Цели.
- Расширить познания детей о животных тундры, их повадках.
- Воспитывать уважение к людям, живущих в тундре.
- Развивать двигательную активность.
Оборудование: макет чума, елочки, нарты, снежные холмы, игрушки – животные тундры.
Реквизиты:
- воздушные шары,
- хопы;
- три розетки, морошка;
- следы песца (вырезанные из бумаги);
- рога оленей;
- аркан.
Действующие лица:
- Сказочница,
- Красная Шапочка,
- Волк,
- Бабушка,
- Белая Шапочка,
- Куропатка,
- Бурый медведь,
- Белый медведь.
Сказочница:
Здравствуйте, люди добрые!
Гости званые и желанные!
Мы собрали здесь всех
Кто любит шутки, веселье и смех.
Появляется Красная шапочка, поет песню из фильма “Про Красную шапочку”.
Волк:
Что за песня зазвучала?
Даже в пузе заурчало …
Пахнет вкусным пирогом …
Догоню и съем! Бегом!
Красная шапочка поет второй куплет, на словах “И тому, кого я встречу, буду “Здрасьте” говорить …” выходит Волк.
Красная Шапочка: Здравствуйте!
Волк: Что, опять? К бабульке с пирожками?
Красная Шапочка: Да нет, к ребятам на праздник пришла. А что это ты такой красивый?
Волк: Так я теперь всегда такой! Работа у меня нынче – друзей спасать, из беды выручать, по праздникам ходить. Вот и нынче на праздник пришел.
Красная Шапочка: К детям?
Волк: Да. Я теперь добрый, веселый.
Красная Шапочка: А ты не шутишь?
Волк: Что ты? С прошлым покончено. После того, как Иван-царевич подарил мне жилетку и галстучек, я прямо преобразился! Да я и до этого, в общем-то, злым не был, а просто серым.
Выходит бабушка со связкой воздушных шаров.
Красная Шапочка: Ой, бабушка, ты погулять вышла?
Бабушка: Да.
Волк: (облизывается) А выглядишь как хорошо!
Бабушка: Спасибо.
Красная Шапочка: А зачем тебе шары, бабушка?
Бабушка: Воздушные шары всегда поднимают настроение.
Красная Шапочка: Нужно ребятам их подарить, пусть радуются.
Бабушка: Я так и сделаю.
Бабушка дарит детям шары, Волк и Красная шапочка помогают.
Волк: А у меня есть два таких замечательных шара. Я с ними по лесам шныряю. (Выносит хопы).
Красная Шапочка: Давайте проведем эстафету на хопах.
Бабушка: Как это?
Красная Шапочка: Это просто! Смотри, вот тропинка …
Красная Шапочка вместе с Волком расставляют кегли и кубики, организуют дорожку.
Красная Шапочка: Да не простая, а с кочками, да с пригорками.
Волк: Сейчас ребята покажут тебе, как на этих забавных шарах можно проскакать по дорожке.
Идет эстафета на хопах.
Бабушка: Замечательно! Дайте-ка мне попробовать.
Прыгает на хопе, падает.
Бабушка: Нет, этот транспорт не для меня
Красная Шапочка: А я думаю, что ребята знают, какой вид транспорта тебе больше понравится.
Ребята перечисляют виды транспорта. Как только называют вертолет, Красная Шапочка предлагает на нем полетать.
Волк: А куда мы полетим?
Красная Шапочка: Я не знаю. Но мне очень хочется отправиться в путешествие.
Волк: А давайте полетим в тундру, ведь там живут мои родственники – полярные волки.
Бабушка: Я, пожалуй, пойду домой. Ох, устала. И проголодалась.
Бабушка уходит.
Волк: А мы отправимся с Красной Шапочкой в дорогу.
Звучит шумовое оформление со звуком вертолета. Волк и Красная Шапочка уходят за занавес. Выходит сказочница. В это время декорация леса меняется на тундру.
Сказочница:
Как в краю метель – буранном,
Ледовито – океаном,
На оранжевой ноге
Скачет сказка вдалеке.
Прыгом скоком, прыгом скоком,
Видит сказка синим оком,
Выбирает, что ей взять
И ребятам рассказать.
Рыщет, идет, смотрит в оба,
Видит сорок три сугроба,
За сугробами река,
Это Обь наверняка.
Бьет волна, как мяч футбольный,
С посвистом и шумом,
Рядом домик треугольный,
Он зовется чумом.
Входят Красная Шапочка и Волк. Они с удивлением рассматривают чум, нарты. Из чума выходит Белая Шапочка.
Белая Шапочка: Здравствуйте, гости дорогие! Наверное, устали в дороге.
Красная Шапочка: Здравствуй, девочка.
Волк: А как ты догадалась, что мы не из ваших мест?
Белая Шапочка: А ты послушай ребят. Они тебе расскажут о тундровом волке.
Выходит мальчик и рассказывает стихотворение А.Тарасовой “Волк”.
Мальчик:
Чтобы выжить зимою суровой и трудной сбивается стаями тундровый волк.
Остры словно лезвия крепкие зубы.
Когда он голодный – опасен, жесток.
Бегите, олени! Зверята, спасайтесь!
И ты, человек, будь всегда начеку.
Трусливые, слабые, не поддавайтесь.
На волчьем крутом, беспощадном веку.
Волк: Что-то у меня в пузе урчит. Кого бы съесть?
Красная Шапочка: Волк, ты же с прошлым покончил.
Волк: Оправдываясь. Я просто думаю, что ребята тоже проголодались. Я даже могу выбрать самых голодных.
Белая Шапочка: Как раз я запасла много морошки к чаю. Веди своих “голодных” ребят.
Волк выводит на сцену троих детей. Им дают розетки с морошкой. Проводится конкурс “Кто быстрей съест морошку”.
Волк: Да, наверное, мы с тундровым волком никогда не сможем подружиться.
Белая Шапочка: Это только, кажется, ведь медведи подружились.
Идет инсценирование сказки “Два медведя” по мотивам ненецкой народной сказки “Черный и Белый”.
Автор:
Белый мишка жил на море (появляется Бурый медведь)
Бурый брат явился вскоре.
Разгорается тут сыр-бор –
Очень грубый разговор.
Белый:
Кто тебя сюда позвал?
Отвечай же мне, нахал.
Здесь у моря я живу,
Тебя в гости не зову!
Бурый:
Приглашенья я не ждал,
Взял и просто прибежал.
Я у моря посижу,
Свежим ветром подышу.
(Медведи начинают толкать друг друга.)
Автор:
Разговор не получался,
Между ними бой начался;
Друг на друга налетели,
Клочья шерсти полетели,
Отдуваются, пыхтят,
Только косточки трещат.
Куропатка прилетела,
Крылышками замахала.
Куропатка:
Перестаньте, братья, злиться,
Вам бы надо помириться!
Море большое! Много земли!
Здесь разместиться все мы смогли!
Ссориться, братья, вовсе не нужно.
Жить всем нам надо в мире и дружбе!
Дайте друг другу косматые лапы!
И ты подавай, и ты, косолапый!
Белый:
Ох, мой милый бурый брат,
Отдохнуть бы был я рад:
Тяжко по земле шагать,
Лучше б с льдины понырять!
Море Карское качает,
Успокоит, приласкает.
Лучше мне у моря жить,
К тебе же в гости приходить,
Бурый:
Воды мне нечего бояться,
Ведь тоже надо умываться.
Тебе – рыба, мне – грибы.
Вот и награда за труды.
Вместе:
Мы с тобой навек друзья.
Ссорится, не станем зря.
И землю нечего делить,
Надо просто дружно жить!
Красная Шапочка: Молодец, куропатка. Ведь это она помогла помириться медведям.
Волк: Расскажи нам, Белая Шапочка, о других жителях тундры.
Белая Шапочка: Я думаю, что вам интересно будет узнать о песце.
Выходит девочка и рассказывает стихотворение А.Тарасовой “Песец”.
Девочка:
В рубашке пуховой густой и добротной.
Рыщет неслышно белый песец.
Лемминга ищет – всегда на охоте
Тундры открытой вечный жилец.
Белая Шапочка: Давайте поиграем в игру “Следы песца”.
Условия игры. Следы песца (вырезанные из бумаги) располагают на полу на определенном расстоянии в зависимости от возраста играющих. Один из игроков становится в первый “след”, т.е. принимает исходное положение – “стоя ноги врозь”, – отталкиваясь двумя ногами, стараясь при этом точно приземлиться в следующий “след”, но уже на одну ногу. Далее отталкиваясь этой ногой, приземляется на две ноги в следующий след и т.д. Победителем становятся тот, кто точнее всех прыгает по “следам”.
Красная Шапочка: (показывая на нарты) А это что такое?
Белая Шапочка: Это нарты. Олень возит на них людей и груз. Сейчас мы будем учиться ловить оленей.
Игра “Ловля оленей”. Условия игры. На расстоянии 3–3,5 м от детей лежат рога оленей. Дети должны сделать петлю на аркане и забросить на рога.
Волк: Я думаю, что нам пора отправляться домой.
Красная Шапочка: Спасибо тебе, Белая Шапочка. Нам очень понравилось в тундре.
Звучит звук вертолета. Выходят все герои и становятся полукругом.
Волк: Сейчас запою.
Бабушка: Ну, нет!
Красная Шапочка: Давайте вместе споем!
Поют все вместе на мотив песни “Бабушка рядышком с дедушкой”.
Все:
Праздник, праздник весело гремел,
Веселился каждый, кто хотел.
Но пришел к нам расставанья час.
До свиданья! Всех мы любим вас!
Использованная литература..
- Журнал“Чем развлечь гостей”. № 3, 2006.
- “Ямальский калейдоскоп” Учебное пособие по литературному краеведению. 2 класс. Автор – составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Издательство ИПОС СО РАН, 2003.
- Северные родники. Автор – составитель Л.В.Федорова. Тюмень: Издательство ИПОС СО РАН, 2001.