Цели урока:
- Образовательная: Познакомить с особенностями текстов описания природы: композиция, языковые средства, стиль речи, связь предложений в тексте. Подготовить к написанию сочинения – миниатюры, используя личные наблюдения; в качестве образца произведения признанных мастеров слова, иллюстрации и репродукции картин художников.
- Развивающая: Продолжить работу над развитием творческих речевых способностей.
- Воспитывающая: Воспитание чувства прекрасного у учащихся.
Оформление урока:
- Эпиграф:
“Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной…”.
С.А. Маршак
2. Цветные фотографии зимнего пейзажа, иллюстрации, репродукции картин художников.
3. На партах – тексты с описанием зимней природы (в учебнике), иллюстрации зимнего пейзажа.
Тип урока: урок развития речи.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодняшний урок развития речи будет у нас необычным. Тема урока “Описание природы. Зима”. На сегодняшнем уроке мы обобщим все, что уже знаем о типе речи описание, поработаем над теоретическим материалом, посмотрим, как вы знаете и умеете пользоваться языковыми средствами выразительности.
Эпиграфом к сегодняшнему уроку возьмем слова С.Я. Маршака: “Человек нашел слова для всего, что обнаружено им во вселенной…”.
Вопрос: Как вы понимаете эти слова?
Звучат ответы учащихся.
Учитель: И действительно, нет предмета, для которого человек не придумал слова, не определил бы словами его свойства и признаки.
Мы часто говорим, что русский язык велик и могуч, однако при этом наша речь бедна и невыразительна. Причиной тому наша лень, неумение выбрать из множества похожих слов самое нужное или самое выразительное. Этому мы и будем учиться. Откройте свои тетради, запишите число, классная работа, тему урока.
2. Вступительная беседа с классом.
Учитель: Тема нашего урока “Описание природы. Зима”, то есть описание зимней природы. С типом речи – описанием мы уже знакомы: описывали предмет, животное.
Что лежит в основе описания?
Ответ: Описание – это тип речи. В основе описания – перечень таких признаков предмета, которые воспринимаются одновременно. Описание может быть статистическое (прилагательное) и динамическое (прилагательное + глагол).
Какие виды описательных текстов вы знаете? (существует описание предмета, природы, животного, помещения, местности, состояния…)
Учитель: Текст типа речи описания отличается тем, что в нем присутствуют художественные языковые средства. Они отличаются выразительной силой, красочностью изображения – все это позволяет живо и ярко представить мысленно картину. Мы отметили, что они играют важную роль в тексте.
Учитель: А сегодня цель нашего урока – познакомиться с особенностями описания природы, подготовиться к написанию сочинения – миниатюры – описание зимнего пейзажа.
Что значит миниатюра?
Ответ: Это произведение скульптуры, живописи, литературы малых форм.
Учитель: Т.е. сочинение – миниатюра – это мини– сочинение.
Учитель: Обратите внимание на репродукции картин, иллюстрации зимних пейзажей. Многие художники писали “зимние, снежные” картины. Художники не просто рисует на картине зиму, снег – он передаёт с помощью красок свое отношение к природе.
3. Беседа.
Учитель: У вас на столах есть иллюстрации, они вам сегодня пригодятся.
А сейчас посмотрим, как можно словом передать красоту зимнего пейзажа.
Вопрос: Расскажите, по каким признакам вы узнаете описание.
Ответ: Описание – это перечень признаков предмета или явления,
которые воспринимаются одновременно. В описании много прилагательных.
Учитель: Верно. Каждый человек на земле по-своему ощущает душу природы. Но глубже всех ее чувствуют художники, композиторы и поэты.
Мы будем учиться описывать зимний лес, поэтому цель нашей работы – найти слова, которыми можно передать красоту зимнего пейзажа.
Для начала мы выясним, какова должна быть композиция текста типа описания.
Давайте поговорим о композиции описания. Стр 70. Это схема, которая относится ко всем типа описания. Прочитайте. Давайте сделаем вывод. Что должно быть в описании?
Вывод: В композиции описания представлены объект речи, затем его признаки (каков он?).
Вывод может быть намечен автором и делается читателем.
Учитель: Текст типа речи описание отличается тем, что в нем присутствуют художественные языковые средства. Они отличаются выразительной силой, красочностью изображения – все это позволяет живо и ярко представить мысленно картину. Какие языковые средства вы знаете?
Ответ: Метафора, олицетворение, сравнение, эпитет.
Эпитеты – самый яркий признак предмета, оценочные прилагательные;
Метафора – скрытое сравнение;
Синонимы – слова ,близкие по значению.
Вывод: Итак, языковые средства отличаются выразительной силой в передаче мыслей и чувств, общий взволнованный характер описания, красочность изображения – все это позволяет живо и ярко представить мысленно картину.
Вопрос: Все перечисленное – это признаки, какого стиля речи? (Художественного)
Вывод: Если мы хотим передать личное отношение к конкретному предмету, явлению, то у нас скорее всего создается художественнее описание.
3. Работа с текстами.
Учитель: Итак, зимняя природа.
(По ходу открывается доска со “снежными” словами)
НА ДОСКЕ: “СНЕЖНЫЕ СЛОВА”
Зимний
Морозный
Солнечный
Еловый
Прозрачный
Голубой
Январский
Учитель: Какие цвета преобладают зимой?
Ответ: Белый, синий, голубой, сиреневый.
Учитель: Какое настроение создается красками зимы?
Ответ: Праздничное, бодрое, новогоднее.
Учитель: Какие звуки можно услышать в зимнем лесу?
Ответ: Хруст снега, шум леса и т.д.
Учитель: Какие части речи преобладают в описании?
Ответ: Прилагательные, причастия.
Учитель: Для того, чтобы описывать природу, надо её наблюдать.
Любил природу и умел наблюдать Михаил Михайлович Пришвин.
Послушайте его миниатюру “Первый мороз” (читает ученик) на стр. 71 упр 83.
После прочтения:
А) Словесное рисование
Учитель: Сколько и каких иллюстраций вы нарисовали бы к этой миниатюре?
Примерные ответы учеников:
– Ночь (молчаливое течение ночи, величавое)
– Первый мороз (изморозь на земле, на траве, на деревьях, и от этого всё кажется седым)
– Солнце и обильная роса как алмазы
– Королева – сосна.
(В ходе словесного рисования ученикам предлагаются вопросы, активизирующие их внимание к деталям картины, к языку описания)
Учитель: Как писатель дает нам почувствовать: первый мороз был легким, нестрашным? Найдите ответ в тексте.
Ответ: Лужи не замерзали, явилось солнце – всё обдалось сильной росой.
Учитель: Как писатель выразил свое отношение к рисуемой картине?
Ответ: Молодой собакой прыгала в груди моей радость.
Учитель: Как называется такой прием?
Ответ: Сравнение
Учитель: Почему он использует такое сравнение?
Ответ: Вероятно, потому что сам был охотником, хорошо знал собак, они были действительно его четвероногими друзьями; молодая собака выражает свою радость особенно бурно.
Учитель: Следующая миниатюра – “Зимнее утро”. Ученик выразительно читает текст.
Учитель: Как вы думаете, почему утро названо пушистым?
Учитель: Подумайте, почему прилагательные даны здесь именно в таком порядке, а не в обратном?
Ответ: Наверно, по закону благозвучия.
Б) Обобщение, объяснение домашнего задания
Учитель: Мы прослушали и прочитали описания природы, созданные мастером слова. Читая или слушая любое из них, мы ясно мысленно видели именно ту картину, которую нарисовал автор. Почему? Вспомним, как отвечает на этот вопрос К.Паустовский? (Обратимся к упр. 81).
Ответ: Главное для писателя – видеть, что он пишет и о чем, тогда даже простые слова действуют на читателя с разительной силой.
Учитель: Верно. Очень важно этого никогда не забывать. Дома вам предстоит самим написать зимнюю миниатюру, опираясь на иллюстрации, которые лежат у вас на партах, личные наблюдения и воспоминания.
4. Загадки о зиме
Старик у ворот
Тепло уволок,
Сам не бежит,
Стоять не велит.
(Мороз)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.
(Вьюга)
Без рук рисует, без зубов кусается.
(Мороз)
Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью летает.
(Снег)
С неба — звездой,
На ладошку — водой
(Снежинка)
И не снег и не лед,
А серебром деревья уберет.
(Иней)
Белая морковка зимой растет.
(Сосулька)
Солнце выглянет – заплачет,
Солнца нет – слезинки спрячет.
(Сосулька)
В мороз – лежит, в тепло – бежит,
Прозрачное, а не стекло,
Пригреешь – собрать не успеешь.
(Лед)
А) “Зимняя таблица” (6 минут)
ЗАДАНИЕ: Я вам буду читать текст. Ваша задача разделить слова на цвета, краски, действия и звуки.
Проверка: 1 человек у доски.
цвет |
краски |
действие |
звук |
нетронутой белизной |
синяя |
Валит снег |
ссыпаются как стеклянный дождь |
ослепительно-блестящую |
стелет шаль |
||
осыпал |
|||
стоит |
ТЕКСТ
Входя в морозный, солнечный день в лес, невольно останавливаешься, завороженный нетронутой белизной снега.
Валит снег и стелет шаль на землю, ослепительно-блестящую на солнце. Звенящая тишина кругом.
Вот ель – старая, лохматая. Ее ветви – словно широкая теплая шуба, которую мороз щедро осыпал серебром. Стоит важная, как купчиха. Лишь слегка покачиваются в морозном воздухе шишки, и ссыпаются как стеклянный дождь снежинки с ее ветвей.
Как замечательно в зимнем лесу! Снег хрустит под ногами. Хочется удержать в памяти эту хрупкую красоту, унести ее с собой в большой город.
Снег стелет – олицетворение
Ветви словно шуба – сравнение
Мороз осыпал – олицетворение
Снежинки как стеклянный дождь – сравнение
5. Итог урока.
Ребята, о чем мы говорили на уроке? Что нового узнали?
С помощью каких изобразительных средств мы сможем описать зимнюю природу?
6. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру – описание зимы по картине.