Один ученик работает у доски).
- Какое предложение получилось? Что такое аллея?
- Какие изученные орфограммы вам встретились в этом предложении?
- А встретились ли неизвестные орфограммы? (Аллея)
- Можете назвать эту орфограмму? Сколько согласных пишем в этом слове, а сколько произносим?
- А можете объяснить написание этого слова или подобрать проверочное?
- Многие слова с двойными согласными заимствованы из других языков, поэтому их написание нужно запомнить.
- Итак, попробуйте сформулировать тему нашего урока (тема урока появляется на первом слайде). Презентация
- А какие цели мы должны перед собой поставить? (Учиться писать слова с двойными согласными в корне слова, учиться видеть их в тексте).
- А с помощью, каких задач мы можем достичь нашей цели? (Сформулировать правило, выполнить упражнения, выделяя слова с двойными согласными в тексте, запомнить как можно больше слов с двойными согласными в корне слова).
- Для чего мы изучаем эту тему? Где можем применить полученные знания?
4. Усвоение новых знаний
- Сегодня нам нужно выполнить несколько упражнений, чтобы запомнить как можно больше слов с двойными согласными в корне.
1 задание:
- Я читаю загадки, а отгадки вы записываете в тетрадь и выделяете орфограмму.
(Иллюстрации отгадок и слов с двойными согласными. 2–5 слайды).
Чтоб каждый телевизор
Работал без капризов,
На крыше непременно
Должна стоять: антенна.Проста задача и легка.
Пишусь всегда через два "ка",
И мяч, и шайбу клюшкой бей,
А называюсь я: хоккей.Во мне два "ка", не забывайте,
Таким, как я, всегда бывайте:
Я - точный, честный и опрятный,
Иным же словом - аккуратный.Где доска и парта есть,
Чтоб всем детям сразу сесть?
Это в школе есть у нас,
Это наш просторный: класс.
- Сколько лексических значений имеет слово класс? Какими источниками можем воспользоваться, чтобы узнать лексическое значение слова? (Толковый словарь Ожегова, Ушакова)
5. Физминутка
Игра "Поймай слово". (Учитель называет слова. Если в них встречается двойная согласная, то дети хлопают в ладоши, а если одна согласная, то приседают)
Шоссе, группа, упражнение, коридор, суббота, класс, малина, масса, Алла, директор, сумма.
6. Первичная проверка понимания
2 задание: работа в группах и парах
(Задание записано на листочках, лежит на партах).
Задание для детей, работающих в парах: (вставить подходящее по смыслу слово, первое и второе предложение записать в тетрадь).
- Ребята ловили для_____________ жучков и бабочек.
- Сначала мы ехали на автобусе, а потом на ______________.
- Папа послал бабушке поздравительную ________________.
- Ученики ждали учителя у дверей _____________.
Задание для детей, работающих в группах: (восстановить деформированные предложения, второе предложение записать и выделить грамматическую основу).
- Тенистых, парке, в, много, школьном, аллей.
- Объяснил, правило, грамматике, по, новое, учитель.
- Ребята, группа, собирает, листья, осенние, коллекции, для.
- Прочитайте полученные предложения. Какие новые слова с двойными согласными встретились?
- Как вы думаете, с какой целью мы выполняли данные задания?
- Кто испытал трудности при выполнении данного задания?
- Как вы думаете, почему?
7. Первичное закрепление. Дифференцированная работа (самостоятельная работа и работа по карточкам)
- Некоторые ребята работают по карточкам. Задание: составить и записать предложения со словами ссора, аккуратный, гиппопотам.
- Для детей, работающих самостоятельно, на шестом слайде появляются слова:
Ак.уратный, кла.сика, ак.робат, кос.мос, хок.ей, ал.ея, кал.ендарь, тел.ефон.
Задание: записать в первый столбик слова с двойными согласными в корне слова, выделить орфограмму, а во второй столбик записать слова с одной согласной.
После окончания работы выполняется взаимопроверка. На седьмом слайде появляются два столбика для проверки.
аккуратный | акробат |
классика | космос |
хоккей | календарь |
аллея | телефон |
(При проверки составленных предложений, обратить внимание на слово гиппопотам).
- Подберите синоним к данному слову. Где можно найти лексическое значение данного слова?
- Ребята, как вы думаете, для чего мы выполняли данную работу? (Закрепить полученные знания, уметь выделять слова с двойными согласными в корне слова)
8. Кроссворд
- Подобрать нужное слово и записать по горизонтали.
1. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу (хоккей).
2. Дорога с рядами деревьев по сторонам (аллея).
3. Место, где продают билеты (касса).
4. Человек, который совершает поездку на поезде, пароходе или другом виде транспорта (пассажир).
5. Дорога, покрытая асфальтом (шоссе).
- Прочитайте слово, которое получилось по вертикали (класс).
- Молодцы! Вы доказали, что ваш класс самый дружный, умный, внимательный.
9. Домашнее задание
Упр.76, запомнить написание словарных слов на стр.35.
10. Рефлексия
- Давайте вспомним, какую тему изучали на уроке?
- Что нового узнали?
- Достигли поставленных целей?
- Кто испытывал трудности? Как вы думаете почему?
- Оцените свою работу. (На доске вывешены три кружочка: синий, зелёный, красный)
- Кто не испытывал трудностей выполнял работу быстро и правильно, тот рисует в тетради синий кружочек.
- У кого были ошибки или что-то не получалось, тот рисует зелёный кружочек.
- У кого было много ошибок, и все упражнения вызывали трудности, тот рисует красный кружочек.
11. Выставление оценок
- Молодцы!
Спасибо за работу.
Список литературы
- Русский язык. 3 класс: поурочные планы по учебнику Зелениной Л.М., Хохловой Т.Е. – М.; Просвещение, 2009.
- Л.М. Зеленина, Т.Е.Хохлова Русский язык: рабочая тетрадь 3 кл. в 2-х ч., М., Просвещение. 2010 г.
- Русский язык: дидактический материал: пособие для учащихся 3 кл. нач. шк. / Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е. - М.: Просвещение. 2010.
- Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В..Прописи – ступеньки. Чистописание. 3 кл., в 4-х ч., М., 2009.
- С.И Ожегов, Словарь русского языка. М., ОНИКС. Мир и образование, 2007.