Когда-то, много лет назад на 4-м курсе педагогического института, я блестяще выполнила задание преподавателя по методике, составив хорошее упражнение и получив высший балл. Гордая своим достижением, методической находкой, современным подходом к преподаванию иностранного языка, будучи молодым и амбициозным специалистом, я решила применить такое замечательное задание на уроке….
Думаю, вы догадываетесь, что закончился мой эксперимент, не совсем удачно. Замечательное упражнение оказалось абсолютно неэффективным и неудачным на уроке.
Почему? Абсолютно очевидно, что за каждой хорошей методикой, за любым интересным подходом стоит человек, личность – Учитель. Учитель – профессионал.
Профессионализм – это то, чего на наш взгляд зачастую не хватает в школе. Профессиональный подход – это то, к чему стремимся мы на уроках, во внеурочной деятельности, в общении с коллегами, родителями и лицеистами.
Неотъемлемой частью профессионализма учителя вообще и учителя иностранного я зыка в частности является естественное желание найти, создать, коллектив единомышленников, соратников, совместная деятельность которых является ключом к успешности самого педагога и его учеников. Сотрудничество и сотворчество с коллегами, родителями, администрацией и учениками – это залог продуктивной и эффективной педагогической деятельности.
Актуальность данного подхода также обусловлена востребованностью педагогического знания о взаимодействии учителя и ученика в имеющейся системе образования. Очень часто возникает противоречие между объективными потребностями гуманизации педагогического образования на основе осмысления его сущности как субъект-субъектного взаимодействия и существующими подходами в организации этого процесса. Это отражает потребность в новом типе связей и отношений между людьми, характеризуется не господством, подчинением, не подавлением, не враждой, не соперничеством, а сотрудничеством, открытостью, доверием.
В официальных нормативных документах
“Федеральный государственный образовательный
стандарт среднего (полного) общего образования”;
“Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания гражданина России”;
“Национальная образовательная инициатива
“Наша новая школа” идея сотрудничества и
взаимодействия поставлена на службу воплощения
в жизнь задачи помощи ребятам “найти себя в
будущем, стать самостоятельными, творческими и
уверенными в себе людьми”. “Главная задача
современной школы – это раскрытие
способностей каждого ученика, воспитание
личности, готовой к жизни в высокотехнологичном,
конкурентном мире…”
Насколько нова и прогрессивна мысль об организации сотрудничества на уроке и во внеурочной деятельности?
Особую значимость отношений сотрудничества
взаимодействия учителя и ученика в учебной
деятельности определили Ш.А. Амонашвили, А.С.
Белкин,
А.А. Бодалёв, И.Л. Волков, А.С. Высотский, Е.Н. Ильин,
Я.Л. Коломинский,
Л.А Леонтьев, А.В. Мудрик, В.Ф. Шаталов.
В разные годы они говорили о том, что именно отношения сотрудничества наиболее эффективно способствуют развитию учащихся как субъектов деятельности и становлению активной жизненной позиции воспитанников в целом. Категория сотрудничества в педагогическом сознании соединена с категорией гуманизации образования.
Над системой методов и приёмов воспитания и обучения в сотрудничестве на принципах гуманизма и творческого подхода к развитию личности работали Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко. В ней содержатся достижения русской психолого-педагогической науки и практики К.Д. Ушинского, Н.П. Пирогова, С.Л. Соловейчика, а также зарубежных учёных, таких как К. Роджерс, Ж.Ж. Руссо, Э. Берн
Учёными и учителями накоплен богатый теоретический и практический опыт оптимальной организации учебного процесса. В наши дни процесс обучения иностранному языку понимается не как индивидуальная деятельность учащегося с учебным материалом, а как “особым образом организованное общение или особая разновидность общения”.
Важной функцией такого общения на уроке
является установление взаимодействия учеников и
учителя друг с другом, в ходе которого
реализуется задача освоения школьником речевого
опыта на новом для них языке. Процесс обучения
иностранному языку предполагает взаимодействие
обучающихся (учитель и ученики и ученики друг с
другом), под которым понимается прежде всего их
совместная согласованная деятельность. Основной
формой учебной деятельности в этом случае
является совместная увлечённость
коммуникативно-познавательной деятельностью,
живое общение учителя с детьми. Ведущим девизом
их совместной деятельности является лозунг
“Действуем вместе!”. Что касается ученика, то
благодаря благоприятным межличностным
отношениям, он не испытывает страха сделать
языковую ошибку, быть не понятым, чувствует себя
раскованно и свободно. Вступая в отношения
сотрудничества, учитель ориентируется не на
функции ребёнка как ученика (в соответствии с
которым он должен выучить и ответить домашнее
задание), а на его личность и перспективы её
развития.
Говоря о педагогическом, учебном сотрудничестве
вообще, следует иметь в виду наличие в трех тех
основных факторов взаимодействия учителя и
ученика, взаимодействие учеников друг с другом в
совместной учебной деятельности и
взаимодействие учителей в системе межпредметных
связей.
Взаимодействие школьников на уроке расширяет их зону комфорта и помогает приобрести уверенность в общении. Чем больше школьники говорят друг с другом и знают друг о друге, тем терпимее они относятся друг к другу. Учебное сотрудничество базируется на трех принципах: • Одновременное взаимодействие: Чем больше школьники говорят друг с другом, тем больше они вовлечены в учебный процесс и лучше учатся. • Позитивная взаимозависимость: Успех каждой команды и каждого члена команды не возможен без успеха и участия каждого. • Личная ответственность: Принимая на себя ответственность за конкретную часть проекта – и получая за нее оценку – учащийся становится ответственным. “Организация на уроке учебного сотрудничества расширяет зону комфорта школьников и вырабатывает навыки, необходимые для общения с другими людьми и школа является идеальным местом для обучения этим навыкам”.
Лишь в условиях совместной творческой деятельности учителя и учеников, имеющей для каждого из них личностный смысл (т.е. в условиях личного взаимодействия), складывается между ними отношения партнёрства, которые проявляются во взаимосвязи и взаимовлиянии обучающего и обучаемых, в согласованности их речевых поступков. Именно такое сотрудничество имел ввиду С.Л. Рубинштейн, когда писал: “...учение мыслится как совместное исследование ... совместное прохождение того пути открытия и исследования, которое к ним приводит”.
Современные УМК дают возможность учителю работать творчески, используя современные технологии и подходы, в которых педагогика сотрудничества играет главенствующую роль. Это и метод проектов, и коммуникативные методики, ролевые игры, кейс технологии, непосредственно упражнении, формирующие навыки учебного сотрудничества: интервью, консультации, обсуждение в смешанных парах и многое другое. Активное слушание, разрешение конфликтов, критическое мышление – различные виды взаимодействия учителя и учеников позволяют мотивировать последних, расти профессионально первому, добиваться поставленных задач. Овладение каждой формой многогранного сотрудничества реализует общие цели.
Стандарты нового поколения ориентируют учителя на трёхмерный результат – формирование предметных, метапредметных и личностных качеств, навыков и соответственно, организацию таких же видов деятельности. Это способствует формированию новой дидактической модели образования, основанной на компетентностной образовательной парадигме, предполагающей активную роль всех участников образовательного процесса в формировании мотивированной компетентной личности, способной:
- быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве;
- получать, использовать и создавать разнообразную информацию;
- принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
Освоение программного материала на уроках в атмосфере свободы, творчества, понимания значимости деятельности мотивирует лицеистов на участие в языковых конкурсах, фестивалях, конференциях, олимпиадах различного уровня.
Высокий уровень сдачи ЕГЭ по английскому языку (2009 – 84 балла , 2010 – 73 балла);
Лицейский фестиваль английского языка;
Лицейский конкурс исследовательских и творческих работ “Эврика”;
Лицейская газета “Opinion” на английском языке;
Городские конференции по английскому языку;
Предметные олимпиады всех уровней;
Всероссийские молодежные предметные чемпионаты (г. Пермь);
Обучение в Центре работы с одаренными детьми “Интеллект” (г. Санкт-Петербург);
Всероссийский конкурс “Познание и Творчество””;
Показатели поступления в вузы по специальности – всё это результаты совместного труда, союза учителя иностранного языка и его ученика.
Навыки и умения полученные на уроках, во внеурочной образовательной деятельности дают возможность лицеистам проявлять себя на разных уровнях в разнообразной деятельности. Лицейская экономическая компания “Магнит” стала победителем областной ярмарки школьных компаний и представляла Россию на международной ярмарке в Бельгии, традиционными стали работы лицеистов на английском языке на фестивале “Портфолио” в различных областях (физика, биология, спорт, музыка).
Наши лицеисты амбициозны в хорошем смысле этого слова. Они учатся ставить задачи, умеют выработать стратегии их выполнения, добиться поставленной цели. Наши выпускники – студенты ведущих вузов России. Они постоянно учатся и совершенствуются. В перечне достижений стоит упомянуть сдачу международных экзаменов по английскому языку, защита магистерских, кандидатских и докторских диссертаций. Отрадно, что положительный, яркий опыт общения и сотрудничества с учителями в лицее привёл десятки наших учеников в педагогику. Они являются преподавателями вузов, учителями школ в России и за границей. С гордостью говорим, что наши выпускники работают учителями английского языка в лицее.
Современная философия образования, провозглашение приоритета личности учащегося в образовательном процессе ведут к творческой работе учителей в сотрудничестве с учащимися. Несомненно, насущные проблемы современной школы способен решить знающий учитель, обладающий научно-теоретическим стилем мышления, умеющий анализировать педагогические явления с позиции взаимодействия с учащимся, умеющий ставить обоснованные цели, отбирать эффективные средства их реализации, адекватно оценивать результативность собственной деятельности и своевременно вносить коррекцию, что является актуальной задачей педагогической теории и практики.
В лицее работают 6 учителей английского языка. Трое из них выпускники лицея, молодые специалисты. Два учителя – обладатели президентского гранта, победители всероссийского конкурса учителей английского языка и страноведения США, проводимом госдепартаментом США. Наши учителя члены Национальной Ассоциации преподавателей английского языка, эксперты по проверке письменной части ЕГЭ по английскому языку.
Вопрос о педагогике сотрудничества тесно связан с вопросом о роли учителя. Роль учителя состоит не в том, чтобы учить, а в том, чтобы помогать ученикам учиться. Учитель в первую очередь должен быть создателем развивающей среды, побуждающей ученика учиться. С.Соловейчик писал, что сотрудничество – это совместная работа равных. Причём эта ситуация оказывается ситуацией успеха для всех её участников.
Литература:
Кан-Колин В.А., Учителю о педагогическом
общении. – М.,1987 г.
Дьяченко В.И., Сотрудничество в обучении – М.,
Просвещение, 1991 г.
Колкер Я.М., Практическая методика обучения
иностранного языка., – М., Academa, 2001 г.
Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Педагогика.
Гальскова Н.Д., О взаимодействии учителя и
учащихся на уроке иностранного языка.
Иностранный язык в школе., – 1991 г.
Рубинштейн С.А., Принцип творческой
самодеятельности. Вопросы психологии., – 1986 г.
Полат Е.С., Обучение в сотрудничестве.
Иностранный язык в школе. – 2000 г.
Давыдов В.В., Проблемы развивающего обучения., –
М., Педагогика, 1986 г.
Тюков А.А., Психологические аспекты учебного
сотрудничества на уроках иностранного языка в
школе, Иностранные языки в школе, – 1988 г.
Леонтьев А.Н., Психологические вопросы
сознательности и умения. Избрание психологии
производства, – М., 1983 г.
Бим И.Л., Теория и практика обучения иностранному
языку в средней школе., – М., 1988 г.
Родионова Н.Ф., Взаимодействие педагогов и
старших школьников. Психология и творчество., –
Л., 1989 г.