Психолого-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса.
Несмотря на обилие разных психолого-педагогических диагностик, применяемых в общеобразовательных учреждениях, остаётся дефицит таких диагностик для работы в образовательных учреждениях дополнительного образования. Подходя к своей работе ответственно, педагоги дополнительного образования каждый раз сталкиваются с проблемой, где взять доступную, лёгкую в обработке и главное такую диагностику, которая бы показала достоверные результаты работы с учащимися.
Эта методичка собрала в себе разнообразные диагностики, которые педагог дополнительного образования сможет, смело использовать в своей работе не только с детьми, но и с родителями. Анализ этих методик педагогом покажет, на какие моменты образования и воспитания надо обратить более пристальное внимание, какому учащемуся необходимо больше индивидуального внимания, ласки и тепла.
Но на наш взгляд, педагогам не стоит также забывать о столь простом, но самом главном методе нашей работы – наблюдении. Наблюдение за поведением учащихся, за их выражением эмоций, за отношениями учащихся со сверстниками, с родителями и с самим педагогом даёт более полную картину всего образовательного и воспитательного пространства.
Характеристика уровней развития воспитанников в объединении “_________”.
Проводиться в начале года и в конце, сравниваются полученные данные за первый год обучения и последующие.
Параметры | Низкий уровень НУ | Пограничный уровень между средним и низким ПУСН | Средний уровень СУ | Пограничный уровень между средним и высоким ПУСВ |
Познавательная деятельность | Не проявляет интерес к учебной деятельности, учебные навыки не сформированы; речевой негативизм, отказ от выполнения задания; проявляет упрямство | Проявляет избирательный интерес к учебной деятельности; учебные навыки не сформированы; на занятиях в группе пассивен | Проявляет интерес к учебной деятельности; иногда принимает активное участие в групповых занятиях; учебные навыки сформированы | Проявляет интерес к учебной деятельности на протяжении всего занятия; активен на занятиях; учебные навыки сформированы |
Особенности поведения | Двигательно-расторможенный; повышенная утомляемость | Двигательно-расторможенный; требует смены деятельности, быстро устаёт, внимание неустойчивое | Усидчивый; распределяет внимание на протяжении всего занятия | Поведение организованное, усидчив; внимание устойчивое, активен на протяжении всего занятия |
Особенности памяти, мышления | Плохая зрительная и слуховая память; затрудняется в обобщении и классификации | Зрительная память развита лучше, чем слуховая, допускает ошибки в обобщении и классификации; затрудняется отвечать на вопросы | Хорошая память; устойчивое внимание; самостоятельно обобщает понятие по родовому сходству; выделяет лишнее, может дать объяснение по наводящим вопросам | Быстро запоминает новый материал, не требует повторения, самостоятельно рассуждает, классифицирует, делает обобщение и выводы |
Состояние эмоционально-волевой сферы | Снижение эмоционально-волевой сферы. Быстрая смена настроений: упрямы, плаксивы, агрессивны, замкнуты, бурно реагируют на положительную или отрицательную оценку своей деятельности | Эмоционально-волевая сфера в пределах нормы | Адекватно реагируют на оценку своей деятельности, умеют сдерживать свои эмоции | |
Знания, умения и навыки (уровень компетенции) по программе | Представления об (требования объединения по программе) не сформированы | Представления об (требования объединения по программе) есть, но они не сформированы как понятия | Представления об (требования объединения по программе) есть, но путается в понятиях, сходных по родовому свойству | Прочные знания об (требования объединения по программе). Использует полученные навыки в практической деятельности |
Например: Характеристика уровней развития воспитанников в объединении вокального пения “Созвездие” на начало года.
№ пп | Фамилия имя учащегося | Познавательная деятельность | Особенности поведения | Особенности памяти, мышления | Состояние эмоционально-волевой сферы | Уровень компетенции по программе |
1. | Иванов Иван | СУ | ПУСН | СУ | СУ | ПУСН |
2. | Петров Петя | ПУСВ | ПУСВ | ПУСВ | ПУСВ | ПУСВ |
Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”.
Социальная адаптация (приспособление человека к условиям новой социальной среды) является одним из основных механизмов социализации личности. Поэтому в педагогической практике важно учитывать процесс адаптации ребёнка к изменившимся условиям его жизни и деятельности при поступлении в учреждение, при вхождении в новый коллектив. Очень важно, чтобы встреча с новыми взрослыми, незнакомыми детьми была плавной, мягкой, бестравматической.
Используя в работе ниже приведённую таблицу, педагог может выявить детей, наиболее уязвимых в плане социальной адаптации, требующих постоянного внимания, помощи и поддержки. Особенно это важно в первые месяцы посещения ребёнком образовательного учреждения.
Таблица адаптации ребёнка в объединении “______________”.
Характер адаптации Параметры |
1-я группа лёгкая |
2-я группа средней тяжести |
3-я группа тяжёлая |
4-я группа крайне тяжёлая |
Настроение | Бодрое, контактное | Бодрое, неуравновешенное, очень эмоциональное | Спокойное, уравновешенное, неконтактное, неэмоциональное | Вялое, неконтактное |
Поведение на занятии | Сосредоточен, инициативен, быстро отвечает, уравновешен | Не сосредоточен, не активен, возбудим | Малоактивен, заторможен, замедлен в реакциях, инертен | Не сосредоточен, пассивен |
Предел работоспособности | Соответствует норме и возрасту | Быстро наступает утомление | Соответствует возрастной норме | Низкий |
Признаки утомления | Небольшая возбудимость нервной системы | Возбудимость нервной системы, нарушение координации движений | Замедленная ответная реакция | Явно выраженные признаки утомления |
Учёт посещаемости и наполняемости групп.
Средний показатель посещаемости за месяц вычисляется по формуле:
П = ((кол-во детей в группе х число занятий в месяц) – кол-во пропусков)/(число занятий в месяц).
Диагностическая карта.
“Оценка уровня воспитанности обучающихся”.
Ф.И. обучаемого | Качества личности | Общий балл | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Перечень качеств:
- Гуманность в отношении к окружающим,
- Вежливость,
- Трудолюбие,
- Физическая культура,
- Честность,
- Любознательность.
Данные высчитываются на основе наблюдений методом наблюдений. Оценивается проявление тех или иных качеств по пятибалльной системе:
4 балла – качество проявляется,
3 балла – качество больше проявляется, чем не проявляется\,
2 балла – качество не проявляется,
Высокий уровень – 50–35 баллов,
Средний уровень – 35–25 баллов,
Удовлетворительный уровень – ниже 25 баллов.
Общий уровень воспитанности группы вычисляется путём сложения баллов по каждому качеству, делению на количество обучающихся.
Изучение мотивации выбора данного объединения учащимися.
Педагог просит ответить на вопрос “Почему я выбрал это объединение?” и предлагает 6 возможных ответов. Учащиеся проставляют по 10-балльной системе значимость каждого ответа для них. Предлагаемые мотивы выбора объединения:
- Посещаю, потому что так хотят мои родители.
- Нравится преподаватель в объединении.
- Это престижно.
- Все мои друзья обучаются здесь.
- Некуда деть свободное время.
- Приятно обучаться в коллективе объединения.
Данные заносятся в таблицу для количественно-качественного анализа:
Ф.И. учащегося | Мотивы выбора | Преобладающий мотив | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Опросник креативности Рензулли.
Креативность – способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.
Опросник креативности – это объективный, состоящий из 10 пунктов, список характеристик творческого мышления и поведения, созданный для идентификации проявлений креативности, доступных внешнему наблюдению. Заполнение опросника требует 10–20 минут, в зависимости от количества оцениваемых и опытности заполняющего опросник.
Каждый пункт оценивается на основе наблюдений эксперта за поведением интересующего нас лица в различных ситуациях (на занятии, на перемене, в свободной деятельности). Данный опросник позволяет провести как экспертную оценку креативности различными лицами: педагогом, психологом, родителем, сверстниками, так и самооценку учащимися (14–17 лет).
Каждый пункт опросника оценивается по шкале, содержащей четыре градации: 4 – постоянно, 3 – часто, 2 – иногда, 1 – редко.
Общая оценка креативности является суммой баллов по 10 пунктам (минимальная возможная оценка – 10 баллов, максимальная – 40 баллов).
Творческие характеристики:
- Чрезвычайно любознателен в самых разных областях: постоянно задаёт вопросы о чём-либо и обо всём.
- Выдвигает большое количество различных идей или решений проблем; часто предлагает необычные, нестандартные, оригинальные ответы.
- Свободен и независим в выражении своего мнения, иногда горяч в споре; упорный и настойчивый.
- Способен рисковать; предприимчив и решителен.
- Предпочитает задания, связанные с “игрой ума”; фантазирует, обладает воображением (“интересно, что произойдёт, если…”); манипулирует идеями (изменяет, тщательно разрабатывает их); любит заниматься применением, улучшением и изменением правил и объектов.
- Обладает тонким чувством юмора и видит смешное в ситуациях, которые не кажутся смешными другим.
- Осознаёт свою импульсивность и принимает это в себе, более открыт восприятию необычного в себе (свободное проявление “типично женских” интересов для мальчиков; девочки более независимы и настойчивы, чем их сверстницы); проявляет эмоциональную чувствительность.
- Обладает чувством прекрасного; уделяет внимание эстетическим характеристикам вещей и явлений.
- Имеет собственное мнение и способен его отстаивать; не боится быть непохожим на других; индивидуалист, не интересуется деталями; спокойно относится к творческому беспорядку.
- Критикует конструктивно; не склонен полагаться на авторитетные мнения без их критической оценки.
Уровень креативности.
Уровень креативности | Сумма баллов |
Очень высокий | 40–34 |
Высокий | 33–27 |
Нормальный, средний | 26–21 |
Низкий | 20–16 |
Очень низкий | 15–10 |
Анкета для родителей (исследования по вопросу воспитания детей и организации разумного досуга).
Вам предлагается анкета с вопросами, один из вариантов ответа нужно обвести или в графе рядом написать свой ответ.
Результаты ответов помогут педагогу совершенствовать работу по организации образовательного процесса, сделать его более содержательным и интересным, а также в дальнейшем определить, какая именно помощь нужна Вам при общении с ребёнком и родителями.
1. Каким образом Ваш ребёнок попал в наше объединение?
- записался сам по собственной инициативе;
- по совету учителя школы;
- по совету родителей.
2. Знакомы ли Вы с программой объединения, т.е. содержанием деятельности объединения?
- хорошо знакомы;
- имеете общее представление;
- незнакомы.
3. Как Вы относитесь к занятиям Вашего ребёнка в нашем объединении?
- одобряете;
- безразлично;
- не одобряете.
4. Считаете ли Вы, что эти занятия принесут пользу Вашему ребёнку?
- большую;
- небольшую;
- возможно, пригодятся в жизни.
5. Как относится Ваш ребёнок к посещению этих занятий?
- посещает с удовольствием;
- особой радости не испытывает;
- посещает по Вашей просьбе или напоминанию.
6. Нравится ли Вам педагог?
- как профессионал;
- как человек;
- как воспитатель (организатор массовых мероприятий, экскурсий и т.п.).
7. Чего Вы ждёте в итоге от посещения Вашим ребёнком наших занятий?
- хороших умений и навыков по направленности объединения;
- развития способностей, пригодных для обучения в школе;
- ничего не жду.
8. Чем бы Вы могли помочь в развитии нашего объединения?
- материально, на развитие объединения;
- материалами, тканью, оформлением кабинета, раздаточным материалом, организацией экскурсий и встречами с интересными людьми.
- ничем, не имею возможности.
9. Помогают ли Вам в общении с ребёнком его занятия в объединении?
- да, очень;
- есть общий интерес;
- нет.
10. Как влияет посещение занятий на успеваемость в школе?
- лучше учится;
- особых изменений нет;
- успеваемость снизилась.
11. Сколько времени Вы уделяете своему ребёнку?
- понемногу ежедневно;
- периодически, когда есть свободное время;
- очень мало по ряду причин.
10 секретов красоты для педагогов от Одри Хепбер:
- Чтобы губы стали соблазнительными, говорите добрые слова.
- Чтобы глаза были красивыми, излучайте доброе.
- Чтобы фигура была стройной, делитесь едой с голодным.
- Чтобы волосы были красивыми, позволяйте ребёнку проводить по ним пальчиками раз в день.
- Для уверенности ходите с сознанием того, что вы не одна.
- Люди больше вещей нуждаются в реставрации, поощрении, прощении и т.п. Никогда никого “не выбрасывайте”.
- Если вам понадобится рука помощи, она всегда при вас – ваша собственная. Когда станете старше, поймёте, что у вас две руки: одна – чтобы помогать себе, другая – чтобы помогать другим.
- Красота женщины не в одежде, фигуре или причёске. Она – в блеске глаз. Ведь глаза – это ворота в сердце, где живёт любовь.
- Красота женщины не во внешности, истинная красота отражена в её душе. Это забота, которую она проявляет.
- Красота женщины возрастает вместе с её годами!
Список литературы.
- Овчарова Р.В., Практическая психология образования – М.: “Академия”, 2003.
- Дубровина И.В., Практическая психология образования – М.: “Сфера”, 1997.
- Шевандрин Н.И., Психодиагностика, коррекция и развитие личности – М.: “Владос”, 1998.
- Лазарева А.Г., Сборник авторских программ дополнительного образования – М.: “Народное образование”, 2002.
- Савенков А.И., Как выявлять одарённых детей, журнал “Детское творчество” № 3, 1998.
- Журнал “Школьный психолог” – подшивка с 2003 по 2009 год.