Театрализованное представление "Путешествие сказочных героев по тундре"

Разделы: Внеклассная работа


Цели.

  • Расширить познания детей о животных тундры, их повадках.
  • Воспитывать уважение к людям, живущих в тундре.
  • Развивать двигательную активность.

Оборудование: макет чума, елочки, нарты, снежные холмы, игрушки – животные тундры.

Реквизиты:

  • воздушные шары,
  • хопы;
  • три розетки, морошка;
  • следы песца (вырезанные из бумаги);
  • рога оленей;
  • аркан.

Действующие лица:

  • Сказочница,
  • Красная Шапочка,
  • Волк,
  • Бабушка,
  • Белая Шапочка,
  • Куропатка,
  • Бурый медведь,
  • Белый медведь.

Сказочница:

Здравствуйте, люди добрые!
Гости званые и желанные!
Мы собрали здесь всех
Кто любит шутки, веселье и смех.

Появляется Красная шапочка, поет песню из фильма “Про Красную шапочку”.

Волк:

Что за песня зазвучала?
Даже в пузе заурчало …
Пахнет вкусным пирогом …
Догоню и съем! Бегом!

Красная шапочка поет второй куплет, на словах “И тому, кого я встречу, буду “Здрасьте” говорить …” выходит Волк.

Красная Шапочка: Здравствуйте!

Волк: Что, опять? К бабульке с пирожками?

Красная Шапочка: Да нет, к ребятам на праздник пришла. А что это ты такой красивый?

Волк: Так я теперь всегда такой! Работа у меня нынче – друзей спасать, из беды выручать, по праздникам ходить. Вот и нынче на праздник пришел.

Красная Шапочка: К детям?

Волк: Да. Я теперь добрый, веселый.

Красная Шапочка: А ты не шутишь?

Волк: Что ты? С прошлым покончено. После того, как Иван-царевич подарил мне жилетку и галстучек, я прямо преобразился! Да я и до этого, в общем-то, злым не был, а просто серым.

Выходит бабушка со связкой воздушных шаров.

Красная Шапочка: Ой, бабушка, ты погулять вышла?

Бабушка: Да.

Волк: (облизывается) А выглядишь как хорошо!

Бабушка: Спасибо.

Красная Шапочка: А зачем тебе шары, бабушка?

Бабушка: Воздушные шары всегда поднимают настроение.

Красная Шапочка: Нужно ребятам их подарить, пусть радуются.

Бабушка: Я так и сделаю.

Бабушка дарит детям шары, Волк и Красная шапочка помогают.

Волк: А у меня есть два таких замечательных шара. Я с ними по лесам шныряю. (Выносит хопы).

Красная Шапочка: Давайте проведем эстафету на хопах.

Бабушка: Как это?

Красная Шапочка: Это просто! Смотри, вот тропинка …

Красная Шапочка вместе с Волком расставляют кегли и кубики, организуют дорожку.

Красная Шапочка: Да не простая, а с кочками, да с пригорками.

Волк: Сейчас ребята покажут тебе, как на этих забавных шарах можно проскакать по дорожке.

Идет эстафета на хопах.

Бабушка: Замечательно! Дайте-ка мне попробовать.

Прыгает на хопе, падает.

Бабушка: Нет, этот транспорт не для меня

Красная Шапочка: А я думаю, что ребята знают, какой вид транспорта тебе больше понравится.

Ребята перечисляют виды транспорта. Как только называют вертолет, Красная Шапочка предлагает на нем полетать.

Волк: А куда мы полетим?

Красная Шапочка: Я не знаю. Но мне очень хочется отправиться в путешествие.

Волк: А давайте полетим в тундру, ведь там живут мои родственники – полярные волки.

Бабушка: Я, пожалуй, пойду домой. Ох, устала. И проголодалась.

Бабушка уходит.

Волк: А мы отправимся с Красной Шапочкой в дорогу.

Звучит шумовое оформление со звуком вертолета. Волк и Красная Шапочка уходят за занавес. Выходит сказочница. В это время декорация леса меняется на тундру.

Сказочница:

Как в краю метель – буранном,
Ледовито – океаном,
На оранжевой ноге
Скачет сказка вдалеке.
Прыгом скоком, прыгом скоком,
Видит сказка синим оком,
Выбирает, что ей взять
И ребятам рассказать.
Рыщет, идет, смотрит в оба,
Видит сорок три сугроба,
За сугробами река,
Это Обь наверняка.
Бьет волна, как мяч футбольный,
С посвистом и шумом,
Рядом домик треугольный,
Он зовется чумом.

Входят Красная Шапочка и Волк. Они с удивлением рассматривают чум, нарты. Из чума выходит Белая Шапочка.

Белая Шапочка: Здравствуйте, гости дорогие! Наверное, устали в дороге.

Красная Шапочка: Здравствуй, девочка.

Волк: А как ты догадалась, что мы не из ваших мест?

Белая Шапочка: А ты послушай ребят. Они тебе расскажут о тундровом волке.

Выходит мальчик и рассказывает стихотворение А.Тарасовой “Волк”.

Мальчик:

Чтобы выжить зимою суровой и трудной сбивается стаями тундровый волк.

Остры словно лезвия крепкие зубы.
Когда он голодный – опасен, жесток.
Бегите, олени! Зверята, спасайтесь!
И ты, человек, будь всегда начеку.
Трусливые, слабые, не поддавайтесь.
На волчьем крутом, беспощадном веку.

Волк: Что-то у меня в пузе урчит. Кого бы съесть?

Красная Шапочка: Волк, ты же с прошлым покончил.

Волк: Оправдываясь. Я просто думаю, что ребята тоже проголодались. Я даже могу выбрать самых голодных.

Белая Шапочка: Как раз я запасла много морошки к чаю. Веди своих “голодных” ребят.

Волк выводит на сцену троих детей. Им дают розетки с морошкой. Проводится конкурс “Кто быстрей съест морошку”.

Волк: Да, наверное, мы с тундровым волком никогда не сможем подружиться.

Белая Шапочка: Это только, кажется, ведь медведи подружились.

Идет инсценирование сказки “Два медведя” по мотивам ненецкой народной сказки “Черный и Белый”.

Автор:

Белый мишка жил на море (появляется Бурый медведь)
Бурый брат явился вскоре.
Разгорается тут сыр-бор –
Очень грубый разговор.

Белый:

Кто тебя сюда позвал?
Отвечай же мне, нахал.
Здесь у моря я живу,
Тебя в гости не зову!

Бурый:

Приглашенья я не ждал,
Взял и просто прибежал.
Я у моря посижу,
Свежим ветром подышу.

(Медведи начинают толкать друг друга.)

Автор:

Разговор не получался,
Между ними бой начался;
Друг на друга налетели,
Клочья шерсти полетели,
Отдуваются, пыхтят,
Только косточки трещат.
Куропатка прилетела,
Крылышками замахала.

Куропатка:

Перестаньте, братья, злиться,
Вам бы надо помириться!
Море большое! Много земли!
Здесь разместиться все мы смогли!
Ссориться, братья, вовсе не нужно.
Жить всем нам надо в мире и дружбе!
Дайте друг другу косматые лапы!
И ты подавай, и ты, косолапый!

Белый:

Ох, мой милый бурый брат,
Отдохнуть бы был я рад:
Тяжко по земле шагать,
Лучше б с льдины понырять!
Море Карское качает,
Успокоит, приласкает.
Лучше мне у моря жить,
К тебе же в гости приходить,

Бурый:

Воды мне нечего бояться,
Ведь тоже надо умываться.
Тебе – рыба, мне – грибы.
Вот и награда за труды.

Вместе:

Мы с тобой навек друзья.
Ссорится, не станем зря.
И землю нечего делить,
Надо просто дружно жить!

Красная Шапочка: Молодец, куропатка. Ведь это она помогла помириться медведям.

Волк: Расскажи нам, Белая Шапочка, о других жителях тундры.

Белая Шапочка: Я думаю, что вам интересно будет узнать о песце.

Выходит девочка и рассказывает стихотворение А.Тарасовой “Песец”.

Девочка:

В рубашке пуховой густой и добротной.
Рыщет неслышно белый песец.
Лемминга ищет – всегда на охоте
Тундры открытой вечный жилец.

Белая Шапочка: Давайте поиграем в игру “Следы песца”.

Условия игры. Следы песца (вырезанные из бумаги) располагают на полу на определенном расстоянии в зависимости от возраста играющих. Один из игроков становится в первый “след”, т.е. принимает исходное положение – “стоя ноги врозь”, – отталкиваясь двумя ногами, стараясь при этом точно приземлиться в следующий “след”, но уже на одну ногу. Далее отталкиваясь этой ногой, приземляется на две ноги в следующий след и т.д. Победителем становятся тот, кто точнее всех прыгает по “следам”.

Красная Шапочка: (показывая на нарты) А это что такое?

Белая Шапочка: Это нарты. Олень возит на них людей и груз. Сейчас мы будем учиться ловить оленей.

Игра “Ловля оленей”. Условия игры. На расстоянии 3–3,5 м от детей лежат рога оленей. Дети должны сделать петлю на аркане и забросить на рога.

Волк: Я думаю, что нам пора отправляться домой.

Красная Шапочка: Спасибо тебе, Белая Шапочка. Нам очень понравилось в тундре.

Звучит звук вертолета. Выходят все герои и становятся полукругом.

Волк: Сейчас запою.

Бабушка: Ну, нет!

Красная Шапочка: Давайте вместе споем!

Поют все вместе на мотив песни “Бабушка рядышком с дедушкой”.

Все:

Праздник, праздник весело гремел,
Веселился каждый, кто хотел.
Но пришел к нам расставанья час.
До свиданья! Всех мы любим вас!

Использованная литература..

  1. Журнал“Чем развлечь гостей”. № 3, 2006.
  2. “Ямальский калейдоскоп” Учебное пособие по литературному краеведению. 2 класс. Автор – составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Издательство ИПОС СО РАН, 2003.
  3. Северные родники. Автор – составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Издательство ИПОС СО РАН, 2001.