Цели.
Образовательные:
- закрепить действия с дробями;
- развивать навыки устного счёта;
- показать значимость решения задач с дробями.
Воспитательные:
Развивающие:
- развивать интерес к предмету;
- развивать математическую речь, творческие способности при решении задач.
Оборудование:
- доска (оформление);
- высказывание о блокадном Ленинграде;
- плакат о составе хлеба;
- жетоны за правильные ответы;
- экран (Ф.и. ученика);
- наглядные иллюстрации;
- плакат о хлебе;
- рисунки (салют);
- географическая карта;
- карточки с устными упражнениями.
Подготовительная работа:
- прочитать о блокадном Ленинграде;
- что означают слова: “Блокада”; “Минута молчания”;
- приготовить краткие факты о блокадном Ленинграде, выраженные в числах;
- нарисовать праздничный салют на альбомном листе;
- повторить действия с дробями.
Эпиграф урока:
“Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и
кровью пополам”.
(Ольга Берггольц)
Ход урока
Ребята, какую тему мы с вами сейчас изучаем по математике? (Дроби) И наш девиз: “Дроби знать хочу я на отлично!”. Мы сегодня будем говорить о дробях особо уважительно, так как будем решать задачи с дробями применительно к Великой Отечественной войне. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, а в конце урока подведём итоги.
О войне можно говорить много и долго. И о войне нужно говорить не только по праздникам, но и в будние дни. И вот такой будний день сегодня. Наш урок посвящается “Блокаде Ленинграда”. Что означает слово “блокада”? Покажите этот город на карте флажком: “65 лет Победе”.
Ленинград превратился в блокадный город. Он был окружён фашистами со всех сторон. Эта блокада длилась…(900 дней). Начало блокады – 8 сентября 1941 года, а конец – 27 января 1944 года. (Развернуть полоску на карте с датами).
Самым трудным периодом была зима 1941-1942 гг., когда основные городские запасы питания закончились или были уничтожены самолётами немцев. Есть было нечего. В городе оставалось много детей. Сколько именно? (400 000) Оставалось много стариков и больных людей. И увезти их из города не было возможности, так как город был окружён фашистами. Только зимой 1942 года, когда замёрзло Ладожское озеро, по нему была проложена дорога в город, названная… (“дорога жизни”).
А сейчас, ребята, порешаем устно задачи с применением десятичных дробей. И в ходе решения узнаем ещё о некоторых фактах блокадного Ленинграда. Решаем устно задачи.
Устные упражнения:
1. В кольце блокады оказалось много людей. А сколько?
Сосчитайте:
288,7*10 000 = (2 887 000 человек)
2. Блокадный Ленинград. Зима 1941–1942 гг. Страшные морозы!
Вычислите:
10, 5+40,5-8 = (43 °С)
3. Дети помогали старшим. Подростки по несколько часов стояли у танков. По сколько же часов они работали в сутки?
Сосчитайте:
2,8:2*10 = (14 часов)
4. Зима 1941–1942 гг. Не стало ополчения, света; стены домов очень промёрзли.
Просчитаем на сколько сантиметров промёрзли стены:
12,4-0,4+18 = (30 см)
Рисунок 1
Во время блокады Ленинграда всем жителям города выдавался хлебный паёк, то есть определённая норма хлеба в сутки. Перед вами рисунок 1, на котором изображена буханка хлеба, разрезанная на 8 равных частей. Одна часть этого хлеба лежит отдельно. Вопрос: Какая часть хлеба лежит отдельно? Выразите дробью (одна восьмая). Эта дробь иначе называется “восьмушка”. Вот эта восьмушка и была дневной нормой хлеба для ленинградцев.
Подсчитаем, а сколько граммов весила одна восьмая часть буханки хлеба, если вся буханка хлеба весила 1 кг. Запишем на доске:
1 кг = 1000 г
1000:8*1 = 125 (г)
125 г хлеба – это была суточная норма ленинградцев. Это много или мало? А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Поэтесса Ольга Берггольц писала: “Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”.
Послушаем следующее задание:
В одной ленинградской блокадной семье было трое детей, а точнее – три дочери. Мама в очередной раз принесла кусочек хлеба весом 125 граммов. Какая часть кусочка хлеба досталась бы каждой? (Одна третья)
125:3 = 41,66 прибл. 41,7 (г). Каждой бы досталось 41,7 г.
Ситуация сложилась так, что одна дочка умерла. Осталось две дочери. Какая часть кусочка досталась бы теперь каждой дочери? (Одна вторая)
125:2 = 62,5 (г)
Вывод: Было три сестрички, каждая получила бы 41,7 г; стало две сестрички, каждая получила бы 62,5 г. Давайте сосчитаем разницу:
62,5-41,7 = 20,8 (г); прибл. 21 (г) – разница.
А теперь послушаем рассказ “Кусочек хлеба” из книги Воскобойникова “900 дней мужества”.
Погиб при обороне Ленинграда Пётр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей три года. Обессиленные от голода, в пустой промёрзшей квартире они ждут прихода мамы. Её слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимова торопливо делит принесённую ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб - на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестрёнок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось…умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше (62,5 г вместо 41,7 г. Это больше примерно на 21 г на каждого). Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребёнком кусочек хлеба как на память. Она поняла, что сила духа её, её детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.
Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосюк, поступив в ПГУ №13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.
Ребята! Блокадный хлеб и хлебом называть настоящим было трудно! Уже в октябре 1941 года ячменная мука была полностью израсходована, и хлеб стали выпекать из такого состава (зачитывают учащиеся по очереди)
Состав хлеба:
ржаная мука 0,6 кг
льняной жмых 0,05 кг
отруби 0,06 кг
овсяная мука 0,08 кг
соевая мука 0,04 кг
солодовая мука 0,04 кг
пшеничная мука 0,05 кг
________________________
1 кг
С 1944 года в Ленинграде стал создаваться Музей Обороны. В зале стояла витрина, покрытая как бы изморозью. За этой витриной стояли весы, и на них лежало 125 г хлеба. А теперь вы узнали, много или мало одна восьмая буханки хлеба блокадного Ленинграда.
Послушаем стихотворение о блокадном Ленинграде (читает ученик):
Да, мы не скроем: в эти дни
Мы ели землю, клей, ремни;
Но съев похлёбку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
Но он точил, пока рука
Могла производить движения.
А если падал у станка,
Как падает солдат в сраженье.
Блокадный хлеб! Блокадная вода!
Блокадный путь под вьюгой ледяною,
Какой бессмертье куплено ценою –
Мой город не забудет никогда!
Закончилась блокада. 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта!
(Читает учитель):
Гремит салют,
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди и поют,
И лиц заплаканных не прячут,
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут…
Интересно, как же он выглядел тот торжественный праздничный салют?! Я вас попросила дома нарисовать праздничный салют на альбомном листе, как вы его представляете. Расположите свои рисунки на доске. И задержитесь, посмотрите! И пусть этот бумажный салют им, блокадникам Ленинграда, от вас пятиклассников Омской школы к празднику Победы.
Ребята! Что означает слово “минута”? (Единица времени)
А что означает слово - “Минута молчания”? (Это несколько мгновений полной тишины в знак выражения горести об умерших)
Свыше 20 млн. человек потеряла наша страна в Великой Отечественной войне. Если бы мы посвятили каждой жертве по минуте молчания, то нам бы пришлось молчать…(38 лет).
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встаньте на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания.
Подведём итог урока.
- Я надеюсь, что вы много нового узнали о блокадном Ленинграде.
- Узнали, что такая простая обыкновенная дробь одна восьмая, и какое имела значение!
- Мы вместе убедились, как важно уметь решать задачи с дробями.
- Говорили о том, что нельзя забывать, ведь наши сверстники, живущие в блокадном Ленинграде, несмотря на жизненные трудности, холод и голод, учились в школе, ставили перед собой цели, что этим они приблизят Победу.
Домашнее задание: карточка (просчитать в граммах состав блокадного хлеба).
А сейчас оценим вашу деятельность на уроке.
Литература
- Журнал “Математика в школе”, №4, 2003 г.;
- Журнал “Читаем, учимся, играем”, №11, 2009 г.;
- Фестиваль “Открытый урок” (2006–2007 гг.) (преподавание математики): 5 класс “Дроби” (Первушкина И.М.), 5 класс “Умножение десятичных дробей” (Аксёнова М.И.).