Цель:
- знакомство с оксидами, их составом и классификацией
- рассмотреть названия оксидов их нахождение в природе
- роль оксидов в природе и жизни человека.
Задачи:
- закрепить на оксидах знания химической номенклатуры бинарных соединений;
- расширить представление о важнейших оксидах, их свойствах, роли в природе и жизни человека.
- способствовать пониманию необходимости бережного отношения к природным богатствам.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: физическая карта мира, шкатулки, коллекция «Горные породы и минералы», ноутбуки, медиапроектор, таблица «Состав воздуха», изделия из уральских самоцветов.
Ход урока
I. Организация класса. Мотивация.
Учитель географии.
– Сегодня у нас c вами не совсем обычный урок. Это урок, объединяющий знания по химии, биологии и географии. Такие уроки называются интегрированными, так как позволяют объединить знания всех наук для создания целостного представления об изучаемом объекте.
Необычным урок является еще и потому, что работать с вами будут учителя химии, географии и биологии. (Представление учителей).
На данном уроке мы будем говорить о необыкновенных по значимости и распространению на Земле веществах
Тема урока: Оксиды в природе и жизни человека.
II. Проверка домашнего задания. Изучение нового материала.
Учитель химии.
– На предыдущем уроке вы изучили бинарные соединения.
– Какие соединения называются бинарными?
(Ответ учащегося: Соединения, состоящие из двух элементов.)
– На мониторе ноутбуков задания для учащихся.
- Подчеркните формулы бинарных соединений, назовите их: NaCl, Fe, CuSO4, CaO, ZnS, FeO, HNO3, SO2, O2, K2O. (Учащиеся подчеркивают бинарные соединения, а учитель просит проговорить их названия – работа по цепочке.)
- Из подчеркнутых формул выберите формулы оксидов и определите степени окисления элементов. (Учащиеся подчеркивают формулы оксидов, указывая степень окисления их элементов.)
- Укажите основные признаки оксидов.
Основные признаки оксидов:
- _______________________(Сложные вещества)
- _______________________(Состоят из двух элементов)
- _______________________(Один из элементов – кислород)
- _______________________(Кислород имеет степень окисления – 2)
Самопроверка. (Результат высвечивается на экране медиапроектора).
– На основании вышесказанного дайте определение оксидам. (Запись в тетрадь).
Учитель: Систематические названия сложных веществ строятся по формуле справа налево и состоят из двух слов: оксид и название элемента. В номенклатуре оксидов придерживаются следующих правил: (на экране)
Основные правила современной международной номенклатуры
Название оксида = «Оксид» + Название элемента в родительном падеже + (с.о. римскими цифрами)
Учитель химии
Существует еще бытовая или тривиальная номенклатура.
Для знакомства с различными видами номенклатур будем работать с таблицей «Оксиды в природе». (ноутбуки и экран мультимедиа)
– Дадим название некоторым оксидам. (тривиальные названия произносит и записывает на экран учитель, учащиеся в свой электронный конспект)
Таблица «Оксиды в природе»
Химическая формула |
Тривиальные название |
Возможное научное название |
Нахождение в природе |
Значение в природе и жизни человека |
H2O CO2 CO Al2O3 Fe2O3 CaO SiO2 |
Вода Углекислый газ Угарный газ Глинозем Гематит (крокус) Негашеная известь Кварц, песок, кремнезем |
|
|
|
Учитель географии
– На уроках географии и природоведения мы уже знакомились с водой. Что вы знаете о воде?
Предполагаемый ответ.
Вода в природе существует в трех состояниях: жидкость, лед и пар. Она есть в литосфере, атмосфере и биосфере и составляет так называемую водную оболочку Земли – гидросферу. Вода занимает 70 % всей поверхности Земли. Сосредоточена вода в основном Мировом океане.
Значит большая часть воды соленая. Используем же мы лишь пресную воду, а ее очень мало. Непосредственно доступные пресные воды составляют лишь 0,007 % всей воды Земли или 0,26 % общего запаса пресной воды. Но благодаря круговороту воды в природе (т.е. возможности превращения воды из жидкости в пар под влиянием солнечной радиации) мы получаем пресную воду необходимую для питья, бытовых нужд, работы предприятий и сельского хозяйства.
Учитель просит ребят по ходу беседы заполнять в таблице графу «нахождение в природе» и производить краткую запись основного в тетрадь.
Учитель географии
1. Вода – уникальное природное соединение.
(На экране высвечивается айсберг в океане и запись «Объем льда на 9% больше объема незамерзшей воды»)
Все тела, переходя из жидкого в твердое состояние уплотняются. Вода же не подчиняется этому правилу, лед не тонет, он всегда на поверхности, его объем на 9% больше объема незамерзшей воды. Способность воды расширяться при замерзании спасает нашу планету от оледенения.
2. Максимальную плотность вода имеет при температуре + 4 С. При охлаждении до этой температуры она сжимается. При дальнейшем понижении температуры вода снова расширяется, пока не перейдет в лед.
При температуре ниже +4, вода, поскольку она легче, занимает верхние слои водоема, укрывая, как шубой, нижележащие слои, защищая их от охлаждения.
(Слайд с рыбой в проруби)
Это создает условия для жизни обитателей водоема в зимнее время. А если образуется лед, то он создает другой защитный слой.
(На экране капель с текстом «С понижением температуры падает величина плавления льда»)
3. Высокая скрытая теплота плавления льда оберегает нашу планету от наводнения. Таяние льда и снега связано с огромными затратами тепла, поэтому процесс этот происходит постепенно, в большинстве случаев не причиняя вреда.
(На экране текст «На испарение 1 кг воды расходуется в 7 раз больше энергии, чем на плавление 1 кг льда»)
4. Даже в самые жаркие дни вода испаряется крайне медленно, только, поэтому сезоны года меняются не резко, а плавно: лето – осень – зима – весна.
(Виды разных сезонов года одного и того же места)
5. Вода имеет высокую теплоемкость, поэтому на Земле не бывает резкого перепада температур зимой и летом, ночью и днем.
(На экране «Удельная теплоемкость – сколько надо затратить теплоты на нагревание 1 килограмма воды»)
По ходу урока учащиеся в тезисной форме записывают в тетради свойства воды и их значение в природе:
- способность расширяться – спасает от оледенения;
- защищает от переохлаждения;
- оберегает от наводнения;
- плавная смена времен года;
- нет резких перепадов температур.
Учитель биологии
Биологическое значение воды для живых организмов.
– Вода входит в состав клеток живых организмов и является участницей всех процессов их жизнедеятельности.
(На экране схема «Содержание воды в организме человека»)
– Каково же биологическое значение воды для материального мира?
Чтобы ответить на данный вопрос, внимательно посмотрите на экран, здесь будут появляться изображения. Ваша задача, определить какую функцию выполняет вода в каждом конкретном случае.
По ходу выполнения задания составляется диаграмма.
Итак, начнем (на основном и ученических экранах высвечивается радиальная диаграмма, которую учащиеся с помощью учителя дополняют и заполняют, выводы фиксируются в графе «Значение в природе и жизни человека» таблицы).
– Когда вещество переходит в раствор его молекулы или ионы получают возможность двигаться более свободно и их реактивная способность возрастает. По этой причине в клетке большая часть химических реакций протекает в водной среде.
(На экране «Универсальный растворитель»)
Вывод: вода превосходный растворитель.
– Для многих клеток и организмов, для которых характерно значительное постоянство условий. Вода является…
(На экране «Среда обитания», слайд водоем с живыми организмами)
Вывод: средой обитания.
– Присущие воде свойства растворителя означает также, что вода служит средой для перемещения различных веществ. Эту роль она выполняет: в крови, в лимфатической системе, пищеварительной системе животных, проводящей системе растений (сосуды и ситовидные трубочки).
(На экране кровеносная система человека и передвижение веществ по стеблю растения)
Вывод: среда для транспорта различных веществ.
– Вода способствует …
(На экране распространение семян, гамет, личинок)
Вывод: миграции и распространению семян, плодов некоторых наземных растений – кокосовая пальма и личиночных стадий животных.
– Среда, где происходит…
(На экране оплодотворение яйцеклетки сперматозоидом)
Вывод: процесс оплодотворение.
– Обуславливает осмос и тургесцентность, от которых зависит рост, увеличение клеток, поддержание структуры и движение устьиц.
(Слайд плазмолиза и деплазмолиза)
Вывод: обеспечивает поддержание пространственной структуры клеток.
– Испарение молекул воды с поверхности тела, сопровождается затратой энергии и охлаждением. Это явление используется у животных при потоотделении и тепловой одышке у млекопитающих или у некоторых рептилий (например, у крокодилов), которые на солнцепеке сидят с открытым ртом. Таким образом контролируется температура тела у животного. Данное явление играет заметную роль и в охлаждении транспирирующих листьев.
(На экране испарение воды листьями и изображение собак)
Вывод: вода способствует терморегуляции живых организмов.
– Высокая теплопроводность воды способствует равномерному распределению тепла в организме. В живом организме непрерывно происходят реакции сопровождающиеся выделением тепла. Тепло равномерно распределяется по всей воде содержащейся в организме. Тем самым, устраняется риск возникновения локальных «горячих точек», которые могли бы послужить причиной повреждения каких либо тонких структур.
(На экране изображение тела животного в инфракрасном излучении)
Вывод: вода обладает хорошей теплопроводностью
(На экране прорастание семени фасоли)
– У растений обеспечивает прорастание и набухание семян, разрыв семенной кожуры и дальнейшее развитие.
Вывод: вода необходима для прорастания и развития семян.
– Вода способна оказывать воздействия и на эволюционные процессы. Одним из главных факторов естественного отбора влияющих на видообразование является недостаток воды. Все наземные организмы приспособлены к тому, чтобы добывать и сберегать воду, такого рода приспособления представляются подлинным чудом «изобретательности» природы.
(Слайд «фактор естественного отбора»)
Вывод: вода способна оказывать влияние на эволюционные процессы.
– Все живое на Земле зависит от растений – либо непосредственно, либо, как в случае с животными, косвенно. Растения делают энергию и углерод доступными для живых организмов. Это происходит благодаря процессу фотосинтеза.
Учитель предлагает вспомнить определение фотосинтеза.
Для создания крахмала растениям нужна вода.
(Слайд «Образование органических веществ»)
Вывод: растения являются автотрофами. Органическое вещество – крахмал образуется в процессе фотосинтеза.
Биологическое значение воды для материального мира (итоговая диаграмма)
– Без воды жизнь невозможна, биологическое значение воды определяется ее химическими и физическими свойствами.
Учитель химии
– Вода – оксид, имеющий уникальное свойство, в природе встречаться в трех агрегатных состояниях. Первая простая классификация оксидов по агрегатному состоянию. Оксиды делят на три группы: твердые, жидкие и газообразные. Углекислый газ, поглощаемый растениями в процессе фотосинтеза, с точки зрения химии является оксидом.
Учитель биологии
В незначительных количествах, около 0,003% СО2 содержится в воздухе. В природе, он образуется при гниении растений и животных остатков, дыхании всех живых организмов (таблица «состав воздуха»).
Учитель географии
– Оксиды очень распространенный в природе класс неорганических соединений.
Перед вами коллекция горных пород и минералов. Найдите и рассмотрите в ней оксиды, назовите их. (Учащиеся приводят примеры оксидов в коллекции)
Более 50% земной коры состоит из кремнезема или кварцевого песка.
(На экране высвечивается слайд с горным хрусталем, а учащиеся находят его в коллекции «минералы и горные породы», которые есть у них на парте)
Очень чистый кремнезем известен также в виде минералов горного хрусталя, который встречается в Бразилии, на Мадагаскаре, Цейлоне, а в нашей стране – на Урале и в Восточной Сибири. (Учитель показывает регионы на карте мира)
(На экране слайды с аметистами и агатами)
А окрашенный различными примесями он образует драгоценные и полудрагоценные камни яшма, аметист, агат. Аметистами всегда славились Бразилия, Уругвай, Шри-Ланка, Мадагаскар. У нас в стране аметисты, например, есть на Кольском полуострове, а агаты на Урале. (Карта.) Кроме того почти ежегодно у нас в городе вы можете увидеть изделия из этих и других камней на выставке «Уральские самоцветы». (Демонстрация учителем изделий из уральских самоцветов.)
А теперь вернемся к шкатулкам.
Перед вами шкатулка №1.
– Древний философ Фалес из Милета еще в IV веке до нашей эры назвал это вещество первым началом и сущностью всего.
Она и дождь, и град, и снег,
Туман и гололед,
Носитель благ, предвестник бед –
И радуга и лед.
Что это за вещество? (Ответ: вода или оксид водорода)
– А что в шкатулке №2?
Это газ, необходимый растениям для фотосинтеза.
Это газ, выделяемый нами при выдохе.
Ответ готов? (Углекислый газ или оксид углерода IV)
Берем шкатулку №3.
В его прозрачной глубине –
незыблимая вечность.
в нем есть и радость, и покой,
и мира бесконечность.
Что это? (Горный хрусталь или оксид кремния IV)
III. Домашнее задание.
- Заполнить таблицу, используя учебник и дополнительные источники информации.
- Выделить важнейшие биологические функции воды характерные для всех организмов, для растений, для животных.
Предполагаемый ответ:
У всех организмов.
- Обеспечивает поддержание структуры высокое содержание воды в протоплазме.
- Служит растворителем и средой для диффузии.
- Участвует в реакциях гидролиза.
- Служит средой, в которой происходит оплодотворение.
- Обеспечивает распространение, семян некоторых наземных растений (кокосовая пальма), животных.
У растений.
- Обуславливает осмос и тургесцентность (от которых зависит многое: рост, увеличение клеток, поддержание структуры, движение устьиц и т.д.)
- Участвует в фотосинтезе.
- Обеспечивает транспирацию, а также транспорт неорганических ионов и органических молекул.
- Обеспечивает прорастание и набухание семян, разрыв семенной кожуры и дальнейшее развитие.
У животных.
- Обеспечивает транспорт веществ.
- Обеспечивает охлаждение тела, потоотделение, тепловую одышку.
- Служит одним из компонентов смазки, например в суставе.
- Выполняет защитную функцию, например, в слезной жидкости и в слизи.
- Способствует миграции (морские течения)
- На контурной карте России обозначить месторождения изученных оксидов.
Урок окончен. До свидания.