На уроке я использовала презентацию и групповую форму работы. Ученик усваивает быстро и качественно тот материал, который после полученной новой информации передаёт другому. Члены группы помогают друг другу, бывают в роли сотрудника, лидера, подчинённого, учатся понимать других. Ученик раскрывает в себе способности, таланты. Вырабатывается умение слышать и слушать других, а также чётко излагать свои мысли, вступать в диалог, формируются первоначальные ОУУН, такая форма работы помогает не только усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью практической работы. Он насыщен разнообразными методами, которые позволяют достичь высоких результатов обучающихся.
Цели урока:
- познакомить с условиями жизни растений;
- расширить представления детей о жизни растений;
- воспитывать бережное отношение к растениям;
- формировать умение выполнять различные роли в группе, находить компромисс;
Оборудование:
- Карточки со словами: растения, животные, пища, вода, тепло, воздух, свет.
- Комнатные растения;
- Баночка с проросшими семенами гороха;
- Рисунки: деревья, кустарники, травы; картинки с комнатными растениями
- Конверты с кружками (у каждого ученика): по два желтых, красных, зеленых, коричневых.
Ход урока
I. Мотивационное начало (определение настроения обучающихся с помощью цветных карандашей)
Красный – радостное, синий – нормальное, зелёный – грустное
II. Актуализация знаний.
- Посмотрите на слайд и угадайте, чьи это части? (Слайд №2, Презентация)
- На какие две группы можно их разделить?
- С какой группой мы уже знакомы?
- Докажите, что животные живые существа?
- Что необходимо животным для жизни? (Слайд №2)
Работа в группах.
- Соотнесите пары слов – животное + его жильё
Мышь | Хатка |
Бобер | Берлога |
Ласточка | Норка |
Медведь | Дупло |
Дятел | Гнездо |
- Соотнесите пары слов – животное + его корм
Белка | Комары |
Гусеница | Нектар |
Лягушка | Мышь |
Лиса | Листья |
Пингвин | Орехи |
Бабочка | Рыба |
- Игра. Взрослые и детки.
- Назовите детёнышей взрослых животных. (Волк, медведь, собака, корова, кошка, свинья, лошадь, ёж, индюк, овца, верблюд)
- Рассмотрите картинки на следующем слайде, распределите их на три яруса. Подумайте и скажите, о какой группе мы будем говорить сегодня?
- Как вы думаете, что мы о них сегодня узнаем?
III. “Открытие” детьми нового знания
- Разгадайте загадки и скажите, к какой группе отгадки можно отнести?
- Растение, которое похоже на зелёного ежа? (Кактус)
- Это растение называют звездой? (Астра)
- Какое растение способно радовать нас своими цветами круглый год? (Фиалка)
- Как назвать эту группу?
- Назовите комнатные растения, которые вы знаете?
- Кто у вас дома ухаживает за комнатными растениями?
- А вы помогаете? Что вы делаете?
- А у нас в классе есть цветоводы? Посмотрите на (Слайд №4) и расскажите, как правильно ухаживает за цветами?
- Работа с учебником. Найдите в учебнике с. 21 № 2 рисунки, рассмотрите и обведите, карандашом тот на котором поливают правильно, а дома раскрасите.
- Что общего у всех растений? (Все растения имеют корень, стебель, листья, цветок и плод с семенами)
- Как вы думаете, растения живые? (Растения растут, приносят потомство, и когда-нибудь умирают, значит - они живые)
- А кто знает, как начинается жизнь растений? (Ответы детей)
- Дома вы проращивали семена гороха (бобов) в двух баночках (по пять семян).
Расскажите о своих результатах. Дети рассказывают о том, что в одной баночке семена были, завернутые в мокрую тряпочку и баночка стояла в теплом месте (у батареи), в другой баночке семена находились в сухой тряпочке, баночка стояла на столе. В первой баночке семена проросли, а во второй ничего не изменилось.
- Что повлияло на то, что семена начали прорастать? (Вода, тепло.) На появляются карточки:
Вода | Тепло |
- Откуда в природе растения получают воду и тепло? (Воду от дождей, тепло от солнца)
- Если семена останутся в банке, сможет ли растение развиваться? (Нет)
- Почему (Семена нужно посадить в землю)
- Давайте, мы посадим проросшие семена в ящик, теперь куда нужно поставить ящик?
- Почему? (Растениям нужен свет, воздух)
Свет | Воздух |
IV. Первичное закрепление
- Давайте, подытожим. Что мы узнали, что необходимо для жизни растений? (Вода, тепло, воздух, свет.) Перед детьми в итоге таблица (Слайд №5):
- Физминутка “Как живёшь”? (Cнять напряжение)
В этот гладкий колобок
Бронзового цвета
Спрятан маленький дубок
Будущего лета. (Жёлудь)
- Что такое жёлудь? (Плод дуба)
- Рассмотрите рисунок и расскажите, как с желудя начинается жизнь дуба.
- Почему одно из деревьев засохло? (Ствол дерева поврежден, поэтому дубок погиб)
- Как надо относиться к растениям?
- Какую пользу мы получаем от растений?
Мы проследили, как живут растения. А сейчас прочитайте, какие выводы сделала Мудрая Черепаха.
- Что растениям необходимо?
V. Самостоятельная работа. Работа в парах
Загадка
Вырос в поле дом,
Полон дом зерном,
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На стебле золотом. (Колос)
- А как из зернышка появляется колос?
Перед вами рисунки, расположите и наклейте их в правильном порядке.
VI. Повторение. Что необходимо для жизни растений?
- Зачем нам нужна природа?
- Что вы полезного узнали на уроке?
VII. Рефлексия
Покажите цветом, какое теперь у вас настроение стало?
VIII. Домашнее задание. Раскрасить рисунок, составить устный рассказ о том, как ухаживать за растениями.
Литература
- Тавлинова Г.К. Цветоводство. – СПб.: Агропромиздат, 1998.
- Полная энциклопедия Фэншуй - Москва, 2002.
- География энциклопедия. – М.: “РОСМЕН”, 1995.
- Живой мир энциклопедия. – М.: “РОСМЕН”, 1995.
- Плешаков А.А. Зелёные страницы. – М.: Просвещение, 1998.
- Александрова М.С. Среди цветов. – М.: Дом, 1996.
- Всегда ли правильны названия этих растений? “Начальная школа”, 2005 № 3.
- Пастушенков Л. В. Лекарственные растения Социально-коммерческая фирма “Человек”, 2002.