Влияние эмоций на восприятие, внимание и память

Разделы: Социальная педагогика

Классы: д/с, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: память, воображение, положительные – позитивному


Из наблюдений психологов, педагогов, социальных работников очевидно, что чрезмерная разговорчивость учащихся во время уроков, частые конфликты между одноклассниками, систематическое отсутствие на уроках и, даже, нездоровье вызваны неблагоприятной, напряжённой ситуацией в семье, сложившейся из-за ряда неудач в общественной и трудовой деятельности родителей учащихся или нежеланием родителей систематически контролировать своих детей, для чего следует являться в школу не реже двух раз за учебную четверть для бесед с учителями предметниками. В связи с этим учащиеся не проявляют интереса к учению, мотивируя бесполезностью изучение каких либо предметов и, чаще всего математики, и, поэтому внимания не заслуживают некоторые изучаемые предметы и ведущие их учителя, в осмыслении не нуждаются, так как применить изученное на уроках в дальнейшей жизнедеятельности будет негде.

В результате экспериментальных суждений установлено, что положительные эмоции значительно влияют на погруженность человека в какую либо деятельность – трудовую, досуговую. Существует два основных диапазона эмоциональных проявлений: приятно-неприятно (иначе говоря, счастливый – печальный) и активация – торможение (или степень возбуждённости).

Рассмотренные данные свидетельствуют о том, что под влиянием эмоций все виды познавательных процессов: восприятие, воображение, память, мышление подвергаются определённым модификациям. В результате таких модификаций они приобретают прежде всего избирательность и направленность.

Изменения, происходящие в познавательных процессах, связаны с содержанием протекающего эмоционального процесса: отрицательные эмоции способствуют негативному мышлению, положительные – позитивному. Говоря о содержании эмоций, имеют своеобразную организацию мозговых процессов, специфические особенности которой можно определить с помощью указания на троякое отношение к внешнему миру: отношение к обстоятельствам, которые приводят её в активное состояние; отношение к действию (какой вид поведения она вызывает), а также её отражение в сознании субъекта. Эмоция является своеобразной, специфически организованной активностью мозга, а различия в её содержании – это различия в организации (как известно, у человека лишь немногие компоненты эмоций имеют свою врождённую организацию; большая часть того, что составляет реакцию гнева, страха, тревоги, печали, гордости являются приобретённой, то есть сформировалась в результате приобретённого опыта.

Когда такая организованная активность актуализируется, происходят изменения тех ориентировочных (познавательных) действий, которые близки ей по значению. Возникающий эмоциональный процесс можно сравнивать с волной активации, избирательно захватывающей все те познавательные структуры человека, которые связаны с данным процессом по своему значению.

Весьма обобщённо можно сказать, что эмоции избирательно способствуют одним познавательным процессам и тормозят другие. Более точное определение условий, от которых зависит влияние эмоций на познавательные процессы, требует анализа тех факторов, которые детерминируют это влияние. Существующие данные позволяют сделать вывод, что модифицирующее влияние эмоций зависит, во-первых от силы, во-вторых от особенностей познавательного процесса и, в-третьих, от субъекта, то есть его специфических и относительно устойчивых черт.

Поскольку ещё не существует специальной шкалы для измерения интенсивности эмоций, поэтому невозможно определить её с достаточной точностью. Основываясь на качественных критериях, можно выделить уровни интенсивности эмоций, связывая сними определённые изменения в познавательных процессах:

  • нейтральное состояние, отсутствие явно выраженного эмоционального процесса;
  • умеренный уровень эмоции: эмоция уже достаточно отчётлива, чтобы осознаться, однако ещё не на столько сильна, чтобы нарушить протекание действий; появляются выразительные реакции;
  • высокий уровень интенсивности эмоций: эмоция направляет действия человека, человек ведёт себя эмоционально, проявляет гнев, радость, тревогу: такой высокий уровень интенсивности может получить выражение либо в острой форме, то есть в виде аффекта ( в этом случае активность человека подчиняется полностью разрядке данной эмоции), либо в хронической форме, когда человек длительное время чувствует себя «во власти эмоции» (в этом случае его поведение является более дифференцированным, так как он совершает разные действия, однако определённое эмоциональное состояние сохраняется и беспрерывно вмешивается в ход выполняемой деятельности; в такой форме часто проявляется: тоска, обида, самодовольство, сексуальное возбуждение, голод и т.д.);
  • очень высокий уровень (максимальный) интенсивности эмоции: полное отключение всех неэмоциональных механизмов, регулирующих поведение человека. Так проявляется: ярость, неистовство, отчаяние, паника и т.д.

На основании ряда проведённых экспериментов в этой области исследования Брунером и Гудменом, зарубежными психологами, с группами детей различного социального положения были сделаны следующие выводы: у большинства людей положительные эмоции способствуют познавательным действиям в большей мере, чем отрицательные. Влияние эмоций умеренной интенсивности на познавательные процессы проявляется более отчётливо: сила такой эмоции не отражается на способности к самоконтролю, но можно наблюдать изменения в познавательных процессах, ошибки восприятия, заключающегося в«согласовании»воспринимаемого материала с содержанием эмоции.

Известно, что в нашей стране был самый высокий уровень социального обеспечения по сравнению с другими государствами мира, чего нельзя сказать сегодня.

Инфляция, безработица, кризис и многое другое не вызывают положительных эмоций, а следовательно и не способствуют развитию познавательного процесса в таком направлении, в каком ведёт его учитель, руководствующийся требованиями стандарта, программами, современными технологиями.

Из личного опыта замечено, что именно родители являются главным направляющим звеном, ведущим своих детей в том или ином направлении. Семья является источником духовно-нравственного начала подрастающего человека. Поступки учащихся, их поведение исходят из настроения, созданного в семье, из мировоззрения, имеющегося у старших членов семьи, из отношения к окружающим людям, к окружающему миру, то есть учащийся ведёт себя и действует так, как его учат, согласно сложившимся семейным традициям в его микросоциуме в семье. Систематически заботящийся о своём ребёнке и в какой-то мере об окружающих его одноклассниках, родитель имеет обратную связь – учащийся старается ответить уважением, проявить себя положительно, старается не вызывать отрицательных эмоций родителя. Полной противоположностью являются учащиеся, родители которых игнорируют даже родительские собрания, проводимые один-два раза за четверть, и не оставляющие хотя бы номера телефона для контакта с ними. Такой ученик часто плохо управляем, часто нарушает дисциплину, плохо учится, так как на уроках его внимание привлекает не предмет изучения, а что-нибудь или кто-нибудь развлекающий его, ведь следуя примеру родителей: можно игнорировать общепринятые нормы и правила, поэтому их невнимание к ребёнку ведёт к его невниманию в учении, а затем к неразвитой памяти, к неправильному восприятию окружающего мира.