Паспорт программы:
Название учебной программы: | «Историческое краеведение» |
ФИО автора, где и кем работает: | Беляева Н.К. – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории |
База эксперимента: | Структурное подразделение МОУ ДОД «РЦДОД» при МОУ «Седановская СОШ» Усть-Илимского района |
Рецензенты: | Лежанина Г.М., педагог-организатор МОУ
ДОД «РЦДОД», Коробко В.А., учитель географии I квалификационной категории |
Образовательная область: | Культурная антропология |
Цели и содержание обучения: | 1. Развитие потребности личности к
познанию и творчеству средствами краеведческой
деятельности. 2. Воспитание патриотов своего края.
|
Сроки освоения, периодичность | 3 года обучения по 216 часов в год, 6 часов в неделю 2 раза по 3 часа или 3 раза в неделю по 2 часа |
Возраст обучающихся | 5-11 классы (11-17 лет) |
Наполняемость группы | 12-15 человек |
Дата регистрации | Методсовет МОК ДОД «РЦДОД», протокол №2 от 10.11.2007 г. |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Историческое краеведение является одним из
важнейших источников расширения знаний о родном
крае, воспитания любви к нему, формирования
гражданственности у обучающихся.
Краеведение – это всестороннее изучение
какой-либо территории, проводимое на научной
основе. Объектами изучения являются
социально-экономическое, политическое,
историческое и культурное развитие села, города,
района, края. История родного края
рассматривается как часть отечественной
истории, а местные события как проявление
закономерности исторического процесса. Это
означает, что краеведческий материал тесно
связывается с курсами школьных программ по
региональному компоненту, краеведению и
отечественной истории.
Цели программы:
- Развитие потребности личности к познанию и творчеству средствами краеведческой деятельности.
- Воспитание патриотов своего края.
Занятия объединения юных историков-краеведов выполняют следующие образовательные задачи:
- углубление и расширение знаний на основе конкретных фактов из истории родного села и Иркутской области;
- воспитание уважения к историческому наследию предшествующих поколений, бережного отношения к памятникам истории и культуры;
- ознакомление обучающихся с основами экскурсоведения, туризма, формирование представления об их связи с краеведением;
- привитие навыков научно-исследовательской работы с историческими, архивными и литературными источниками;
- ориентация обучающихся на профессии историка и экскурсовода.
Программа объединения юных
историков-краеведов рассчитана на учащихся 5-11-х
классов.
Подобные объединения специфичны по составу
участников. Сюда приходят заниматься
талантливые, интересующиеся историей дети,
любители путешествий. С учетом разновозрастных
особенностей детского состава, уровня его
развития, целей прихода в объединение была
составлена комплексная программа, рассчитанная
на три года работы. В случае необходимости может
быть использована и в течение более длительного
срока. Время, отведенное на обучение, составляет
216 часов в год.
Программа составлена на основе «Образовательной
программы объединения «Юные историки-краеведы»
М.В. Кацупия, г. Хабаровск (сборник «Программы
лауреатов V Всероссийского конкурса авторских
программ дополнительного образования детей. М.:
ГОУ ЦРСДОД, 2001) и адаптирована к региональному
материалу исторического краеведения.
Занятия предполагается проводить в форме лекций,
бесед, встреч с краеведами, учеными; экскурсий,
походов и путешествий. Кроме того, предусмотрены
различные формы самостоятельной работы -
подготовка сообщений, рефератов, разработка
экскурсий, работа в архиве, библиотеке, музее.
Краеведение – это одно из важнейших средств
связи обучения с практикой. На занятиях
представляется материал исторического,
археологического, этнографического,
архитектурного характера, материал по
социально-экономическому, культурному,
политическому развитию Иркутской области в
комплексе, не повторяя школьной программы.
В процессе изучения каждой темы будет
проводиться отслеживание уровня усвоения знаний
системой тестовых заданий.
Программа является комплексной, сочетающей в
себе курсы истории, экскурсоведения и туризма.
Комплексность характеризует всю практическую
деятельность объединения, начиная с получения
исходных исторических знаний, их расширения и
углубления и целостной интерпретации в
экскурсиях, разработанных обучающимися в
объединении, в рефератах и докладах.
Программа является интегрированной, так как
включает сведения из географии,
литературоведения, культурологи, археологии,
этнографии, школьного курса истории.
После каждого года обучения за рамками учебных
часов планируется проведение многодневного
туристско-краеведческого мероприятия – похода,
слета, туристического слета, путешествия или
экспедиции.
Раздел «Участие в массовых мероприятиях
краеведческой тематики, исследовательская и
просветительская деятельность», введенный в
программу за счет небольшого сокращения часов
других разделов включает в себя мероприятия
краеведческого характера школьного, районного и
регионального уровней, которые рекомендуются
для внеклассной работы по историческому
краеведению, научно-исследовательскую работу по
теме «Герои нашего села», а также выпуск газеты
«Краевед».
В процессе освоения программы систематически
проводится диагностика образовательного уровня
обучающихся.
К концу обучения по данной программе
предполагается, что обучающиеся, получив
прочные, глубокие знания по истории своего села,
края готовят и выступают с сообщениями,
докладами на уроках истории, районных, городских,
областных и федеральных краеведческих конкурсах
и конференциях, проводят экскурсии по памятным
историческим местам своего села, района, области,
а, некоторые выбирают профессию, связанную с
профильными объединениями: экскурсовод, учитель
истории и т.п. Итоговая аттестация обучающихся
может проводиться в форме презентации,
творческого отчета, защиты проекта или
творческой работы и пр.
Учебно-тематический план 1-го года обучения
№ |
Тема |
Количество часов |
||
всего |
теорет. |
практ. |
||
1 | Вводное занятие | 3 |
2 |
1 |
2 | Туристско-краеведческие возможности края | 6 |
2 |
4 |
3 | Далекое прошлое края | 12 |
5 |
7 |
4 | Русские в Прибайкалье | 12 |
6 |
6 |
5 | От Иркутского острога до Иркутска | 24 |
6 |
18 |
6 | Город и его жители | 15 |
6 |
9 |
7 | Истоки улиц | 15 |
3 |
12 |
8 | Каменная летопись края | 15 |
6 |
9 |
9 | Историко-краеведческие навыки | 9 |
3 |
6 |
10 | Основы экскурсоведения | 9 |
3 |
6 |
11 | Основы туризма и ориентирования | 9 |
3 |
6 |
12 | Участие в массовых мероприятиях краеведческой тематики, исследовательская и просветительская деятельность | 87 |
30 |
57 |
ИТОГО: |
216 |
75 |
141 |
ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛОВ
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Вводное занятие. Что такое историческое краеведение. Планирование и организация работы объединения в учебном году.
2. Туристско-краеведческие возможности края. Территория и границы Иркутской области. Климат, растительность и животный мир Прибайкалья, его рельеф, реки, озера, полезные ископаемые. Административное деление края.
Практические занятия.
Работа с физической и административной картой Иркутской области. Заочная экскурсия в краеведческий музей (зал природы).
Обучающие должны знать:
- границы Иркутской области;
- административное деление области: название городов и районов;
- основные виды растительного и животного мира;
- основные горные системы;
- крупные реки и озера;
- основные полезные ископаемые.
Обучающие должны уметь:
- определять по карте России местоположение области;
- показать на карте границы области, находить города и райцентры;
- найти и показать крупнейшие реки, озера, хребты края.
3. Далекое прошлое края. Коренное население края, понятие терминов «малочисленные народности», «аборигены», места их расселения. История племен, обитавших на территории Прибайкалья в каменном веке.
Практические занятия.
Экскурсии в краеведческий и археологический музеи. Работа с административной картой области.
Обучающие должны знать:
- понятия: «абориген», «коренные народы», «малочисленные народности»;
- племена и народы, населявшие территорию Прибайкалья в прошлом;
- «малочисленные народности» Прибайкалья.
4. Русские в Прибайкалье. Открытие и освоение Прибайкалья. Русские землепроходцы: И. Галкин, П. Пянда, Я. Похабов, В. Беринг, Г. Шелихов.
Обучающие должны знать:
- этапы освоения русскими Прибайкалья;
- маршруты экспедиций землепроходцами и исследователями Прибайкалья;
- персоналии: И. Галкин, П. Пянда, Я. Похабов, В. Беринг, Г. Шелихов.
Обучающие должны уметь:
- оперировать терминами «землепроходец», «исследователь»;
- показывать на карте основные маршруты и объекты исследований;
- работать с контурными картами.
5. От Иркутского острога до Иркутска.
Географическое положение Иркутска, рельеф,
площадь территории, особенности природы
ближайшего окружения.
История возникновения города, причины выбора
места для основания военного поста.
Происхождение названия города. Основатели и
первостроители города. Этапы становления города:
изменение роли и статуса. Культурное и
экономическое развитие города Иркутска. Иркутск
– столица генерал-губернаторства Восточной
Сибири, Иркутской области, Прибайкалья.
Символика города Иркутска, Восточно-Сибирского
губернаторства, Иркутской области.
Практические занятия.
Заочная экскурсия в краеведческий музей г. Иркутска. Работа с картой Иркутской области. Работа с краеведческими источниками. Сообщения на темы «Основатели города», «Первостроители» и т.п.
Обучающие должны знать:
- основную периодизацию города Иркутска;
- символику городов, области.
Обучающие должны уметь:
- определить местоположение Иркутска на картах области, России;
- готовить сообщения.
6. Город и его жители. Знакомство с
деятельностью известных исторических личностей,
знаменитых горожан, внесших вклад в развитие и
становление города Иркутска.
Генерал-губернаторы Восточной Сибири. Институт
почетных граждан. Купечество г. Иркутска. ученые
и исследователи Прибайкалья. Знаменитые земляки.
Моя родословная. Методика становления
генеалогического древа.
Практические занятия.
Подготовка сообщений. Встреча с краеведами и журналистами. Работа над составлением родословной своей семьи. Подготовка инсценированного вечера «Их именами наш край гордится!».
Обучающие должны знать:
- персоналии генерал-губернаторов Восточной Сибири (М.М. Сперанский, Н.Н. Муравьев-Амурский);
- персоналии купцов (Баснины, Трапезниковы, Сибиряковы и др.);
- персоналии ученых (А.П. Окладников, И..Д. Черский и др.);
- персоналии декабристов (С.Г. Волконский, С.П. Трубецкой, А.И. Одоевский, М.С. Лунин, П.А. Муханов, И.А. Анненков и др.);
- термины – генерал-губернатор, купец, почетный гражданин.
Обучающие должны уметь:
- составлять родословную, генеалогическое древо семьи;
- готовить сообщения и выступать на заданную тему.
7. Истоки улиц. Понятие о науке ономастике и ее составляющих: топонимике и антропонимике. Административно-территориальное деление г. Иркутска. Старые и новые названия улиц и площадей города. История названия улиц.
Практические занятия.
Пешеходные экскурсии по улицам города.
Составление карты-схемы города. Составление
таблицы старых и новых названий. Встречи с
краеведами и журналистами.
Подготовка рефератов «История названия улицы, на
которой я живу».
Обучающие должны знать:
- термины: ономастика, топонимика, антропонимика;
- административно-территориальное деление города;
- названия главных улиц и площадей;
- основные принципы наименований и переименований улиц;
- основные требования к рефератам.
Обучающие должны уметь:
- работать с картой города;
- составлять карты-схемы;
- готовить и защищать рефераты.
8. Каменная летопись города. Памятники
истории и культуры, их значение: научное,
художественное, историческое. Законодательство
Российской Федерации об охране памятников
истории и культуры. Виды памятников. Статус
памятников: федерального, регионального,
местного значения.
Памятники и монументы г. Иркутска: история
создания, авторы, судьбы. Мемориальные доски.
Архитектурные ансамбли и памятники г. Иркутска.
Практические занятия.
Экскурсия «Исторические и памятные места г. Иркутска». Составление описания памятников. Работа с краеведческой литературой. Составление картотеки памятников, мемориальных досок и т.п.
Обучающие должны знать:
- типы памятников;
- статус памятников;
- термины: памятник, архитектура, архитектурный ансамбль;
- мемориальная доска;
- основные памятники г. Иркутска;
- основные архитектурные ансамбли.
Обучающие должны уметь:
- составлять описания памятников;
- пользоваться справочной литературой.
9. Историко-краеведческие навыки.
Требования к оформлению и написанию рефератов,
конкурсных и творческих работ. Методика
историко-краеведческой работы.
Фонды музеев, библиотек. Каталоги и работа с ними.
Ведение и составление картотек. Работа с
источниками: литература, газеты, статистические
данные. Виды источников: устные рассказы
краеведов, старожилов.
Практические занятия.
Работа с литературными, архивными источниками. Отбор литературы, изучение архивов. Закрепление навыков работы с каталогами, картотекой.
Обучающие должны знать:
- классификацию источников;
- требования к оформлению работ.
Обучающие должны уметь:
- работать с каталогами фондов;
- пользоваться справочной литературой.
10. Основы экскурсоведения. Сущность понятия «экскурсия», ее функции и признаки. История экскурсионного дела в России. Классификация экскурсий. Показ и рассказ в экскурсии. Название экскурсии. Тема и объекты. Классификация объектов. Понятие «портфель» экскурсовода.
Практические занятия.
Экскурсии в музей, пешеходная, загородная. Составление паспортов экскурсионных объектов. Подбор объектов по темам экскурсий. Составление картотеки экскурсионных объектов (улицы, поселка, города).
Обучающие должны знать:
- основные признаки экскурсии;
- основные функции экскурсии;
- понятия: показ, рассказ, экскурсионный объект, тема, подтема, «портфель», экскурсия, экскурсовод.
Обучающие должны уметь:
- приводить примеры по каждой из классификационных групп экскурсий;
- правильно формулировать названия экскурсий;
- составлять паспорта экскурсионных объектов.
11. Основы туризма и ориентирования.
Туризм – средство познания своего края. Виды
туризма: пешеходный, лыжный, горный, водный.
Понятие о спортивном туризме. Туристские
нормативы. Законы, правила, нормы и традиции
туризма.
Групповое и личное снаряжение туриста.
Организация туристского быта. Привалы и ночлеги.
Основные требования к ним. Личная гигиена
туриста. Обеспечение безопасности в походе.
Состав медицинской аптечки для однодневного
похода.
Ориентирование при помощи карты, компаса, по
местным ориентирам.
Подготовка для краеведческих наблюдений.
Практические занятия.
Подготовка и проведение похода выходного дня.
Обучающие должны знать:
- виды туризма, туристские нормативы;
- состав группового и личного снаряжения, организацию привалов и биваков;
- правила поведения в походе, заповеди и законы туристов, правила поведения в общественных местах.
Обучающие должны уметь:
- ориентироваться по компасу, солнцу, часам, местным приметам;
- преодолевать естественные препятствия;
- снаряжаться для похода в зависимости от длительности по времени, сезона и способа передвижения.
11.Участие в массовых мероприятиях краеведческой тематики, исследовательская и просветительская деятельность. Научно-исследовательская работа «Герои нашего села».
Практические занятия.
Проведение интервью, знакомство с различными
видами источников, создание исследовательских
работ и проектов, оформление экспозиций.
Участие в краеведческих мероприятиях школьного,
районного, городского, областного уровня:
конкурсах, викторинах, конференциях и т.д.
Проведение мероприятий краеведческого
характера: встреч, гостиных, устных журналов,
вечеров и др.
Обучающие должны знать:
- методику проведения исследований;
- методику проведения интервью;
- приемы общения с населением.
Обучающие должны уметь:
- оформлять исследовательскую работу, проект.
Ожидаемый результат 1-го года обучения
В конце первого года обучения по программе в объединении обучающиеся должны владеть знаниями в области краеведения: географии Иркутской области, исторического прошлого края, истории освоения и заселения Прибайкалья, основания и развития г. Иркутска, судьбы жителей, улиц, зданий, памятников, а также овладеть навыками для работы в архивах, фондах, каталогах, основными туристскими навыками.
Учебно-тематический план 2-го года обучения
№ |
Тема |
Количество часов |
||
всего |
теорет. |
практ. |
||
1 | Вводное занятие | 3 |
2 |
1 |
2 | Туристско-краеведческие возможности края | 6 |
2 |
4 |
3 | Лики Древнего Прибайкалья | 12 |
4 |
8 |
4 | История освоения и заселения Прибайкалья | 15 |
6 |
9 |
5 | Наш край в конце XIX – начале XX в. | 18 |
6 |
12 |
6 | Генерал-губернаторы и их роль в освоении Прибайкалья | 12 |
3 |
9 |
7 | Русские путешественники, ученые, исследователи Прибайкалья | 15 |
6 |
9 |
8 | Культурная жизнь края | 15 |
6 |
9 |
9 | Историко-краеведческие навыки | 12 |
4 |
8 |
10 | Основы экскурсоведения | 15 |
6 |
9 |
11 | Основы туризма и ориентирования | 12 |
6 |
6 |
12 | Участие в массовых мероприятиях краеведческой тематики, исследовательская и просветительская деятельность | 87 |
25 |
56 |
ИТОГО: | 216 |
75 |
141 |
ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛОВ
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Вводное занятие. Планирование и организация работы в учебном году.
2. Туристско-краеведческие возможности края. Общегеографическая характеристика Иркутской области. Рельеф, гидрография, полезные ископаемые. Заповедники Иркутской области. Население области, его национальный состав. Экскурсионно-туристские объекты и маршруты походов.
Практические занятия.
Работа со справочной литературой и картографическим материалом, краеведческая викторина.
Обучающие должны знать:
- границы и административное деление области;
- основных представителей флоры и фауны края;
- заповедники Иркутской области;
- природные особенности области.
3. Лики Древнего Прибайкалья. Археология
как наука. Археологическое прошлое края. История
коренного населения Прибайкалья. История
археологических исследований в Прибайкалье.
Академик А.П. Окладников и его вклад в изучение
далекого прошлого края.
Этнография как наука. Понятие «этнос».
Культурное наследие коренного населения края.
Практические занятия.
Экскурсия на археологический памятник. Работа с краеведческой литературой и справочным материалом. Экскурсия в археологический музей.
Обучающие должны знать:
- понятия «археология», «этнос», «этнография»;
- личность и деятельность А.П. Окладникова;
- коренные народности края;
- основные периоды истории древнего населения Прибайкалья;
- основные этапы археологических исследований;
- основные археологические памятники.
4. История освоения и заселения
Прибайкалья. Русские землепроходцы XVII в.
Их вклад в освоение русского Прибайкалья.
Заселение Прибайкалья: периодизация, причины,
условия, результаты. Русские села по Ангаре и
Илиму. Казачество.
«Именитые люди XVIII в. Край каторги и ссылки.
Восточно-Сибирское генерал-губернаторство.
Просвещение и образование в XIX в.
Практические занятия.
Экскурсия в архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня». Заочная экскурсия в архитектурно-этнографический музей «Тальцы». Работа с краеведческой литературой. Работа с физической картой Иркутской области: нанесение маршрутов походов и экспедиций исследователей Прибайкалья. Работа с контурными картами. Подготовка сообщений. Занятие «Суд над Г.И. Шелиховым».
Индивидуальные занятия:
работа по подготовке «Суда над Г.И. Шелиховым».
Обучающие должны знать:
- этапы освоения Прибайкалья;
- персоналии: И. Галкин, П. Пянда, Я. Похабов, В. Беринг, Г.И. Шелихов, Н.Н. Муравьев-Амурский;
- периодизация заселения Прибайкалья.
Обучающие должны уметь:
- работать с физическими и контурными картами;
- работать с краеведческой и статистической литературой;
- выступать перед аудиторией сверстников.
5. Наш край в конце XIX – начале XX в. Границы
и территориальное деление Иркутской губернии.
Возникновение и развитие городов. Развитие
промышленности, торговли, транспорта.
Население края: его численность, национальный
и социальный состав. Торгово-промышленные
выставки.
Практические занятия.
Экскурсия в краеведческий музей г. Усть-Илимска. Работа в фондах краеведческого архива. Встреча с научными сотрудниками научных учреждений, научной библиотеки. Работа с административной картой края. Написание и защита рефератов. Заочная экскурсия на стекольный завод с. Тальцы.
Обучающие должны знать:
- даты основания крупных населенных пунктов области;
- основные этапы экономического развития Прибайкалья в дореволюционный период.
Обучающие должны уметь:
- работать с фондами архивов, научной библиотеки;
- писать и защищать рефераты.
6. Генерал-губернаторы и их роль в освоении Прибайкалья. История возникновения института генерал-губернаторов. Генерал-губернаторы Восточной Сибири: люди, события, факты.
Практические занятия.
Работа с краеведческой литературой. периодической печатью. Подготовка и защита рефератов. Вечер «Бал генерал-губернатора».
Обучающие должны знать:
- понятие «генерал-губернатор»;
- полномочия и права генерал-губернатора;
- персоналии: Н.Н. Муравьев-Амурский, М.М. Сперанский, А.С. Лавинский, Н.С. Сулима, В.Я. Руперт и др.
7. Русские путешественники, ученые, исследователи Прибайкалья. История изучения Прибайкалья. Известные путешественники, побывавшие в Прибайкалье: В. Беринг, Е.П. Хабаров. Ученые-исследователи: Г.Н. Потанин, В.А. Обручев, И.Д. Черский, Д.А. Клеменц, М.Н. Хангалов и др. Их роль в исследовании Прибайкалья.
Практические занятия.
Работа с географическими картами. Работа в фондах краеведческого музея и научной библиотеки. Подготовка сообщений.
Обучающие должны знать:
- имена путешественников, исследователей и их конкретный вклад в изучение края;
- основные этапы изучения Прибайкалья.
Обучающие должны уметь:
- работать с фондами архивов, каталогов, библиотек;
- выступать с сообщениями перед аудиторией.
8. Культурная жизнь края (XIX – начала XX в.) История общественных организаций края. Открытие Восточно-Сибирского отделения императорского Русского географического общества (ВСОРГО). Его роль в изучении Прибайкалья. Открытие краеведческого музея, библиотеки. Первые театральные труппы, открытие театра. Открытие картинной галереи. Благотворительные общества. Меценаты. Строительство храмов. Первые печатные издания.
Практические занятия.
Заочные экскурсии «Иркутск театральный», «Иркутск православный». Работа с краеведческими источниками. Подготовка сообщений.
Обучающие должны знать:
- даты основания краеведческого музея, областной научной библиотеки;
- определения «благотворительность», «меценатство».
Обучающие должны уметь:
- работать с краеведческими источниками;
- отбирать материалы для сообщений.
9. Историко-краеведческие навыки. Работа в фондах и архивах музеев, библиотек, архивов. Методика работы с литературными, архивными, статистическими и др. источниками. Ведение картотек.
Практические занятия.
Закрепление навыков работы. Экскурсия в краеведческий архив. Написание рефератов. Составление картотек, выписок по различной тематике.
Обучающие должны знать:
- как составлять картотеки;
- как правильно оформлять рефераты.
10. Основы экскурсоведения. Функции и признаки экскурсии. Особенности рассказа и показа. Темы и объекты экскурсии. Определение цели и выбор темы. Работа над содержанием экскурсии. Составление маршрута и подготовка текста. Комплектование «портфеля» экскурсовода. основные принципы работы с ним.
Практические занятия.
Экскурсия к краеведческим объектам. Формирование «портфеля». Составление текста, маршрута экскурсии.
Обучающие должны знать:
- основные принципы содержания экскурсии;
- основные признаки и функции экскурсии;
- особенности показа и рассказа;
- основные признаки классификации экскурсий;
- основные этапы подготовки экскурсии;
- показатели оценки объектов;
- основные принципы составления маршрута;
- принципы составления контрольного и индивидуального текста;
- принципы составления и оформления методической разработки.
Обучающие должны уметь:
- правильно формулировать содержание экскурсии;
- работать с каталогами;
- составлять «паспорт» экскурсионного объекта;
- привести примеры использования приема показа.
11. Основы туризма и ориентирования.
Виды туризма. Самодеятельный туризм. Требования
к туристскому снаряжению. подготовка личного и
группового снаряжения к походу с учетом сезона,
условий похода. Ремонтный набор. Снаряжение
для краеведческой работы. Организация
туристского быта. Питание в походе. Обеспечение
безопасности в туристском походе. Первая
доврачебная помощь. Туристские должности в
группе.
Топографическая карта, компас, работа с ним,
способы ориентирования. Измерение расстояния.
Ориентирование по местным предметам.
Практические занятия.
Комплектование личного и общественного снаряжения. Установка палаток и лагеря. Составление меню и списка продуктов. Приготовление пищи на костре. Разбор причин возникновения аварийных и экстремальных ситуаций. Упражнения на запоминание условных знаков. изучение элементов рельефов. Упражнение по определению азимута, снятие азимута с карты. Походы выходного дня.
Обучающие должны знать:
- виды туризма, понятия самодеятельного и планового туризма;
- требования к туристскому снаряжению;
- причины возникновения аварийных и экстремальных ситуаций;
- основные приемы оказания доврачебной помощи;
- виды спортивных карт;
- понятия: «азимут», «элемент рельефа», «легенда»;
- условные обозначения спортивных карт;
- перечень должностей туристской группы и их основные обязанности.
Обучающие должны уметь:
- снаряжаться для похода с учетом сезона и условий похода;
- ориентироваться по карте, компасу, местным предметам;
- приготовить пищу на костре, составить меню;
- ставить лагерь и снимать его;
- работать с компасом, определять азимут с помощью карты и компаса;
- выполнять краеведческие задания в походе.
12. Участие в массовых мероприятиях краеведческой тематики, исследовательская и просветительская деятельность. Научно-исследовательская работа «Герои нашего села».
Практические занятия.
Проведение интервью, знакомство с различными
видами источников, создание исследовательских
работ и проектов, оформление экспозиций.
Участие в краеведческих мероприятиях школьного,
районного, городского, областного уровня:
конкурсах, викторинах, конференциях и т.д.
Проведение мероприятий краеведческого
характера: встреч, гостиных, устных журналов,
вечеров и др.
Ожидаемый результат 2 года обучения:
После 2-го года занятий по программе обучающиеся в объединении должны владеть знаниями в области краеведения – общегеографическая характеристика Иркутской области, история коренных народов и археологическое прошлое Прибайкалья, история освоения и заселения края, социально-экономическое положение края в XIX - начале XX вв., а также владеть навыками исследовательской, экскурсионной работы. Также обучающиеся должны владеть практическими навыками работы в фондах и каталогах, архивах и музеях, основными туристскими навыками, позволяющими участвовать в краеведческих викторинах, олимпиадах районного и городского уровня, а также участвовать в туристских соревнованиях.
Учебно-тематический план 3-го года обучения
№ |
Тема |
Количество часов |
||
всего |
теорет. |
практ. |
||
1 | Вводное занятие | 3 |
2 |
1 |
2 | В Восточной Сибири | 9 |
3 |
6 |
3 | Прибайкалье во время Гражданской войны | 9 |
3 |
6 |
4 | Социально-экономическое развитие области (20-40-е гг.) | 15 |
6 |
9 |
5 | Иркутская область в годы Великой Отечественной войны | 15 |
6 |
9 |
6 | Послевоенное развитие Иркутской области | 21 |
6 |
15 |
7 | Наш край на современном этапе | 12 |
3 |
9 |
8 | Историко-краеведческие навыки | 9 |
3 |
6 |
9 | Основы экскурсоведения | 30 |
6 |
24 |
10 | Основы туризма и ориентирования | 12 |
3 |
9 |
11 | Участие в массовых мероприятиях краеведческой тематики, исследовательская и просветительская деятельность | 81 |
6 |
75 |
ИТОГО: | 216 |
75 |
141 |
ОПИСАНИЕ РАЗДЕЛОВ
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Вводное занятие. Планирование и организация работы объединения.
2. В Восточной Сибири. Общегеографическая характеристика Иркутской области. История коренного населения. Археологическое прошлое Прибайкалья. Основные этапы освоения и заселения Прибайкалья. Основание и развитие городов. Дореволюционный период истории Прибайкалья.
Практические занятия.
Работа со справочной литературой и картографическими материалами. Подготовка бесед по истории Прибайкалья. Изготовление наглядных пособий: карт, картосхем, карточек, фотографий, альбомов.
Обучающие должны знать:
- характеристику основных этапов дореволюционного развития края;
- основные периоды истории городов.
Обучающие должны уметь:
- работать с различными видами источников;
- составлять тексты бесед;
- выступать пред аудиторией сверстников.
3. Прибайкалье во время Гражданской
войны. Гражданская война в Восточной
Сибири. Причины и характер интервенции.
Партизанское движение. «Белое» движение. Разгром
Колчака.
Установление Советской власти в Восточной
Сибири. Герои и жертвы Гражданской войны. Иркутск
в годы Гражданской войны и интервенции.
Практические занятия.
Заочная экскурсия по памятным местам города и района, связанным с историей Гражданской войны. Работа со справочным и картографическим материалом.
Обучающие должны знать:
- характеристику основных периодов Гражданской войны в Восточной Сибири;
- причины и характер колчаковщины;
- основные события Гражданской войны в Восточной Сибири.
4. Социально-экономическое развитие
области (20-40-е гг.)
Административно-территориальное устройство
Восточной Сибири после окончания Гражданской
войны. Образование Иркутской области. Развитие
промышленности: новые предприятия, отрасли,
хозяйства. Транспорт. Рост населения области.
Развитие науки, культуры, народного образования.
ГУЛАГ на Иркутской земле.
Практические занятия.
Подготовка сообщений. Краеведческая викторина, «Интеллектуальный тир». Работа с картографическим материалом.
Обучающие должны знать:
- как менялось административно-территориальное устройство Восточной Сибири;
- какие новые предприятия, железные дорого были построены в этот период;
- какие высшие учебные заведения, музеи и театры начали работу в данный период;
- социально-экономическую характеристику края в изучаемый период.
5. Иркутская область в годы Великой
Отечественной войны. Иркутяне в боях за
Родину. Перестройка народного хозяйства на
военный лад. Трудовые подвиги иркутян. Коренные
народы Прибайкалья в годы ВОВ.
Наши земляки – участники войны с Японией.
Мемориалы г. Иркутска и Иркутской области.
Практические занятия.
Работа с краеведческой литературой. Подготовка сообщений «Земляки – герои Великой Отечественной войны». Встречи с ветеранами войны и тыла.
Обучающие должны знать:
- как изменилась жизнь области в годы ВОВ;
- особенности перестройки народного хозяйства на военный лад в Прибайкалье;
- какие новы предприятия были построены в годы ВОВ;
- самые знаменитые военные соединения иркутян на фронтах ВОВ;
- как увековечена память о земляках – героях.
6. Послевоенное развитие Иркутской области. Социально-экономическое развитие региона. Развитие социальной сферы. Развитие промышленности. Рост населения. Усть-Илимск – город трех ударных строек. БАМ. Наука, образование, культура. Литература в Восточной Сибири. Коренные народы в эпоху «развитого социализма»: хозяйство, культура, быт. Сельское хозяйство: достижения и проблемы.
Практические занятия.
Подготовка сообщений. Работа с краеведческими источниками: справочной литературой, изданиями газет и журналов. Экскурсии на промышленные предприятия, учебные заведения, научные учреждения.
Обучающие должны иметь представление:
- об экономическом положении области в послевоенное время;
- о демографических и социальных проблемах края;
- о научной и культурной жизни края.
7. Наш край на современном этапе. Экономические и социальные реформы 90-х гг.: их результаты и оценка. Состояние промышленности, сельского хозяйства. Наука, культура и образование на современном этапе. Социальные процессы Прибайкалья. Экологические проблемы.
Практические занятия.
Подготовка сообщений. Работа с краеведческими источниками: справочной литературой, изданиями газет и журналов. Экскурсии на промышленные предприятия, учебные заведения, научные учреждения.
Обучающие должны иметь представление:
- об экономическом положении на современном этапе;
- о демографических и социальных проблемах края;
- о научной и культурной жизни Прибайкалья.
8. Историко-краеведческие навыки. Требования к оформлению и написанию рефератов, конкурсных и творческих работ. Методика составления картотек, каталогов, кадастров. Виды источников. Методика исследований.
Практические занятия.
Работа по написанию и оформлению рефератов, конкурсных работ. Составление каталогов и картотек. Работа в фондах архивов, музеев, библиотек.
Обучающие должны уметь:
- правильно оформлять конкурсные работы, рефераты и т.п.;
- составлять картотеки, каталоги;
- работать со справочным материалом, любыми видами краеведческих источников.
9. Основы экскурсоведения. Предмет экскурсоведение. Требования экскурсионной методики. Методические приемы рассказа и показа. Движение во время экскурсии. Техника проведения экскурсии. Контакт экскурсовода с группой. Речь экскурсовода. Техника безопасности на экскурсии.
Практические занятия.
Учебные экскурсии на улице, к краеведческим объектам. Занятия по разговорной речи – декламация. Работа с аудиторией. Методические разработки экскурсий «Иркутск – театральный», «Иркутск – православный» и др., их защита.
Обучающие должны знать:
- составные части экскурсионной методики;
- варианты взаимодействия экскурсантов и объектов;
- основные методические приемы рассказа и показа;
- основные виды движения в экскурсии;
- требования к подготовке экскурсовода;
- требования, предъявляемые к поведению экскурсовода;
- основные правила экскурсионной методики контакта с группой.
Обучающие должны уметь:
- привести пример использования приемов показа и рассказа, взаимодействия экскурсантов и объектов;
- составить экскурсионную справку;
- дать характеристику объекта;
- правильно использовать приемы цитирования;
- разработать и провести мини-экскурсию.
10. Основы туризма и ориентирования. Личное
и групповое туристское снаряжение.
Организация туристского быта, привалов и
ночлегов (в зависимости от метеоусловий, времени
года, района путешествий). Подготовка к походу,
путешествию, заявочная документация. Правила
заполнения заявочной и маршрутной книжки.
Составление плана подготовки членами группы в
соответствии с их обязанностями. Питание в
походе. Зависимость меню от сложности похода и
сезона.
Тактика движения и техника преодоления
естественных препятствий в походе.
Топографическая карта. Ориентирование в сложных
условиях. Техника безопасности в походах. Личная
гигиена туриста. Основные приемы оказания первой
доврачебной помощи, транспортировка
пострадавшего. Отчетная документация.
Практические занятия.
Развертывание свертывание лагеря. Подготовка маршрутной документации. Приготовление пищи на костре. Составление отчета о походе. Занятия на местности. Игры и упражнения с использованием карт. Разучивание приемов оказания первой доврачебной помощи пострадавшему, приемов транспортировки. Походы выходного дня. Итоговый поход.
Обучающие должны знать:
- требования, предъявляемые к туристскому снаряжению;
- основные требования, предъявляемые к месту привала и бивака;
- требования по заполнению заявочной и отчетной документации;
- порядок подготовки к походу;
- основные требования к продуктам, составлению меню и перечню продуктов;
- основные правила продвижения по маршруту;
- меры безопасности и правила поведения;
- гигиенические требования к туристам в походе;
- правила и способы оказания первой доврачебной помощи.
Обучающие должны уметь:
- снаряжаться в поход в зависимости от вида похода, сезона года, метеоусловий;
- выбирать место для бивака, развертывать и свертывать лагерь;
- составлять план подготовки похода;
- выполнять обязанности по должностям во время подготовки, проведения и подведения итогов похода;
- правильно оформлять походную документацию;
- ориентироваться при помощи компаса, естественных и местных ориентиров;
- выполнять приемы первой доврачебной помощи.
11. Участие в массовых мероприятиях краеведческой тематики, исследовательская и просветительская деятельность. Научно-исследовательская работа «Герои нашего села».
Практические занятия.
Проведение интервью, знакомство с различными
видами источников, создание исследовательских
работ и проектов, оформление экспозиций.
Участие в краеведческих мероприятиях школьного,
районного, городского, областного уровня:
конкурсах, викторинах, конференциях и т.д.
Проведение мероприятий краеведческого
характера: встреч, гостиных, устных журналов,
вечеров и др.
Ожидаемый результат 3-го года обучения:
В конце обучения по программе учащиеся должны
владеть знаниями по краеведению, по географии,
истории Иркутской области в годы Гражданской
войны, Великой Отечественной войны, периоды
мирного развития, его социально-экономического
положения и развития в XX в.
Обучающиеся должны владеть навыками
исследовательской и экскурсионной работы,
туристскими навыками.
Обучающиеся должны овладеть знаниями и навыками,
позволяющими принимать участие в областных
краеведческих мероприятиях (викторинах,
конференциях, конкурсах, олимпиадах) и занимать
призовые места.
Критерии отслеживания образовательного уровня обучающихся
Критерии |
Механизм отслеживания |
Периодичность |
ЗУНы | Тесты, творческие задания, зачеты | После каждого раздела программы |
Мотивация | Анкетирование, наблюдение, анализ | Начало, конец учебного года |
Эмоционально-эстетическая настроенность | Анкетирование, наблюдение | В течение года |
Творческая активность | Анкетирование, наблюдение | В течение года |
Достижения | Анализ, мониторинг | 1,2 полугодие |
Перечень дидактических материалов к программе «Историческое краеведение»
1. Географические карты мира,
Российской Федерации, Иркутской области.
2. Фотографии: виды старого и современного
Иркутска; портреты политических деятелей,
исследователей, первооткрывателей, деятелей
культуры, науки, искусства, чья жизнь и
деятельность были связаны с Прибайкальем.
3. Карты маршрутов походов землепроходцев,
экспедиций исследователей и первооткрывателей
Прибайкалья; карты-схемы к. Иркутска, его районов;
карты природоохранных объектов Иркутской
области, туристская карта «Иркутская область» и
т.д.
4. Видеофильмы («Байкал», туристских
соревнований, походов обучающихся, мероприятий).
5. Оборудование к игровым занятиям, тестовые
задания, анкеты, опросники и т.д.
6. Личное и групповое снаряжение туриста: палатки,
спальники, туристские коврики, рюкзаки и т.д.
7. «Портфель» экскурсовода: открытки, букклеты,
карто-схемы, путеводители и др. пособия по г.
Иркутску и Прибайкалью.
8. Технические средства обучения: фотоаппарат,
видеокамера, телевизор, видеомагнитофон,
диктофон, компьютер и т.д.
9. CD-Rom «Тальцы», «Иркутск», «Байкал».
Перечень методических материалов:
1. Календарно-тематические планы.
2. Разработки занятий:
- «История возникновения г. Иркутска»;
- «Заочная экскурсия в дом-музей Волконских»;
- «Заочная экскурсия в архитектурно-этнографический музей «Тальцы»;
- «Заочная экскурсия в архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня».
3. Разработки мероприятий:
- сценарий праздника «На юбилее», посвященного 70-летию Иркутской области;
- сценарий устного журнала «Герой из Седаново» о летчике-истребителе А.Ф. Шаманском;
- сценарий гостиной «В потомках ваше имя оживет»;
- сценарий встреч с воинами-интернационалистами «Афганистан живет в моей судьбе»;
- сценарий устного журнала «Ему было всего девятнадцать» о кавалере ордена Мужества (посмертно) Гончарове Кирилле;
- сценарий встречи с ветеранами войны и тружеников тыла.
Список литературы для педагога и обучающихся:
- Атлас Иркутской области. Москва – Иркутск,1962.
- Богачев Е.. «Памятник церковного зодчества», Гудок, Православное Христианское Агентство – http://www.hristianstvo.ru/?from=7.
- Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность / авт.-сост. Т.А. Орешкина. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Гражданско-патриотическое воспитание (классные часы, общешкольные мероприятия, интеллектуальные игры, викторины) / авт.-сост. Е.В. Усатова и др. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Зуев А.С. Сибирь: вехи истории. Новосибирск,1999.
- Исторический атлас. Иркутская область. – М.: «Издательство ДИК», 2000 г.
- История Земли Иркутской: Учебное пособие для старших классов общеобразовательных учреждений области. – Иркутск: Иркутское книжное издательство «Символ», 2002 г.
- Ковалев А.Я. Ангарский каскад. – М.: Стройиздат, 1975г.
- Панов В.Н., Тюкавкин В.Г. Очерки по истории Иркутской области. Вост.- Сиб. кн. изд-во, 1970.
- Патриотическое воспитание в лагере: занятия, традиционные и творческие дела / авт.-сост. А.Ю. Соловьев, С.С. Шихарев. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006.
- Сальникова Н. «Реставраторы сделали в самой старой сибирской церкви настоящие слюдяные окна», «Вести-Иркутск», – http://vesti.irk.ru/index.php?article=2004.11.04.18.21.
- Спортивно-прикладной туризм: программа, разработки занятий, рекомендации. 8-9 классы / сост. В.А. Шкенев. – Волгоград: Учитель, 2009.
- Фатьянов А.Д. Судьба сокровищ. Иркутск, 1967 г.
- Школа сибирской тайги. История земли Илимской. Усть-Илимск, 2003.