В своей практике использую активные методы обучения, потому что они помогают осуществить деятельностное отношение ученика к изучаемому материалу, выполняемой учебной задаче. Поэтому при планировании учебной работы я планирую не только количество часов, но и обязательно формы занятий и виды деятельности учащихся. "При деятельностном подходе в преподавании истории и обществознания активные формы и методы обучения помогают формировать навыки социального общения, раскрывать потенциальные возможности и создают условия для самореализации личности на любом этапе развития:
- 5 класс - рисунок, рассказ, историческое моделирование, историческое проектирование;
- 6 - 7 класс - сообщение, анализ источников, анализ статистики и графиков, исторический проект, исследовательская работа;
- 8 - 9 класс - сообщение, эссе, исторический проект, историческое моделирование, исследовательская работа;
- 10 - 11 класс - проект, доклад, презентация, историческая справка, эссе, исследовательская работа." [1]
Уроки, открывающие изучение той или иной темы, провожу в форме вводной беседы, а начиная с 9 класса лекции или прослушивания авторского текста на мультимедийном диске. Самостоятельная работа планируется в виде записей в тетрадях, это может быть план, схема, тезисы, конспект. На вводном уроке ставлю задачи изучения темы и проблемные вопросы, которые предстоит решить. Далее планирую самостоятельное изучение учащимися темы, используя для этого лабораторные работы, практикумы, уроки - конференции, диспуты, ролевые игры.
Лабораторные работы я организую при анализе исторических источников и провожу в этой форме уроки, посвященные переломным событиям ("НЭП" , "Выборы в демократическом обществе", "Аграрная реформа П.А.Столыпина"). Использую исторические источники в процессе обучения не в традиционном информационно-цитатном плане, а в форме творческой-поисковой работы над текстом. При этом для решения поставленных перед учащимися задач ведущим приёмом является "вчитывание, вдумывание, вчувствование" [2] в содержание документа в целях выделения и использования имеющейся в нём информации. Работать с историческими источниками дети начинают с 5 класса.
Занятия в форме практикума предполагают решение серии познавательных задач (в группах и индивидуально), позволяющих охарактеризовать проблему, процесс, значительное явление или событие. В 5 - 8 классах на уроках практикумах учу детей работать с исторической картой, контурной картой, вести счёт лет в истории, пользуясь лентой времени, составлять описания памятника архитектуры, предметов быта. На уроках обществознания используя Российские законы рассматриваем те или иные ситуации из жизни.
Ролевые игры провожу при рассмотрении исторических ситуаций, событий, в которых ярко проявились разные интересы, позиции людей, например, "Альтернативные пути развития России после февральской революции 1917 года". При изучении темы по обществознанию
"Защита прав потребителя" использую игру "Один в поле воин", [3] где ученик за определённое время должен убедить остальных в необходимости данного закона, затем дети обсуждают, что удалось, а что нет. Также при рассмотрении правовых тем ребятам интересно играть роли защитника, обвинителя.
В старших классах провожу занятия в форме "круглого стола". За несколько занятий до проведения урока учащимся сообщаю будущую тему обсуждения, составляем вместе вопросы для обсуждения к этой теме. Например, "Можно ли считать современные выборы в Государственную Думу демократичными?".
Конечно, данные формы занятий требуют от учителя большой подготовки: подбор литературы, источников, разработка алгоритмов исследования, дополнительные индивидуальные занятия с учащимися, поэтому с повестки дня не снимается традиционный комбинированный урок. Но при деятельностном подходе в обучении он не сводится к формуле " опрос - сообщение учителем новых знаний - закрепление их учащимися". Комбинированный урок выстраиваю в сочетании с разными видами самостоятельной работы учащихся.
В любом случае на уроке применяю деятельностный подход, предполагающий такие формы работы:
- "учебный диалог с элементами самостоятельного анализа источников;
- решение нравственных проблем на базе исторического материала;
- установление исторических параллелей;
- обсуждение проблем в группах;
- разыгрывание сценок в группах (по материалам учебника);
- знакомство с различными точками зрения на события;
- изучение дополнительной литературы." [4]
Сегодня, работая не первый год в школе, убеждаешься в том, что уровень самостоятельности и творчества в работе ученика зависит от профессионализма и мастерства учителя в организации и поддержке этой работы. Какими средствами можно достигнуть высокого уровня самостоятельности учащихся на уроках ?
Прежде всего благодаря активному внедрению диалогических форм общения учеников и учителя. "Диалог - это не фронтальный опрос, а совместное с учителем обсуждение проблем. Ответы учащихся при этом являются не повторением текста учебника, а отстаиванием собственных взглядов." [5] В ходе беседы у детей при деятельностном подходе развиваются аналитические, синтетические и оценочные взгляды.
Аналитические задания обычно начинаются словами:
- " Объясните причины::",
- "Сравните:.".
Навыки синтеза отрабатываются в заданиях, требующих, например, спрогнозировать последствия исторических событий.
Оценочные суждения дети высказывают, выполняя задания, которые требуют, например, определить негативные и позитивные последствия какого-либо процесса.
При деятельностном подходе важно предоставить детям выбор посильного задания (как рисунок, схема, тезисы, таблицы и т.д.). Немаловажную роль играют и мотивационные установки для самостоятельной деятельности ("не заучивать, а изучать, анализировать", "рядом с историками", "я думаю так, потому что:" и т.д.). [6] При выполнении заданий учащимися, мною проводится корректировка и уточнение сути задания, предупреждение о сложном моменте, ошибке в решении, напоминание о необходимости самоконтроля, перепроверки результата.
Как показывает мой опыт работы учителем, наличие указанных элементов педагогического сопровождения, не снижая степени самостоятельности учащихся, помогает им более осознано и продуктивно выполнять задания.
Деятельностный подход предполагает активное участие школьников в проверке и обсуждении результатов работы. Это рецензирование устных и письменных ответов одноклассников, самопроверка, взаимопроверка. Например, учащиеся могут самостоятельно проверить решение тестов, используя к ним "ключ", правильность написания исторических диктантов, работу с исторической и контурной картой.
Систематическое использование деятельностного подхода в преподавании истории и обществознания позволяет формировать ребёнка как личность мыслящую, нравственную, творческую.
Библиография.
1. Алексашкина Л.Н. Деятельностный подход в изучении истории в школе // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2005. - № 9. - С. 10-20.
2. Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории и обществознания // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2008. - № 4. - С. 13 - 19.
3. Студеникин М.Т. Современные технологии преподавания истории в школе: пособие для учителя. - М. : Гуманитар. Изд. Центр Владос, 2007. - 79с.
4. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии // Народное образование. М. 1998.
5. Смирнов С.А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. М., 2001.
6. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся. Л., 1982.