Развитие творческих способностей учащихся начальных классов на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Каким быть человеку ХХI века, который сейчас сидит за партой? Что тревожит в нём сегодня? Какими бы хотелось увидеть детей через два десятилетия? Всматриваясь в лица своих учеников, мучительно ищешь ответы на непростые вопросы как изжить пассивность на уроке? Чем увлечь? Как увлечь? Что предложить или сделать такое, чтобы загорелись глаза и открылась навстречу тебе душа?

Учитель начальной школы должен подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Уроки литературного чтения являются богатейшим источником познания жизни и инструментом воздействия на все стороны человеческой личности. Именно через чтение человек познает окружающий его мир. В.А.Сухомлинский писал: “Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом, которая должна охватывать все сферы активной деятельности духовной жизни детей – труд, игру, общение с природой, музыку, творчество. Без творческого труда, создающего красоту, без сказки и фантазии, игры и музыки невозможно представить чтение как одну из сфер духовной жизни”. Именно в начальной школе должен закрепиться один из приемов положительной мотивации учения – опора на творчество учащихся.

Урок литературного чтения в начальной школе – это всегда урок творчества. Это значит научить детей видеть прекрасное, развивать в них эстетические чувства, расширять их духовный мир. Творчество следует развивать на различных занятиях, но литература всегда была и остается одним из главных предметов в начальной школе, которому принадлежит решающая роль в духовной жизни ребенка. Именно урок литературного чтения воспитывает образованного читателя и чуткого слушателя, способного ориентироваться в мире культуры, открывает новый мир знаний, расширяет кругозор, помогает увидеть мир глазами другого человека – писателя, героя. Она дарит способность вообразить себя на месте другого. На грани творчества находится и такое чтение, когда ребенок как бы живет в мире книги, он верит всему, что происходит в книге.

Под системой творческих заданий я понимаю упорядоченное множество различных творческих заданий, ориентированных на познание, создание, преобразование и использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений, направленных на развитие творческих способностей школьников в учебном процессе. Проводя урок чтения, стараюсь разнообразить задания, чтобы дети были заинтересованы и активно участвовали в работе. Для дальнейшего совершенствования литературно- творческого развития учащихся составила список всевозможных упражнений, направленных на формирование литературно- творческих способностей учащихся, которые разбила на несколько групп:

Задания, направленные на развитие творческих способностей

I. Задания на формирование умений воспринимать художественный текст.

  • Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.
  • Озаглавливание текста.
  • Деление текста на части, составление плана.
  • Определение типа, темы текста, главной мысли
  • Подбор иллюстраций к тексту.
  • Выборочное чтение.
  • “Пропущенное слово” (учитель читает текст и пропускает слово, дети должны вставить слово, подходящее по смыслу)
  • Восстановление логической последовательности текста. (статьи из журналов , газет разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте)
  • Восстановление текста (небольшой текст пишется крупными буквами на листе, разрезаются на мелкие кусочки, группа из 2-3 человек восстанавливают его).

II. Задания на формирование литературно-творческих умений учащихся.

  • Построение к предложенному слову цепочки ассоциаций, метафор, эпитетов.
  • Достроить текст по предложенному началу, придумать свой финал, включить новые обстоятельства и, исходя из характеров, достроить действия героев.
  • Пересказ текста с определенным заданием.
  • Составление по тексту кроссвордов.
  • Викторина по одному большому произведению или нескольким маленьким.
  • Подбор загадок к словам из текста.
  • Тематическая подборка поговорок и пословиц к текстам учебника.
  • Составление ребусов к словам из текста.
  • Работа со словарем фразеологизмов.

III. Задания, обучающие приемам творческого фантазирования.

  • Пофантазируй, каким представляется человек, если посмотреть на него глазами: кошки, собаки, лошади и др.
  • Придумай легенду о цветах: ромашка, василек, незабудка.
  • Придумай фантастическое животное, нарисуй и объясни детали его облика, его фантастические способности.
  • Создание игровых ситуаций по созданию сказок.
  • “Фантазии” по пословице, картине, звуку.
  • Составление своих иллюстраций, зарисовок к тексту и сравнение их с уже имеющимися.
  • Сочинение своих считалок.
  • “Сотворчество” (дорисовка образа героя, составление его исповеди, дневника и т.д.).
  • Предложи своего героя. Сочини рассказ от его лица. Не беда. Если смешиваются вымысел и правда.
  • Пофантазируй, о чем может думать, например, рыбка в аквариуме.

Результатом работы считаю повышение качества знаний, стремление к творческому решению поставленных задач, рост мотивации, создание благоприятного психологического климата в классе и крепкого дружного коллектива .С развитием творческих способностей развивается и личность ребенка. Дети становятся активными, чаще проявляют инициативу, у них появляется уверенность в собственных силах. Большинство учащихся ясно и логично выражают свои мысли, формируют свою точку зрения и отстаивают свои убеждения. На основе чтения ученики совершенствуют навыки изложения собственных мыслей. Темп чтения увеличивается, чтение становится более выразительным и самое главное появляется желание читать.

Осуществляя литературное образование младших школьников, развивая их мышление, речь, творческие способности, я стремлюсь работать на основе важнейших идей, формирующих Человека.