Организация работы МОУ ЦЛПДО во взаимодействии с учреждениями, содействующими воспитанию, как фактор успешной социализации подростков-депривантов

Разделы: Администрирование школы


Муниципальное образовательное учреждение 11 типа для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи “Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения” создано в сентябре 2001 года для детей с девиациями в поведении, с различными формами педагогической и социальной запущенности, с серьезными социальными отклонениями. Одним из принципов, на котором строится воспитательно-образовательный процесс Центра, является вовлечение всех обучающихся в активную деятельность по основным направлениям: правовое воспитание, нравственное, патриотическое, спортивно-оздоровительное, эстетическое, профилактика наркомании, алкоголизма. Воспитательное пространство представляет собой интегративную связь педагогического коллектива, специалистов Центра, а также учреждений, содействующих воспитанию, учреждений дополнительного образования, учреждений культуры и спорта.

Необходимо разъяснять подросткам Центра и их родителям права, обязанности и ответственность, которыми они обладают в соответствии с законодательством РФ: с Законом РФ “Об образовании” ст. 50, Федеральным законом “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних” ст.2.: осуществлять консультирование по правовым вопросам; кроме этого оказывать содействие в определении форм устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства; в организации досуга и занятости обучающихся.

Важен системный подход в организации и проведении правовой профилактической работы. Такая система в МОУ ЦЛПДО предполагает тесное взаимодействие педагогического коллектива Центра, социальной службы с социумом, с учреждениями, содействующими воспитанию.

Рисунок 1 – Система работы МОУ ЦЛПДО по правовому воспитанию

Цель:

  • Повышение уровня правовой культуры подростков и их родителей.
  • Снижение уровня правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних Центра.
  • Приобщение к деятельности, направленной на социализацию подростков.

Для осуществления поставленной цели реализуется система воспитательных мероприятий правовой направленности (см. табл. 2).

Таблица 2 – План мероприятий правовой направленности в МОУ ЦЛПДО с привлечением специалистов ПДН, РОВД, ГИБДД, врача-нарколога.

Дата Мероприятие

Классы

Ответственные
1. Сентябрь 1. Родительское собрание. Тема: “Ответственность родителей за ненадлежащее воспитание и обучение детей (Ст. 5. 35 КоАП РФ”.

2–9

Инспектор ПДН по работе с обучающимися.
2.“Ответственность, наступающая вследствие участия в террористических актах” (в рамках мероприятий месячника по ОБЖ)

2–9

Фонд “Дети и молодежь против терроризма и экстремизма”
3. Интеллектуальная игра “Безопасное поведение на дорогах”.

2–9

Классные руководители, инспектор ГИБДД
2. Октябрь Месячник “Наркотики – путь в никуда”.    
1. Беседы по классам на тему: “Ответственность за хранение, приобретение наркотических веществ”.

2–9

Инспектор ПДН по работе с обучающимися
2. Индивидуальные беседы с обучающимися, состоящими на учете в наркологическом кабинете.

2–9

Врач-нарколог
3. Часы общения “Правда о наркотиках”

2–9

Классные руководители
3. Ноябрь Месячник “Пожарной безопасности”.    
1.Беседы на тему: “Ответственность несовершеннолетних за умышленные поджоги”.

2–9

Инспектор ПДН по работе с обучающимися, специалисты ГОиЧС
4. Декабрь Акция “Милиция и дети”.    
1. Беседа на тему “Административное право. Правонарушения. Взыскания”.

2–5

Инспектор ПДН
2. Беседа на тему “Уголовное право. Преступление. Ответственность”.

6–9

Сотрудник РОВД
3. Часы общения “Россия-правовое государство”(12 декабря)

2–9

Классные руководители
4. Родительское собрание. Тема: “Семейное право. Права и обязанности родителей”.

2–9

Социальный педагог
5. Январь День подростка.    
Приглашение врача-нарколога, секретаря КДН, заместителя прокурора.

2–9

Заместитель директора по ВР, инспектор ПДН, заместитель прокурора
6. Февраль 1. Беседа на тему: “Права и обязанности человека”.

2–9

Инспектор ПДН по работе с обучающимися.

Врач-нарколог

2. Индивидуальные беседы с

врачом- наркологом.

2–9

 
7. Март 1. Родительское собрание. Тема: “Как уберечь детей от употребления наркотиков”.

2–9

Инспектор ПДН, врач-нарколог, педагог-психолог.
2. Беседа на тему: “Трудовое право и несовершеннолетние”.

8–9

Специалист Центра занятости населения.
8. Апрель Экскурсия в ЦВИНП, СИЗО.

5–9

Секретарь КДНиЗП,

классные руководители.

9. Май 1. Беседы по ПДД.

2–6

Инспектор ГИБДД
2. Анкетирование, мониторинг по правовым знаниям.

2–9

Инспектор ПДН

Наркологический кабинет Кузнецкого района г. Новокузнецка сотрудничает с МОУ ЦЛПДО с 2001 года. Актуальность совместной деятельности специалистов Центра и ГУЗ “Новокузнецкий наркологический диспансер” по пропаганде здорового образа жизни и профилактике употребления психоактивных веществ подростками обусловлена особенностями контингента. Практически всех подростков можно отнести к группе риска (проживают в неполных, многодетных и асоциальных семьях), 25% воспитанников состоят на учёте в наркологическом кабинете Кузнецкого района.

Первичная профилактика употребления психоактивных веществ подростками-депривантами на базе МОУ ЦЛПДО осуществляется как коллективом Центра, так и специалистами ГУЗ “Новокузнецкий наркологический диспансер”. Цель совместной деятельности – снижение вероятности вовлечения обучающихся в экспериментирование с психоактивными веществами, воспитание в духе непринятия наркотических веществ. Задачи:

  • развитие у детей и подростков установок на здоровый образ жизни;
  • формирование у обучающихся убеждения в том, что употребление ПАВ наносит ущерб здоровью и приводит к психическому распаду;

С целью формирования социально-психологической компетентности подростков, ценностей здорового образа жизни в МОУ ЦЛПДО проводится большая профилактическая работа специалистами учреждений:

  • просветительская работа с обучающимися, направленная на разъяснение негативного влияния ПАВ на здоровье человека, формирование бережного отношения к собственному здоровью;
  • просветительская работа с родителями.

Врач-нарколог регулярно выступает перед обучающимися с беседами в рамках проведения месячника “Наркотики – путь в никуда”, Дней здоровья (ежемесячно) и Дней подростка, проводит профилактические беседы с подростками “группы риска”, систематически выступает на заседаниях методического объединения классных руководителей.

Совместная деятельность учреждений, работающих с подростками – депривантами имеет положительные результаты: количество обучающихся МОУ ЦЛПДО, состоящих на учете в наркологическом кабинете, сократилось с 38% до 25%, увеличилось количество воспитанников, ориентированных на здоровый образ жизни.

Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи “Центр психолого-медико-социального сопровождения “ДАР” сотрудничает с МОУ ЦЛПДО в течение многих лет. Цель сотрудничества – психолого-педагогическая и медико-социальная поддержка детей, испытывающих трудности обучения, либо имеющих те или иные формы неадекватного поведения. Данная работа включает в себя:

  • Привлечение специалистов для просветительской работы с обучающимися по пропаганде здорового образа жизни.

Врач-гинеколог Центра “Дар” ежегодно выступает с профилактическим беседами в рамках проведения Дня здоровья. Цель – формирование у подростков установок на бережное отношение к своему репродуктивному здоровью. В ходе бесед обучающиеся получают информацию о том, что необходимо делать, чтобы сохранить репродуктивное здоровье, а также с алгоритмом поведения в экстремальных ситуациях, связанных с насилием.

  • Профориентационная работа.

Ежегодно в апреле-мае психологами Центра ДАР проводится диагностическая работа с обучающимися 9-х классов МОУ ЦЛПДО. Цель – помочь подросткам сориентироваться в мире профессий, соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями, предъявляемыми различными профессиями к личностным особенностям человека.

  • Совместное сопровождение обучающихся МОУ ЦЛПДО специалистами психолого-медико-социального консилиума Кузнецкого района и Центра.

Данная работа позволяет наметить целостную программу индивидуального сопровождения обучающихся, увеличить диапазон образовательных маршрутов детей и подростков. Совместная деятельность учреждений способствует снижению количества обучающихся с проявлениями школьной и социальной дезадаптации, повышению успеваемости и уровню обученности воспитанников, их реабилитации и ресоциализации, успешному профессиональному самоопределению.

Творческая деятельность обучающихся в Центре осуществляется в работе студии “Литературно-музыкальная гостиная”, в кружках: “Вокальный”, “Танцевальный”, “Умелые руки”, секции ОФП, студии “Веселый карандаш”, “Научное общество обучающихся”. Расширяет пространство педагогов дополнительного образования совместная деятельность с подростковым клубом “Эдельвейс” Дома детского творчества №1, вовлечение детей 2-6 классов в работу его кружков. Основная цель – формирование социально-значимых качеств личности. Задачи:

  • Развитие творческих способностей обучающихся.
  • Формирование и развитие познавательных интересов.
  • Выявление и поддержка индивидуальности детей, в соответствии со склонностями и интересами.

Основными формами взаимодействия являются:

  • Посещение занятий кружка “Фантазеры”.

При этом дети учатся работать с нетрадиционными материалами (капрон, опилки, пластиковые бутылки, крышки, банки), а также выполняют аппликации из природного материала с использованием манки, плетение панно из ниток.

  • Посещение занятий кружка “Авиамоделирование”.

Воспитанники учатся изготавливать макеты самолетов и других летательных аппаратов. Участвуют в совместном проведении выставок в клубе “Эдельвейс”, в Центре, а также участвуют в районных и городских мероприятиях.

Одним из приоритетных направлений воспитательной работы МОУ ЦЛПДО является патриотическое воспитание обучающихся. С целью развития у детей патриотизма, гражданственности как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей используется сотрудничество с Советом ветеранов Кузнецкого района. Задачи:

  • Формирование у обучающихся любви к своему народу, к отчему краю.
  • Становление активной жизненной позиции.
  • Формирование нравственных качеств личности.

Ветеран ВОВ Жуков Дмитрий Николаевич является постоянным участником мероприятий Центра патриотической направленности: “День защитников Отечества”, “9 мая – День Победы”, “День пожилого человека”, Новогодний праздник. Осуществляя контакт с Советом ветеранов, ребята Центра участвуют в волонтерском движении, оказывая необходимую помощь пожилым одиноким людям. В МОУ ЦЛПДО сложилась традиция в рамках акции “Согреем ладони, разгладим морщинки”, декады “Добра и милосердия” посещать одиноких людей – пенсионеров, ветеранов войны, труда с целью оказания им необходимой помощи, поддержки.

Важным направлением воспитательной работы МОУ ЦЛПДО является физкультурно-оздоровительное. Цель физического воспитания в МОУ ЦЛПДО – создание педагогических условий средствами образовательного, воспитательного, развивающего и оздоровительного компонентов физической культуры, направленных на сохранение здоровья и развитие обучающихся различных возрастных групп. Формирование у подростков устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом возможно только с привлечением различных внеурочных форм работы: как внутришкольной, так и участие в различных районных и городских спортивно-массовых мероприятиях, привлечение к занятиям в спортивных секциях внутри Центра и в клубах по месту жительства. Так, сотрудничество с клубом “Гладиатор”, где подростки имеют возможность заниматься в тренажерном зале силовыми видами спорта, а также шейпингом, способствует реализации задач:

  • формирования у обучающихся ценностного отношения к физической культуре;
  • формирования ответственного отношения к своему здоровью;
  • формирования навыков здорового образа жизни;

Эти занятия формируют у обучающихся ориентацию на здоровый образ жизни, учат подростков ценить время, организовывать распорядок дня, на практике подкрепляют представление о самоконтроле, самокритике, без чего нормальная социализация личности невозможна. На базе клуба “Гладиатор” проводится ряд спортивно-оздоровительных мероприятий Центра: “Президентские соревнования”, “Веселые старты”, спортивный праздник “23 февраля – День защитников Отечества”, спортивные соревнования, посвященные Дню Победы.

Сотрудничество со Всемирным благотворительным Фондом “Дети и молодежь против терроризма и экстремизма” осуществляется в соответствии с ФЗ № 35 от 06.03.2006 года “О противодействии терроризму”, Указом Президента РФ № 832 от 02.08.2006 года “ О мерах по противодействию терроризму” и прослеживается в совместной подготовке и проведении в сентябре ежегодного месячника по обеспечению безопасности жизнедеятельности. Целью совместной деятельности является – формирование личности безопасного типа, способной защитить себя и других в любой чрезвычайной ситуации. Задачи:

  • Приобретение обучающимися необходимых знаний в области ЧС.
  • Формирование практических навыков поведения в чрезвычайной ситуации.

Совместно с сотрудниками Фонда разрабатывается план проведения месячника, изыскиваются необходимые средства для осуществления эффективной работы с обучающимися для реализации поставленных задач. Вовлечение обучающихся в различные спортивно-массовые мероприятия по обеспечению безопасности жизнедеятельности не только развивают дух коллективизма, сотрудничества, но и закрепляют в сознании подростков основы системного подхода к различным явлениям действительности, формируют здоровое честолюбие, чувство собственного достоинства, способность держать удар, что особенно важно для подрастающего поколения в современной России.

Таким образом, организация воспитательной работы МОУ ЦЛПДО во взаимодействии с учреждениями, содействующими воспитанию, успешно позволяет решать задачу предоставления широких возможностей для самореализации и социализации подростков – депривантов.