Альтернативная система оценивания учебных достижений младших школьников

Разделы: Начальная школа


Альтернативная система оценивания учащихся осуществляется через реализацию требований Государственного стандарта и программы на основе УМК «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой. Применение альтернативной системы оценивания учебных достижений младших школьников происходит в процессе обучения и дополнительного образования. Учебно-воспитательный процесс осуществляется на основе сотрудничества и сотворчества с учениками, что помогает в развитии положительной мотивации к учению, и оно становится учением с увлечением.

Данная система работы позволяет развивать у учащихся способность к самообучению, самоуправлению и самообразование.

В ходе обучения происходит формирование оценочной самостоятельности у учащихся.

Оценочная самостоятельность – самостоятельное установление своей работы, её оценивание без посторонних влияний или чужой помощи, на основе собственных знаний и умений. С действием самооценки и контроля ученик встречается уже на первом уроке. Ему предлагается лесенка из десяти ступеней – лесенка успеха. Каждый из детей рисует себя на той ступеньке, на которой считает нужным. Такая работа – первый опыт ребёнка по самооценке, которая впоследствии формируется и совершенствуется на каждом уроке. Чаще всего дети ставят себя на верхние ступеньки.

Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе мы начинали с работы с эталонами, под которыми мы понимаем точный образец, установленный единицей измерения и со шкалами. Работу с эталонами мы проводим преимущественно на минутках чистописания (на уроках русского языка и математики), где образцы (эталоны написания букв, соединений букв, цифр были в тетрадях на печатной основе). Например на уроке русского языка по теме «Гласная буква Е,е» после объяснения, показа учителем и практической тренировки учащихся им даётся задание: «Пропишите букв Е, е соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина)». Как видно, ученики уже должны соблюдать несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа производится на достаточно высоком уровне трудности. После того как ученики самостоятельно прописали строку, учитель даёт первое задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчёркнутых букв на поля». Во время проверки учитель выполняет аналогичную работу, т.е. подчёркивает буквы (элементы), соответствующие эталону, исправляет ошибки учащихся и выносит на поля своё число верно написанных букв (элементов).

Работа с эталонами – основа содержательной оценки учащихся. Приучив учащихся работать с эталонами такого вида, мы готовим их к выработке собственных эталонов, которые в свою очередь помогут осуществлять объективное оценивание своей работы.

В качестве одного из способов дифференцированного оценивания использую оценочную шкалу (авторы Т. Дембо и С. Рубинштейн), на которой фиксируется результат выполненной работы по определённому критерию. Критерии и форма оценивания каждой работы учащихся могут быть различны и должны быть предметом договора между учителем и учениками. Данный способ позволяет оценить действия детей не только в письменных работах, но и при выполнении заданий в парах или группах.

Школьник работает с оценочной шкалой непосредственно после выполнения работы. Чаще всего такой способ оценивания применяется на самостоятельных, проверочных работах. Оценочные шкалы представляют собой отрезки, которые дети чертят в тетради, рядом с работой.

Самооценка представляет собой постановку ребёнком крестика на данной шкале: вверху крестик ставят в том случае, если работа соответствует данному критерию полностью, внизу – если работа не соответствует критерию вообще. Учитель в свою очередь рассматривает адекватность самооценки с каждым ребёнком индивидуально, при необходимости корректируя её. Самооценка ребёнка должна предшествовать оценке учителя. На этом этапе осуществляется дифференцированный подход при самооценке выполняемых заданий, где каждое умение оценивалось по одному или нескольким критериям. Используя на практике такой вид работы, пришла к выводу, что оценивая себя, ученику сложно увидеть свой «рост», т. к. шкалы находятся в разных тетрадях и на разных страницах. При выполнении такого оценивания были свои положительные и отрицательные стороны. К положительной стороне мы отнесли тот факт, что учитель мог отследить уровень оценочных действий учащихся более конкретно. Отрицательными моментами такого оценивания являлось то, что:

  • оставались неотслеженными оценочные действия учащихся при выполнении других заданий;
  • построение оценочных шкал доставляли определённые неудобства учителю (дополнительная нагрузка) и родителям (тетради не всегда выдавались на руки);
  • только учитель знал, какой вид работы оценивают учащиеся, а родители этого не знали.

При формировании оценочной самостоятельности во 2 классе мы остановились на двух знаках:

! – знак уверенности и правильности выполнения работы;
? – знак сомнения.

В основу оценочной самостоятельности мы заложили критерии правильности. Также при работе с этими знаками идёт работа с эталонами. Чтобы поставить знак уверенности или сомнения, ученик должен прогнозировать точный результат деятельности (эталон).

Работа со знаками ведётся преимущественно в тетрадях на уроках русского языка и математики. Использование этих знаков мы осуществляем практически при каждом виде работы, выполняемом учащимися самостоятельности.

Эффективность использования этих знаков мы видим в следующем:

  1. Экономность занимаемого места.
  2. Осуществление учащимися предоценки и оценки правильности выполнения своей работы является формированием навыка самооценки и взаимооценки.
  3. Учителю легко отследить процесс формирования учебных навыков учащихся.

Это способствует тому, что школьники учатся объективной проверки и объективному оцениванию не только своих работ, но и работ своих одноклассников.

Итак, на первом этапе мы анализируем работу детей, затем учим детей анализировать работу других, впоследствии – и свою. Трудность была в том, чтобы нацелить детей не на обнаружение недостатков, неудач другого, на выявление положительных сторон и на мягкий совет по исправлению отрицательных моментов. Сегодня, дети свободно анализируют работы других и свои, и даже в слабом ответе пытаются найти положительные стороны. Они стараются помочь товарищу, а не обидеть его. При этом для оценивания используют сигнальные карточки. «Если вы считаете, что ученик справился с поставленной задачей – покажите улыбающегося человечка. Если где-то в чём-то допустил ошибку, то покажите задумчивого человечка» такие сигнальные карточки используются учащимися и при оценивании своей работы. Наиболее затруднительным в эксперименте оказался учёт усвоения детьми различных тем по предметам.

Но дети, как и взрослые, должны иметь шанс исправить свои ошибки и видеть – стали ли они учиться лучше? Такая картина отчётливее всего вырисовывается на страничке, отведённой проверке техники чтения, где можно проследить динамику. Учащиеся фиксируют результаты и отслеживают динамику школьной успешности в различных формах графиков и таблиц. В каждом квадратике записываются дата и результаты скорости чтения. Если скорость повысилась, ребёнок рисует звёздочку, уменьшилась - рисует тучку. Если результат остался прежним, обводит квадратик красным цветом. По мере проведения работ ребёнок отслеживает свою динамику и оценивает работу. Также он может построить график работы.

Во 2 классе мы завели тетради продвижения. Лучше использовать такие тетради при анализе однотипных заданий, чтобы иметь возможность увидеть степень продвижения ученика. Например, учитель проводит диктанты по теме «Безударные гласные», состоящие из 15 слов. После проверки чертится график по количеству допущенных ошибок.

Ученик имеет возможность видеть свой «рост», что говорит о совершенствовании контрольно-оценочной деятельности ребёнка.

Во втором и третьем классах соблюдаются следующие принципы: градация трудности учебного материала, свобода выбора учеником уровня трудности учебных заданий, постепенное накопление достижений («учебное портфолио»), принцип свободы для улучшения учеником своих учебных достижений.

  • Принцип градации трудности учебного материала означает, что на основе любого учебного материала предусмотрены должны быть различные виды заданий, с которыми могут справиться учащиеся любого уровня подготовки.
  • Принцип свободы выбора учеником уровня трудности учебного задания позволяет учащимся осознать свою ответственность за результат учебной деятельности и формировать адекватную самооценку.
  • Принцип постепенного накопления достижений означает, что темп накопления достижений у каждого ученика может быть индивидуален. При этом нельзя ограничивать время и формы учебной работы, подлежащей оцениванию.
  • Принцип свободы для улучшения учеником своих учебных достижений означает, что учащиеся имеют возможность улучшить свои старые достижения.

Соблюдение вышеуказанных принципов осуществляется в ходе проведения тематического и итогового контроля по усвоению предметных знаний и умений по всем учебным предметам. В ходе формирования контрольно-оценочной самостоятельности используются знаки: «плюс, минус», а также количественная оценка в баллах.

В течение учебного года на каждого ученика оформляется «Лист индивидуальных достижений» по учебным предметам, который является основанием для итоговой аттестации в конце четверти, полугодия и учебного года. В нём также фиксируется продвижение младшего школьника в освоении всех умений, необходимых для формирования устойчивых навыков чтения, письма, вычислительных навыков и др. Освоенные навыки отмечаем с помощью определённых значков.

Очень важно было научить детей правильно оценивать свои учебные возможности. Не научить детей способам самооценки – значит, во-первых, не развивать его объективное принятие оценки учителя; во-вторых, не ориентировать их на самосовершенствование. Надо было научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления.

В своей работе я использовала следующие формы самооценки:

а) обсуждение ребёнком вслух собственной работы на уроке;
б) работа с листом «Самооценка моей работы на уроке».

Работа велась на уроках литературного чтения, русского языка и математики. Урок был разделён на три основные части: проверка домашней работы; устная работа на уроке; самостоятельная работа на уроке. После завершения каждой части урока учащимся предлагалось оценить свою работу. Результат оценивания своего труда фиксировался с помощью цветового сигнала в листе самооценки. В конце урока учащиеся в листе самооценки фиксировали изменения в сторону улучшения (ухудшения) результатов своей работы на основе сравнения с предыдущими уроками. В начале обучения наблюдалась завышенная самооценка учащихся. Но в процессе адаптации она стала адекватной.

Помимо развития детской самооценки, неотъемлемой частью моей работы являлась оценка знаний, умений и навыков учащихся. Поэтому следующим этапом моей работы стала совместная работа учащихся и учителя по оцениванию учебных достижений. Был разработан лист «Мои успехи» по предметам: математика, русский язык, литературное чтение. Лист «Мои успехи» состоит из двух таблиц: узловые вопросы программы; тематический учет знаний. В основу лег принцип: детская самооценка предшествует оценке взрослого. Первым шагом являлась самооценка ребенка до проверки работы учителем. Каждое выполненное задание в тетради ребенок оценивал на полях цветовым сигналом. Такая самооценка стимулировала ученика к самоконтролю. Вторым шагом являлась собственная оценка проверенной учителем работы, в которой ошибки уже исправлены. Получив работу с исправленными ошибками, ребенок фиксировал количество ошибок в листе «Мои успехи» и отмечал изменения в сторону улучшения (ухудшения) на основе сравнения с предыдущей работой. Анализируя данные таблицы, дети могли определять задачи на будущее с учетом достигнутого.

У каждого учащегося класса создан свой «Портфель достижений», в который ребенок складывает листы самооценки, листы «Мои успехи», жетоны, грамоты, рисунки и др. За активную работу на уроке дети отмечают свои достижения на «Дереве успеха», изображая на своём листе звёздочку. А учитель закрашивает определенную клеточку в дневнике, заранее установив с детьми критерии оценивания.

Для повышения учебной мотивации на уроках используем цветные жетоны. Для каждого предмета предназначается жетон определенного цвета. Даже за самое маленькое достижение ребенок получает жетон. По количеству набранных жетонов, можно было увидеть, к какому из изучаемых предметов ученик проявляет способности и интерес. В конце каждой четверти дети награждаются блокнотами, письменными принадлежностями, книгами. Набранное каждым учеником количество жетонов фиксируется. На основе полученных данных (количество жетонов, результатов, отраженных в листах «Мои успехи») в конце года необходимо наградить детей грамотами в разных номинациях. Например, «Лучший математик», «Самый внимательный», «Юный художник», «За любовь к наукам», «За трудолюбие».

Итоговая аттестация учащихся – накопительная система за учебный год. Всё это составляет «Портфолио ученика». Создание портфолио демонстрирует успехи и достижения ученика; для учителя портфолио – это выявление уровня владения умениями и навыками, выявление пробелов в подготовке; для ребёнка – выработка положительной мотивации и интереса к учению, развитие самоанализа и самооценки. Работа с портфолио позволяет учителю оценить уровень самостоятельности детей, выявить проблемы в формировании самооценки учащегося, определить преобладающую мотивацию ребёнка, оценить уровень владения умениями и навыками.

На мой взгляд, применение новых средств оценивания позволяет преодолеть недостатки существующей «отметочной» системы оценивания.

Это позволяет ребёнку (и родителям) прослеживать динамику учебной успешности относительно его самого.

Успешное обучение невозможно без сформированности у младших школьников общеучебных умений. Их формирование должно осуществляться на каждом уроке любого учебного предмета. На начало 2 класса каждый ребёнок получил памятку «Чему я учусь на уроках по всем предметам», где выдвигались требования на конец учебного года. (Приложение 8)

Важным психологическим следствием введения альтернативной системы оценивания становится желание учеников учиться и их растущий уровень притязаний. Таким образом, правильная организация этапа адаптации в 1 классе, положительная мотивация к школьному обучению, успешно применяемая система оценивания учебных достижений младших школьников являются важными условиями получения прогнозируемого результата образования.

Что показывает опыт работы по внедрению альтернативной системы оценивания?

Прежде всего то, что: детям интересно учиться; нет неуверенности и боязни получить плохую отметку; каждый ребенок продвигается в развитии в своем индивидуальном темпе; доброжелательное общение учащихся; дети учатся объективно себя оценивать.

Новая система оценки знаний позволяет учащимся усваивать необходимые знания, умения и навыки с учетом индивидуальных личностных особенностей (свойств ЦНС, уровня развития познавательных психических процессов каждого ребенка), способствует личностному росту учащихся, формированию позитивной самооценкидля принятия ответственной позиции, усвоения основных ценностей гражданского общества.

Обязательным условием этой деятельности является установление новых взаимоотношений между ребёнком и учителем, одноклассниками, родителями, а также формирование самооценки учащихся и деятельности учителя. Очень важно было научить детей правильно оценивать свои учебные возможности. Не научить детей способам самооценки – значит, во-первых, не развивать его объективное принятие оценки учителя; во-вторых, не ориентировать их на самосовершенствование. Надо было научить детей эталонам самооценки, способам обнаружения возможных ошибок и их исправления.

Работа ведётся по следующим направлениям:

  1. Разработка системы оценивания учащихся, создание адаптивной среды в классе.
  2. Оценка результатов работы.
  3. Прослеживание влияния альтернативной системы оценивания на формирование мотивации учебной деятельности и самооценку учащихся.
  4. Работа с родителями.

Изменению отношений родителей к новой системе оценивания способствует кропотливая и внимательная работа с ними.

Работа с родителями включает:

  • формирование положительного отношения родителей учащихся к обучению;
  • вовлечение родителей в образовательный процесс, использование культурного потенциала родителей с целью совершенствования образовательного процесса;
  • расширение пространства родительского общения (организация продуктивного обсуждения и принятие безотметочного обучения как условие успешного развития младшего школьника).

В практике использую следующие формы работы с родителями:

  • индивидуальная работа по обсуждению перехода на обучение с альтернативной системой оценивания;
  • собеседование психолога, учителя с родителями о принятии данной системы оценивания. Главный аргумент в беседах – дети пришли получать знания и формировать умения, значит, необходимо следить за этим процессом, радоваться «росту» своих детей.

Родители убеждаются в том, что такое обучение позволяет учитывать формирующие умения ребёнка в период обучения в начальной школе и развивать здоровую самооценку в среднем звене школы.

В конце учебного года 2 класса родители получили консультации по результатам обучения за год, динамику развития ребёнка и план коррекционных работ по отработке необходимых умений.

Наша совместная цель – не наказать ребёнка, а найти способ помочь ему.

Обучение с использованием альтернативной системы оценивания усложняет работу учителя, но оно более гуманно и результативно.

Из всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Целью оценочной деятельности является сравнение результатов достижений школьника не с успехами других учеников класса, а с показателями самого ребенка, достигнутыми им раннее.
  2. Обучение позволяет избежать наказания за недочеты процесса ученической деятельности, развивает объективную самооценку.
  3. Результаты учебной деятельности определяются сформированностью у ученика мотивации к учебной деятельности. Если в период начального обучения у учащихся будет сформирована установка на учение, то она будет действенной и на последующих этапах обучения, когда будут введены отметки.

В настоящие время на первый план выдвигается задача по становлению личности учащегося и раскрытие его индивидуальных способностей.

Самоконтроль - один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок. Между тем наблюдения, проведенные мною, показали, что именно навык самоконтроля наиболее слабо сформирован у учащихся.

Библиография

  1. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006, с. 4 – 5.
  2. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.
  3. Маркова А.К. Формирование мотивации учения. М.,1997, с.18.
  4. Маскин В.В. Алгоритмы перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу. Практическое пособие. М.: АРКТИ, 2006, с. 55.
    • Романова В.Ю., Петленко Л.В. Оценка знаний. М.: Вентана – Граф, 2003, с.5.