Слайд 1. На современном этапе перед общеобразовательной школой ставится задача обновления образования на компетентностной основе. Компетентность и деятельность неразрывно связаны между собой. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной деятельности.
Отсюда, именно деятельностно-компетентностный подход к учебно-воспитательному процессу, по моему мнению, может стать эффективной методологией построения химического образования. Деятельностно-компетентностный подход к преподаванию химии способствует подготовке самостоятельно мыслящей личности, способной адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, готовой к самостоятельной деятельности по сбору, обработке, анализу информации естественнонаучного содержания.
Слайд 2. Основным результатом учебной деятельности школьников должен стать набор основных компетенций. В ходе учебно-воспитательного процесса формирую ключевые, общепредметные и предметные компетентности.
К ключевым компетентностям отношу интеллектуальные, гражданско-правовые, коммуникационные, информационные. Они способствуют приобретению учащимися социального опыта.
Слайд 3. К общепредметным компетентностям отношу такие как речевые, мыслительные, практические, компетентности внимания и памяти, владение логическими операциями. Они формируются в процессе изучения любой учебной дисциплины, в том числе и химии.
Слайд 4. Предметные компетенции формируются в рамках определённого предмета. В процессе преподавания химии я формирую такие компетентности, как:
- понятие о химии, как о неотъемлемой составляющей естественно-научной картины мира;
- представление о том, что окружающий мир состоит из веществ, которые характеризуются определённой структурой и способны к взаимным превращениям;
- химическое мышление, умение анализировать явления окружающего мира в химических терминах, способность говорить и думать на химическом языке;
- понимание роли химии в повседневной жизни и прикладного значения химии в жизни общества, а также в решении глобальных проблем человечества: продовольственной, энергетической, экологической;
- химически осознанное, критическое отношение к веществам в быту; умение управлять химическими процессами.
Слайд 5. Деятельностно компетентностный подход к обучению химии осуществляю через технологии развивающего, личностно деятельностного и личностно ориентированного обучения, которые активно использую в своей работе.
Для того чтобы урок сделать развивающим:
- заменяю репродуктивную вопросно-ответную систему урока и типы заданий на более сложные, выполнение которых задействует самые разнообразные психические качества (память, внимание, мышление, речь и др.). Этому способствуют проблемные вопросы, поисковые задания, задания на наблюдения, решение практических задач, выполнение исследовательских заданий и др.;
- изменяю характер изложения нового материала и превращаю его в проблемное, эвристическое, стимулирующее учащихся к поиску;
- вовлекаю учащихся в самоуправление и саморегуляцию познавательных процессов на уроке, привлекаю их к постановке задач урока, разработке плана его проведения, контролю и самоконтролю, к оцениванию и взаимооцениванию результатов деятельности. Учащиеся выступают на уроках лаборантами, ассистентами, помощниками учителя, консультантами.
Система разноуровневых заданий позволяет мне предвидеть учебные результаты. Ее применяю для однородных групп учащихся при уровневой дифференциации и при составлении индивидуальных заданий возрастающей сложности.
Химия - один из самых сложных общеобразовательных предметов. Успешно овладеть даже базовым школьным курсом химии невозможно, если у ученика недостаточно развит мыслительный процесс. Учу детей анализировать учебный материал, сравнивать, обобщать, находить причинно-следственные связи. В связи с этим, основными интеллектуальными компетентностями, формируемыми в технологиях развивающего обучения, считаю развитие внимания, памяти, воображения, мышления, речи; коммуникационными - субъектные отношения сотрудничества, рефлексивную саморегуляцию.
В качестве основного приёма формирования воображения использую приём образного представления отсутствующего химического объекта. Помогаю детям представлять, по мере возможности, увиденный химический объект и закреплять в памяти в виде образа. Обучаю изображать химические объекты или информацию о них в виде рисунков, символов, схем, условных обозначений, моделей. Предлагаю учащимся написание химических сочинений и сказок, конструирование и моделирование химических объектов.
Развитие памяти в процессе химического образования требует реализации приёмов запоминания, сохранения, воспроизводства и переработки учащимися химической информации. Использую в своей практике следующие приёмы: запоминание без записей, запоминание путём повторения информации, установление связей между запоминаемым химическим объектом и конкретными символами, графическими изображениями, осмысленное запоминание, эмоциональное запоминание.
Для развития творческого мышления учащихся формирую умения: выдвигать и точно формулировать учебные гипотезы;
- использовать имеющие химические теории и законы для объяснения известных фактов и явлений;
- правильно формулировать определения химических понятий;
- логически последовательно и компактно излагать свои мысли, делая правильные умозаключения на основе фактов и выстраивая цепочки рассуждений, ведущих к обобщающим выводам;
- производить операции анализа, синтеза, сравнения, сопоставления, абстракции, конкретизации, обобщения, систематизации, интеграции.
Развитие практического мышления учащихся осуществляю в процессе химического экспериментирования, моделирования химических объектов. Развитие творческого мышления - осуществляю, включая школьников в процесс выдвижения новых, оригинальных учебных гипотез, нетривиального решения различных учебных проблем, в процесс нахождения нетрадиционных решений практических вопросов. Развитие наглядно-действенного мышления осуществляю через непосредственное взаимодействие учащихся с реальными химическими объектами.
Слайд 6. Одной из важнейших задач, стоящих перед образованием, является овладение информационными и коммуникационными технологиями для формирования общеучебных и общекультурных навыков работы с информацией. Реализация этой задачи невозможна без включения информационной компетенции в систему химического образования. Применяю компьютерные технологии для моделирования химических процессов и явлений, компьютерной поддержки процесса изложения учебного материала и контроля его усвоения. Моделирование химических, природных явлений и процессов на компьютере необходимо, прежде всего, для изучения явлений и экспериментов, которые практически невозможно показать в школьной лаборатории, но они могут быть показаны с помощью компьютера. Использование компьютерных моделей позволяет мне раскрыть существенные связи изучаемого объекта, глубже выявить его закономерности, что, в конечном счёте, ведёт к лучшему усвоению материала. Использование ИКТ, таким образом, позволяет мне формировать интеллектуальные, коммуникационные и информационные компетенции обучающихся.
Слайд 7. Используя проектное обучение в образовательном процессе, создаю условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач; формируют коммуникативные компетенции, работая в группах; развивают у себя исследовательские умения (наблюдения, сбора информации, проведения эксперимента, анализа); развивают компетенцию системного мышления.
Особый интерес вызывают у учащихся проекты, связанные с практическим применением химико-биологических знаний.
Кроме вышеописанных образовательных технологий в своей практике применяю и ряд других технологий: лекционно-семинарско-зачётную систему обучения, исследовательские методы, технологию использования в обучении игровых методов, а также обучение в сотрудничестве.
Слайд 8. Важной для школьников в плане выбора будущей профессии является предпрофильная подготовка. Ее осуществляю через организацию элективных курсов. Это один из путей расширения возможности школьника выстраивать индивидуальную образовательную траекторию. Мною разработаны программы нескольких элективных курсов. Один из них "Химия у меня дома" для учащихся 9 классов успешно реализуются на базе школы №17 города Альметьевск. Этот курс способствует формированию предметной компетенции - химически осознанное, критическое отношение к веществам в быту; умение управлять химическими процессами. Он создаёт основу для положительной мотивации учения, что особенно важно для такого сложного школьного предмета как химия. При проведении занятий элективных курсов использую вузовские формы организации учебной деятельности. Это лекции, самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, тематические конференции, семинары, лабораторно-практические занятия.
Слайд 9. В повышении качества профессиональной деятельности учителя большое значение имеет сотрудничество с учреждениями профессионального образования. Ряд лет осуществляю методико-практическое сотрудничество с Институтом непрерывного педагогического образования (ИНПО) города Набережные Челны, Альметьевским филиалом Академии Управления "ТИСБИ".
Слайд 10. Результатом моей деятельности является привлечение максимальных знаний к работе по проектированию направлений развития современной школы в условиях её модернизации. Деятельностно-компетентностный подход к преподаванию химии позволил повысить мотивацию школьников к предмету и общую результативность.
Считаю, что все вышеперечисленные образовательные технологии, применяемые мною в учебно-воспитательном процессе, способствуют формированию основных компетентностей школьников, их адаптации к вузовским формам обучения.
Литература.
1. Габриелян О.С., Краснова В.Г., Сладков С.А. Современная дидактика школьной химии. Лекция №7. Личностно ориентированные технологии обучения химии. Химия. Первое сентября, №23, 2007.
2. Дендебер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии. М.: 5 за знания, 2007.
3. Ксензова Г.Ю. Инновационные технологии обучения и воспитания школьников. М.: Педагогическое общество России, 2005.
4. Педагогические технологии. Набережные Челны: ИНПО, 2007.
5. Федеральный компонент государственного стандарта. Химия. М.: Дрофа, 2007.