Цели урока:
а) раскрыть особенности внешних покровов млекопитающих;
б) развивать умение работать с учебником, логическое мышление, анализировать, делать выводы;
в) воспитывать у учащихся интереса к учению, совершенствовать, навыки работы с лабораторным оборудованием, повышение экологической культуры.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок с применением компьютера.
Форма работы: индивидуальная, в парах.
Методы урока: частично-поисковый, проектный, исследовательский.
Средства обучения: таблица “Строение кожи”, микроскоп, компьютер, мультимедиа диск, карандаш, линейка, ручка.
Ход урока
1. Организационный момент (2 мин.) Установка на правильное положение.
2. Изучение нового материала:
- Ребята сегодняшняя тема урока: “ Класс Млекопитающие. Особенности внешних покровов млекопитающих”. (Запись)
- Что Вам известно о млекопитающих? (Кормят молоком детенышей, теплокровные, четырехногие и т.д.)
- А что Вы хотели бы узнать о млекопитающих? (Строение внешнего и внутреннего строения)
Цель урока: раскрыть особенности внешних покровов млекопитающих.
Это самый высокоорганизованный класс среди позвоночных животных, класс включает в себя множество видов, один из которых совершенно особенный – род человек.
Особенности их строения обусловили возможность широкого распространения млекопитающих в самых разнообразных условиях. Географически они распространились почти повсеместно, за исключением Антарктиды. Общее число видов современных млекопитающих составляет 4,5 тысяч.
Предлагаю вам, познакомится с представителями класса млекопитающих.
- Ребята, как Вы считаете, от кого могли произойти млекопитающие? (От зверозубых рептилий)
Они появились на Земле одновременно с динозаврами, примерно 200 млн. лет назад в мезозойскую эру.
- Кто знает ребята, из каких отделов состоит тело млекопитающих? (Голова, шея, туловище, хвост)
- Рассмотрим покровы тела.
- Используя рисунок, определите из каких слоев состоит кожа?
- Приходилось ли Вам наблюдать на одежде белый налет? Как вы считаете, из какого слоя образуется перхоть? (Перхоть – это ороговевшие, мертвые клетки эпидермиса)
Эпидермис дает начало многим производным кожи.
- В учебнике на стр. 222 производные кожи.
- Между кожей и мышцами располагается еще один слой, можете пощупать себя и определить какой еще слой имеется под кожей? (Подкожная жировая клетчатка)
- Ребята как вы считаете, каково значение подкожной жировой клетчатки? (Теплоизоляция, основной энергетический материал)
- Как вы думаете толщина кожи у всех ли одинакова? (Тонкая кожа (холодные страны) имеется пышный волосяной покров. Например: у зайцев; толстая кожа у видов которые утратили волосяной покров. Н-р: тюлень, слон)
Кожа млекопитающих богата железами, рассмотрите рисунок в учебнике и назовите какие железы кожного покрова млекопитающих.
Железа | Функция |
Потовая | Выделение пота |
Сальная | Выделение кожного сала и смазывание волос |
Пахучая | Выделение пахучих веществ |
Млечная | Выделение молока |
- От названия какой железы назван класс млекопитающие? (Млечной)
Млекопитающие – это животные кормящие своих детенышей молоком (запись)
Динамическая пауза
- Посмотрите ребята на кожу руки, что вы наблюдаете, чем еще покрыта кожа? (Волосяным покровом. Волосяной покров: остевые, пуховые, вибриссы)
- Найдите определение вибриссов в учебнике.
Расположение вибриссов у разных видов млекопитающих по-разному (дом. задание, использовать дополнительную литературу).
Рассказ учителя: В строение волоса можно различить ствол - под кожей, корень сидящий в коже. Ствол волоса является мертвым роговым образованием, неспособным к росту и изменению формы. Корень заканчивается луковицей ,которая находится в волосяной сумке. К волосяной сумке подходят кровеносные сосуды, сальные железы, рецепторы. К нижней части волосяной сумки подходят мышечные волокна- сокращение вызывает движение волосяной сумки. (Ощетинивание)
- Ребята как вы считаете, меняется ли густота волосяного покрова по сезонам? (Меняется так у белки летом на 1 кв. см - 4200 волос, а зимой – 8100 волос) Ученые определили что самый толстый волос - рыжий волос.
А сейчас, ребята мы переходим к самой практической части урока – выполнение проектных заданий (Приложение 1). Установка микроскопов.
Вывод урока: проверка проектных заданий и обобщение урока.
Домашнее задание: изучить страницы учебника 222-223; в дополнительной литературе найти расположение вибриссов у разных видов млекопитающих.
Оценки: ребята получат после проверки проектных заданий.