Развитие фонематического восприятия у детей младшего и среднего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


В рамках профилактической работы, проводимой мною в ДОУ, был разработан проект, направленный на развитие фонематического восприятия у детей младшего и среднего дошкольного возраста. Вопрос о необходимости проведения такой работы возник на стыке двух проблем. С одной стороны, при ежегодном обследовании речи детей средних групп, обнаруживаются нарушения фонематического восприятия почти у 70% обследованных. Среди них – дети, не имеющие грубых речевых нарушений, и дети с нормой речи. С другой стороны, развитие фонематического восприятия в системе у детей в возрасте от 3-5 лет по программе Т.Н.Дороновой “Радуга” в ДОУ не ведётся. Возникает вопрос о том, что нужно сделать, что бы у пятилетних детей к моменту обследования состояние фонематического восприятия соответствовало возрастной норме. В связи с этим был разработан комплекс мероприятий, способствующий решению данной проблемы.

Целью первого года реализации проекта стало развитие неречевого слуха у детей младшего дошкольного возраста как предпосылки становления речевого слуха и фонематических процессов в целом.

За первый год была проведена следующая работа:

  • сформирована группа по разработке и реализации проекта, были определены функции, периодичность работы участников проекта;
  • проведена работа по самообразованию группы: изучена научно-педагогическая и специальная литература по проблеме проекта;
  • разработаны критерии диагностики уровня развития неречевого слуха у детей младшего дошкольного возраста (Приложение 1);
  • разработан план работы по реализации проекта;
  • определены направления, по которым осуществляется развитие неречевого слуха;
  • разработан и реализован тематический план проведения игр, позволяющих стимулировать развитие предпосылок становления фонематического восприятия у детей экспериментальной группы;
  • составлена картотека дидактических игр по развитию неречевого слуха;
  • проведено констатирующее и контрольное обследование уровня развития неречевого слуха у детей четвертого года жизни экспериментальной и контрольной группы;
  • проведена консультация родителей по вопросу возможности развития неречевого слуха в домашних условиях;
  • выступление на городской августовской конференции, на котором было заявлено о проводимом в МДОУ “Детский сад “Кристаллик” проекте.

Результаты контрольного обследования состояния развития неречевого слуха у младших дошкольников экспериментальной группы показали, что у 44% группы обследованных – низкий уровень успешности выполнения заданий, 51% – средний уровень и только у 6% группы – высокий. У 30% контрольной группы низкий уровень, 50% – средний и 20% – высокий уровень.

Обучение в течение года проводилось в игровой форме, в свободной деятельности. На месяц планировалось и проводилось по две игры. Всего за учебный год было проведено 14 дидактических игр. При планировании организации развивающей работы было условно выделено 7 блоков игр различной направленности:

1 блок игр включал только те игры, которые были направлены на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по способу звучания.

2 блок – игры на определение направления звучания.

3 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по темпу звучания.

4 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по силе звучания.

5 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять одинаково звучащие неречевые звуки.

6 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по высоте звучания.

7 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать неречевые звуки по длительности звучания.

Основными методами развития слухового восприятия стали:

  • Практический – дидактические игры. Игровой метод предполагал использование различных компонентов игровой деятельности в сочетании с другими приемами: показом, пояснением, указанием, вопросами.
  • Наглядный – наблюдение, рассматривание картинок, игрушек, а также показ образца выполнения задания.
  • Словесный метод – пояснение, объяснение того, как следует выполнять задание.

Во время проведения игр использовались: музыкальные игрушки, коробочки, наполненные различными крупами, различные бытовые предметы (целлофановые пакеты, застежки-молнии) и т.п.

В основу реализации проекта было положено методическое пособие Лукина Н.А., Никкенен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти).

Перспективное планирование проведения дидактических игр,  направленных на развитие неречевого слуха  у детей младшего дошкольного возраста

Сроки

Игры

Задачи

октябрь

“Что звучало?”

развивать слуховое восприятие, внимание; дифференцировать звуки, производимые музыкальными игрушками (колокольчик, дудочка); узнавать, знать и называть звучащие игрушки; понимать и использовать глаголы: “звенит”, “гудит”, “стучит”.

“Шуршит,

трещит”

дифференцировать неречевые звуки; знать и употреблять глаголы в прошедшем времени: “шуршала”, “трещала”.

ноябрь

“Где колокольчик (барабан, погремушка)?”

определять направление звука, называть его положение в пространстве, используя наречия: “впереди”, “сзади”; узнавать и называть существительные, обозначающие звучащие игрушки.

“Где позвонили?”

определять направление звука; понимать и употреблять наречия: “спереди”, “сзади”, “вверху”, “внизу”.

декабрь

“Дождь льет и капает”

различать темп звучания (частое и редкое звучание звyкoпoдражаний).

“Прискакал или пришел?”

развивать переключаемость слухового внимания, воспроизводить движения в соответствии с ритмом ударов в бубен, развивать координацию движений, мелкую моторику.

январь

“Веселые куклы”

 

соотносить игрушку (картинку) со звукоподражанием; знать и называть звучащие игрушки; понимать и употреблять в речи наречия: “тихо”, “громко”; дифференцировать громкий и тихий звуки.

“Фрукты”

различать неречевые шумы; узнавать, называть в речи существительные, обозначающие фрукты или фруктовые деревья: “яблоко”, “виноградинка”, “яблоня”.

февраль

“Коробочка

гремит”

дифференцировать неречевые шумы; находить одинаковые и звучанию шумовые коробочки.

“Найди пару”

дифференцировать неречевые шумы и выделять одинаковые по звучанию.

март

“Высокие — низкие”

одинаковые по звучанию, дифференцировать высокие и низкие неречевые звуки.

“Собака и щенок” развивать слуховое восприятие; различать высокие и низкие неречевые звуки.

апрель

“Дождик” слышать и называть долгие и короткие звуки; показывать долготу звука; понимать и употреблять в активной речи прилагательные: “длинная – короткая” (дорожка), “долгий – короткий” (звук).
“Нарисуй звук”

слышать и различать неречевые звуки по длительности их звучания.

В результате проведенной развивающей работы была отслежена следующая динамика хода развития неречевого слуха у детей четвертого года жизни: 19% группы показали средний уровень развития и 81% – высокий уровень. В контрольной группе: с высоким уровнем – 50% , со средним – 50%.

Сопоставляя вышеуказанные данные, можно сделать вывод о том, что данная развивающая работа способствует более успешному развитию неречевого слуха – как этапа в развитии фонематической системы.

Целью второго года реализации проекта стало развитие речевого слуха у детей среднего дошкольного возраста.

За второй год была проведена следующая работа:

  • разработан план по реализации проекта;
  • разработан и внедрён тематический план проведения игр, позволяющих стимулировать развитие речевого слуха у детей экспериментальной группы;
  • составлена картотека дидактических игр по развитию речевого слуха;
  • разработаны критерии диагностики уровня развития речевого слуха у детей среднего дошкольного возраста (Приложение 2);
  • проведено констатирующее и контрольное обследование уровня развития речевого слуха у детей пятого года жизни экспериментальной и контрольной группы;
  • проведена консультация родителей по вопросу возможности развития речевого слуха в домашних условиях.
  • В процессе реализации проекта педагогом экспериментальной группы был обобщён опыт по теме “Развитие слухового восприятия у детей младшего и среднего дошкольного возраста”.

Результаты контрольного обследования: 31,5% обследованных показали низкий, а 56% группы показали средний уровень успешности выполнения заданий, и 12,5% группы – высокий. Дети контрольной группы показали следующие результаты: 81% низкий уровень, 19% – средний.

Обучение в течение года проводилось в игровой форме, в свободной деятельности. На месяц планировались и проводились две игры (во втором блоке проводилось три игры). Игры в совместной деятельности повторялись по решению педагогов или по просьбе дошкольников. Всего за учебный год было проведено 15 дидактических игр. При планировании организации развивающей работы было условно выделено 6 блоков игр различной направленности:

1 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения выделять заданное слово из ряда других.

2 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать громкое и тихое, “высокое – низкое” звучание, определять длительность звучания речевых звуков.

3 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения различать гласные звуки из ряда других.

4 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения дифференцировать звуки речи.

5 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения дифференцировать слоги.

6 блок – игры, направленные на развитие у дошкольников умения определять количество услышанных речевых звуков.

Перспективное планирование проведения дидактических игр,  направленных на развитие фонематического восприятия  у детей среднего дошкольного возраста

Сроки

Игры

Задачи

октябрь

“Будь внимательным” выделять заданное слово из ряда других.
“Кто самый внимательный?” выделять заданное слово из текста.

ноябрь

“В лесу”

дифференцировать громкое и тихое звучания слога АУ; воспроизводить звукоподражания тихо и громко.

“Медведица и медвежонок”

развивать слуховое внимание, дифференцировать звукоподражания, производимые высоким и низким голосом.

“Вьюга воет, а ветерок помогает”

развивать слуховое восприятие, определять длительность звучания речевых звуков.

декабрь

“Успокой Таню”

выделять звук А из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени “плачет”, “уронила”.
“Дадим ромашке попить” учить выделять гласный А из ряда других.

январь

“Паровозик” выделять звук У из ряда звуков; понимать и употреблять в речи глаголы настоящего времени “бежит”, “гудит”.

“Песни леса”

продолжать развивать слуховое внимание, фонематический слух, выделять гласный У из ряда гласных звуков.

февраль

“Угадайка”

дифференцировать звуки [И], [У]; соотносить звукоподражания с предметом; развивать мелкую моторику.

“Дом большой — дом маленький”

дифференцировать звуки [А], [О]; развивать общую моторику.

март

“Повтори за мной”

дифференцировать звуки П-Б в слогах, словах.

“Повторялки”

развивать слуховое внимание; дифференцировать прямые и обратные слоги.

апрель

“Аленушка-ревушка”

учить определять количество произнесенных речевых звуков, развивать слуховое внимание и память.

“Весенний дождик”

развивать слуховое внимание и фонематическое восприятие слов, близких по звуковому составу; координировать речь с движением.

По окончании развивающей работы были получены следующие данные: 12,5% группы показали низкий уровень развития фонематического восприятия (у детей обнаруживается замедленное речевое развитие, малый объем памяти и неустойчивое внимание), 50% – средний уровень развития и 37,5% – высокий уровень.

В контрольной группе: с низким – 37,5%, со средним – 37,5%, с высоким уровнем – 25%.

Сопоставляя вышеуказанные данные, можно сделать вывод о том, что данная развивающая работа способствует более успешному развитию речевого слуха, что в свою очередь является профилактикой нарушений фонематической системы, нарушений чтения и письма в младшем школьном возрасте.

Кроме этого, воспитатели логопедической группы отметили более высокий уровень развития речи у вновь поступивших дошкольников из экспериментальной группы, по сравнению с дошкольниками из контрольной.

Литература:

  1. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. – М., 1964.
  2. Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны родного языка. //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. /Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М., 2000. – С.302-311.
  3. Гербова В.В. Учусь говорить: Пособие для детей сред. дошк. возраста. /В.В.Гербова. – М., 2002.
  4. Головчиц Л. О предупреждении отклонений в развитии слухового восприятия у дошкольников//Дошкольное воспитание, №6, 1998, с.71-76.
  5. Горчакова А.М. Формирование фонематических процессов. //Логопедия, №1-2, 2003, с.28-30.
  6. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. //Сенсорное воспитание дошкольников. – М., 1963.
  7. Лукина Н.А., Никкинен И.И. Научи меня слышать (Развитие слухового восприятия, внимания и памяти). – СПб., 2003.
  8. Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошк. возраста в условиях дет. сада. / Науч. рук. Т.Н.Доронова. – М., 2004.
  9. Ребенок. Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. /Под ред. Ю.Ф.Гаркуши. – М., 2001.
  10. Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии. //Вопросы психологии, №5, 1980, с.95-103.
  11. Швачкин Н.Х. Развитие фонематического восприятия речи в раннем возрасте. //Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. /Сост. М.М.Алексеева, В.И.Яшина. – М., 2000. – С.312-318.
  12. Швецова И. Формирование фонематического восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи// Дошкольное воспитание, №5, 2007, с.71-77.