Урок математики в 5-м классе, посвященный Дню Победы, на тему "Блокада Ленинграда"

Разделы: Математика


Цели.

Образовательные:

  • закрепить действия с дробями;
  • развивать навыки устного счёта;
  • показать значимость решения задач с дробями.

Воспитательные:

  • прививать чувство патриотизма и любовь к своей Родине;
  • настроить детей на героический лад.

Развивающие:

  • развивать интерес к предмету;
  • развивать математическую речь, творческие способности при решении задач.

Оборудование:

  • доска (оформление);
  • высказывание о блокадном Ленинграде;
  • плакат о составе хлеба;
  • жетоны за правильные ответы;
  • экран (Ф.и. ученика);
  • наглядные иллюстрации;
  • плакат о хлебе;
  • рисунки (салют);
  • географическая карта;
  • карточки с устными упражнениями.

Подготовительная работа:

  • прочитать о блокадном Ленинграде;
  • что означают слова: “Блокада”; “Минута молчания”;
  • приготовить краткие факты о блокадном Ленинграде, выраженные в числах;
  • нарисовать праздничный салют на альбомном листе;
  • повторить действия с дробями.

Эпиграф урока:

“Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”.
(Ольга Берггольц)

Ход урока

Ребята, какую тему мы с вами сейчас изучаем по математике? (Дроби) И наш девиз: “Дроби знать хочу я на отлично!”. Мы сегодня будем говорить о дробях особо уважительно, так как будем решать задачи с дробями применительно к Великой Отечественной войне. За каждый правильный ответ вы будете получать жетон, а в конце урока подведём итоги.

О войне можно говорить много и долго. И о войне нужно говорить не только по праздникам, но и в будние дни. И вот такой будний день сегодня. Наш урок посвящается “Блокаде Ленинграда”. Что означает слово “блокада”? Покажите этот город на карте флажком: “65 лет Победе”.

Ленинград превратился в блокадный город. Он был окружён фашистами со всех сторон. Эта блокада длилась…(900 дней). Начало блокады – 8 сентября 1941 года, а конец – 27 января 1944 года. (Развернуть полоску на карте с датами).

Самым трудным периодом была зима 1941-1942 гг., когда основные городские запасы питания закончились или были уничтожены самолётами немцев. Есть было нечего. В городе оставалось много детей. Сколько именно? (400 000) Оставалось много стариков и больных людей. И увезти их из города не было возможности, так как город был окружён фашистами. Только зимой 1942 года, когда замёрзло Ладожское озеро, по нему была проложена дорога в город, названная… (“дорога жизни”).

А сейчас, ребята, порешаем устно задачи с применением десятичных дробей. И в ходе решения узнаем ещё о некоторых фактах блокадного Ленинграда. Решаем устно задачи.

Устные упражнения:

1. В кольце блокады оказалось много людей. А сколько?

Сосчитайте:

288,7*10 000 = (2 887 000 человек)

2. Блокадный Ленинград. Зима 1941–1942 гг. Страшные морозы!

Вычислите:

10, 5+40,5-8 = (43 °С)

3. Дети помогали старшим. Подростки по несколько часов стояли у танков. По сколько же часов они работали в сутки?

Сосчитайте:

2,8:2*10 = (14 часов)

4. Зима 1941–1942 гг. Не стало ополчения, света; стены домов очень промёрзли.

Просчитаем на сколько сантиметров промёрзли стены:

12,4-0,4+18 = (30 см)

Рисунок 1

Во время блокады Ленинграда всем жителям города выдавался хлебный паёк, то есть определённая норма хлеба в сутки. Перед вами рисунок 1, на котором изображена буханка хлеба, разрезанная на 8 равных частей. Одна часть этого хлеба лежит отдельно. Вопрос: Какая часть хлеба лежит отдельно? Выразите дробью (одна восьмая). Эта дробь иначе называется “восьмушка”. Вот эта восьмушка и была дневной нормой хлеба для ленинградцев.

Подсчитаем, а сколько граммов весила одна восьмая часть буханки хлеба, если вся буханка хлеба весила 1 кг. Запишем на доске:

1 кг = 1000 г

1000:8*1 = 125 (г)

125 г хлеба – это была суточная норма ленинградцев. Это много или мало? А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Поэтесса Ольга Берггольц писала: “Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”.

Послушаем следующее задание:

В одной ленинградской блокадной семье было трое детей, а точнее – три дочери. Мама в очередной раз принесла кусочек хлеба весом 125 граммов. Какая часть кусочка хлеба досталась бы каждой? (Одна третья)

125:3 = 41,66 прибл. 41,7 (г). Каждой бы досталось 41,7 г.

Ситуация сложилась так, что одна дочка умерла. Осталось две дочери. Какая часть кусочка досталась бы теперь каждой дочери? (Одна вторая)

125:2 = 62,5 (г)

Вывод: Было три сестрички, каждая получила бы 41,7 г; стало две сестрички, каждая получила бы 62,5 г. Давайте сосчитаем разницу:

62,5-41,7 = 20,8 (г); прибл. 21 (г) – разница.

А теперь послушаем рассказ “Кусочек хлеба” из книги Воскобойникова “900 дней мужества”.

Погиб при обороне Ленинграда Пётр Карпушкин. А в Ленинграде осталась его семья – жена и три дочери, младшей три года. Обессиленные от голода, в пустой промёрзшей квартире они ждут прихода мамы. Её слабые шаги за стеной возвращают утерянный, казалось, шанс на спасение. Анна Герасимова торопливо делит принесённую ею осьмушку хлеба на 3 части и один кусочек подносит младшенькой – самой слабой из троих. Дочка надкусывает хлеб - на большее сил уже не хватает. Она умирает на глазах у мамы, на руках у сестрёнок. Это самая обычная смерть в голодном блокадном Ленинграде. Необычен поступок матери. Казалось…умерла дочка, но остались две других. Их надо спасать. Хлеба теперь стало больше (62,5 г вместо 41,7 г. Это больше примерно на 21 г на каждого). Но мать поступает иначе. Она решает сохранить надкусанный ребёнком кусочек хлеба как на память. Она поняла, что сила духа её, её детей неизмеримо важнее, чем маленький кусочек хлеба насущного.

Карпушкины выжили. А блокадный кусочек хранился в их семье более 30 лет. Потом уже внучка Анны Герасимовны Ира Федосюк, поступив в ПГУ №13 Ленинграда, передала эту семейную реликвию училищному музею.

Ребята! Блокадный хлеб и хлебом называть настоящим было трудно! Уже в октябре 1941 года ячменная мука была полностью израсходована, и хлеб стали выпекать из такого состава (зачитывают учащиеся по очереди)

Состав хлеба:

ржаная мука 0,6 кг

льняной жмых 0,05 кг

отруби 0,06 кг

овсяная мука 0,08 кг

соевая мука 0,04 кг

солодовая мука 0,04 кг

пшеничная мука 0,05 кг
________________________

1 кг

С 1944 года в Ленинграде стал создаваться Музей Обороны. В зале стояла витрина, покрытая как бы изморозью. За этой витриной стояли весы, и на них лежало 125 г хлеба. А теперь вы узнали, много или мало одна восьмая буханки хлеба блокадного Ленинграда.

Послушаем стихотворение о блокадном Ленинграде (читает ученик):

Да, мы не скроем: в эти дни
Мы ели землю, клей, ремни;
Но съев похлёбку из ремней,
Вставал к станку упрямый мастер,
Чтобы точить орудий части,
Необходимые войне.
Но он точил, пока рука
Могла производить движения.
А если падал у станка,
Как падает солдат в сраженье.
Блокадный хлеб! Блокадная вода!
Блокадный путь под вьюгой ледяною,
Какой бессмертье куплено ценою –
Мой город не забудет никогда!

Закончилась блокада. 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта!

(Читает учитель):

Гремит салют,
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут.
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика –
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют с тобой
Пол Ленинграда не поднялось.
Рыдают люди и поют,
И лиц заплаканных не прячут,
Сегодня в городе салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут…

Интересно, как же он выглядел тот торжественный праздничный салют?! Я вас попросила дома нарисовать праздничный салют на альбомном листе, как вы его представляете. Расположите свои рисунки на доске. И задержитесь, посмотрите! И пусть этот бумажный салют им, блокадникам Ленинграда, от вас пятиклассников Омской школы к празднику Победы.

Ребята! Что означает слово “минута”? (Единица времени)

А что означает слово - “Минута молчания”? (Это несколько мгновений полной тишины в знак выражения горести об умерших)

Свыше 20 млн. человек потеряла наша страна в Великой Отечественной войне. Если бы мы посвятили каждой жертве по минуте молчания, то нам бы пришлось молчать…(38 лет).

Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встаньте на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.

Минута молчания.

Подведём итог урока.

  • Я надеюсь, что вы много нового узнали о блокадном Ленинграде.
  • Узнали, что такая простая обыкновенная дробь одна восьмая, и какое имела значение!
  • Мы вместе убедились, как важно уметь решать задачи с дробями.
  • Говорили о том, что нельзя забывать, ведь наши сверстники, живущие в блокадном Ленинграде, несмотря на жизненные трудности, холод и голод, учились в школе, ставили перед собой цели, что этим они приблизят Победу.

Домашнее задание: карточка (просчитать в граммах состав блокадного хлеба).

А сейчас оценим вашу деятельность на уроке.

Литература

  1. Журнал “Математика в школе”, №4, 2003 г.;
  2. Журнал “Читаем, учимся, играем”, №11, 2009 г.;
  3. Фестиваль “Открытый урок” (2006–2007 гг.) (преподавание математики): 5 класс “Дроби” (Первушкина И.М.), 5 класс “Умножение десятичных дробей” (Аксёнова М.И.).