Образовательные цели урока:
- Формирование интереса и познавательной мотивации при обучении физики;
- Развитие навыков теоретического мышления;
- Творческого поиска;
- Формирование понятия «иллюзия», виды иллюзий и выявление причин их возникновения;
- Развитие коммуникативных способностей.
Основные задачи:
- Расширение и углубление знаний по физике.
- Развитие образного мышления.
- Развитие умения моделировать и творчески мыслить.
- Развитие коммуникативных навыков общения и индивидуальных свойств личности учащихся.
- Развитие эмоций учащихся путём создания в ходе урока состояния удивления, занимательности, парадоксальности.
Оборудование: компьютер; мульти-видеопроектор; презентация.
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
Видимое не всегда соответствует действительному.
Н. Коперник
I. Организационный момент урока
– Здравствуйте, дорогие ребята! Эпиграфом нашего урока являются слова «Видимое не всегда соответствует действительному», сказанные Н. Коперником. Сегодня на уроке мы постараемся разобраться в некоторых загадках природы. Тема нашего урока «Оптические иллюзии»
– Известно, что наше зрение несовершенно. Иногда мы наблюдаем не то, что происходит в действительности. Но это факт. Давайте попробуем разобраться, в особенностях наших наблюдений.
II. Изучение нового материала с использованием презентации.
Понятие оптической иллюзии. (слайды 2-3)
Что же такое оптическая иллюзия? Оптической иллюзией называется несоответствующие действительности представление видимого явления или предмета вследствие особенностей строения нашего зрительного аппарата, попросту говоря – это неверное представление реальности. Оптические иллюзии не связаны с индивидуальными нарушениями зрения, например с дальтонизмом.
Причины оптической иллюзии? Зрительный аппарат человека – сложно система с вполне определенным пределом функциональных возможностей. В неё входят: глаза, нервные клетки, по которым сигнал передается от глаза к мозгу, и часть мозга, отвечающая за зрительное восприятие (рисунок 1).
Рисунок 1
В связи с этим выделяются три причины иллюзии:
- Наши глаза так воспринимают идущий от предмета свет, что в мозг приходит ошибочная информация;
- При нарушении передачи информационных сигналов по нервам происходят сбои, что опять же приводит к ошибочному восприятию;
- Мозг не всегда правильно реагирует на сигналы, приходящие от глаз. (рисунок 2)
Рисунок 2
О причинах зрительных иллюзий (ошибок, обманов), следует, во-первых, указать, что иногда они появляются вследствие специально созданных, особых условий наблюдения, например: наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз, наблюдение через щель и т.п.
Во-вторых, большинство иллюзий зрения возникает не из-за оптического совершенства глаза.
К иллюзиям зрения не относятся оптические фокусы и загадочные привидения, создаваемые при помощи зеркал, проекционных аппаратов и других технических устройств, а также интересные оптические явления, иногда наблюдаемые в природе (миражи, северные сияния). Появление последних обусловлено оптическими свойствами земной атмосферы.
Рассмотрим некоторые виды иллюзий:
1. Иллюзия восприятии глубины. (слайды 5, 6)
Зрительные иллюзии возникают при условиях видимого нами рельефа или глубины рисунка. Возникновение этих иллюзий связано со способностью глаза видеть предметы на разных расстояниях, со способностью воспринимать пространство по яркости предметов, по их теням и по числу промежуточных объектов. С другой стороны, эти иллюзии возникают и в процессе осмысливания видимого. Мозг, воспринимая предмет, искажает видимое нами рельефное изображение. Примером тому служит приводимый рисунок: куб то кажется видимым сверху, то сбоку. (рисунок 3)
Рисунок 3
2. Иллюзия восприятия размера. (слайды 7, 8)
Мы вообще привыкли, что все удаляющиеся к горизонту предметы уменьшаются на сетчатке по своим линейным размерам: люди, поезда, облака, самолеты... (рисунок 4)
Рисунок 4
3. Иллюзия восприятия движения. (слайды 9–11)
Я думаю эта иллюзия самая интересная потому, что на самом деле ничего не движется. Если мы сделаем рисунки этих картинок, иллюзия всё равно возникает.
Существует иллюзия, которую можно назвать спиралью Плато, а если проще – эффект волчка. Если диск со спиралью (волчок) вращать по часовой стрелке, то после продолжительного фиксирования её глазом у нас возникает впечатление стягивания всех ветвей спирали к центру; при вращении спирали в обратном направлении мы видим расхождение спиралей в обратном от центра к периферии. Так, например, если после длительного наблюдения за местностью из окна движущегося поезда или за водой из окна движущегося парохода мы переведем взгляд на неподвижные предметы внутри поезда или парохода, то нам покажется, что они тоже движутся, но в обратном направлении. Эти иллюзии связаны с последовательными движущимися образами (рисунок 5)
Рисунок 5
4. Невозможные фигуры. (рисунок 6) (слайды 12-13)
Рисунок 6
5. Перевернутые картины (рисунок 7) (слайд 14)
Рисунок 7
Это иллюзии, связанные со сменой ориентации. Зрительные механизмы человека обеспечивают возможность узнавать объекты, рассматриваемые в разной ориентации, но человек привыкает к определённым условиям наблюдения, которые преобладают в повседневной жизни. Вследствие данной привычки разные ориентации объектов становятся для человека неравноправными. Особенно это касается человеческих лиц и печатного текста
6. Соотношение фигуры и фона. (рисунок 8) (слайды 15–17)
Рисунок 8
Здесь мы рассмотрим ряд иллюзий зрения, обусловленных влиянием контраста яркости, т.е. отношения разности яркостей объекта и фона к яркости фона. Во-первых, на более темном фоне мы видим фигуры более светлыми и, наоборот, на светлом – более темными. Во-вторых, при восприятии фигуры и фона мы склонны видеть, прежде всего, пятна меньшей площади, а также пятна более яркие “выступающие”, причем чаще всего фон нам кажется лежащим дальше от нас, за фигурой. Чем больше контраст яркости, тем лучше заметен объект и тем отчетливее видны его контур и форма.
7. Двойственные изображения. (рисунок 9) (слайд 18)
Рисунок 9
Что вы видите на рисунке? Почему возникает такая иллюзия? Рассмотрите внимательно, сколько тут лиц?
8. Иллюзия Геринга. (рисунок 10) (слайды 19–21)
Рисунок 10
Многие иллюзии объясняются способностью нашего зрения преувеличивать видимые нами на плоских фигурах острые углы. Возможно, этого рода иллюзии появляются из-за явления иррадиации, так как расширяется видимое нами светлое пространство около темных линий, ограничивающих острый угол. Большое значение этих иллюзий имеет направление движения глаз и их подвижность вообще. Если имеется излом линий, то наш глаз в первую очередь “схватывает” острый угол, так как ось поля зрения перемещается сначала по кратчайшему направлению и лишь затем обследует стороны тупых углов.
Острые углы всегда кажутся большими, чем есть на самом деле, и поэтому появляются определенные искажения в истинном соотношении частей видимой фигуры. На рисунке параллельные прямые линии вследствие влияния фона кажутся непараллельными и изогнутыми.
Иногда изменение направления линий и искажение формы фигуры происходит также из-за того, что глаз следит за направлениями других линий, находящихся в поле зрения. На приводимом рисунке прямолинейные стороны квадрата кажутся искривленными, а весь квадрат – деформированным.
9. Кажущиеся фигуры. (рисунок 11) (слайды 22-23)
Рисунок 11
10. Распознавание образов. (рисунок 12) (слайды 24–26)
Рисунок 12
11. Следящие картины. (рисунок 13) (слайд 27)
Рисунок 13
Многим приходилось видеть так называемые загадочные, как бы живые, портреты, которые всегда смотрят на нас, следя за нашими передвижениями и обращая глаза туда, куда мы переходим. Это объясняется тем, что зрачки глаз на портрете помещены в середине разреза глаз. Именно такими мы видим глаза, смотрящие на нас, когда же глаза смотрят в сторону, мимо нас, то зрачок и вся радужная оболочка кажутся нам находящимися не на середине глаза, а смещенными в бок. Когда мы отходим в сторону от портрета, зрачки, конечно, своего положения не меняют – остаются посреди глаз, а так как все лицо мы продолжаем видеть в прежнем положении по отношению к нам, то нам и кажется, что портрет повернул голову и следит за нами
12. Цвета и контрасты. (рисунок 14) (слайд 28)
Рисунок 14
III. Вывод.
Если бы глаз наш не способен был поддаваться никаким обманам, не существовало бы живописи, архитектуры, скульптуры и мы лишены были бы всех наслаждений изобразительных искусств. Мы не смогли бы понимать оптические иллюзии в окружающем нас мире и применить в своей жизни.
Библиография:
- Я.И. Перельман. Занимательная физика. Книга 2. – М.: Триада-Литера, 1994, с. 222–242.
- Кейт Кей. Оптические иллюзии. Смоленск, «Русич», 1999.