Новый этап информатизации образования, демократизация нашего общества, структурные изменения в экономике диктуют новые требования к организации образовательного процесса в современной школе, в том числе к преподаванию информатики.
Сегодня существуют противоречия между возрастающими общественными и индивидуальными потребностями в подготовке личности функционально компетентной в области приема, систематизации, хранения и передачи информации и недостаточной разработанностью в педагогической науке содержательно-технологических сторон формирования требуемых качеств у учащихся; наличием опыта информационно-функциональной подготовки специалистов различного профиля в начальной, средней и высшей профессиональной школе и недостаточной экстраполяцией этого опыта в общеобразовательную школу, которая вбирает в себя наиболее оптимальный для эффективного формирования информационно-функциональной компетентности синзетивный период развития ребенка.
Информационно-функциональная компетентность личности представляет неоценимую общественную значимость и успешность его формирования, в свою очередь, зависит от сформированности широкого круга знаний, умений и практических навыков, которые обретаются школьниками не только в школьном образовательном процессе, но и самостоятельно, а также в учреждениях дополнительного образования.
Информационно-функциональную компетентность школьника мы определяем как интегративное личностное новообразование, имеющее сложноструктирированное содержание, представленное базовыми знаниями, умениями и навыками в области информатики и наличием способности человека оперировать ими, а также применять информационные технологии для хранения, переработки, применения и передачи информации
Развитие информационно-функциональной компетентности личности обусловлено внешними и внутренними условиями и факторами. Как внутренние выступают мотивы, внешние – взаимодействие с образовательной и информационной средой. Создаваемые в рамках дидактической системы педагогические условия по формированию информационно-функциональной компетентности должны опираться на внутренние источники саморазвития личности в ситуациях осмысления школьниками необходимости освоения курса информатики через использование мотивационных, рефлексивно-оценочных и коммуникативных составляющих дидактической системы. (см. рис. 1).
Таким образом, в качестве характерных особенностей предложенной дидактической системы выступают следующие:
Дидактическая система формирования информационно-функциональной компетентности учащихся среднего звена общеобразовательной школы учитывает эталонные требования разработанной содержательно-деятельностной модели исследуемого процесса и раскрывается через связи и отношения между нормативным, целевым, содержательно-технологическим, диагностическим компонентами, входящими в её структуру.
Дидактическая система, опирающаяся на концептуальные подходы к исследованию и отражающая реальные и прогнозируемые педагогические явления, дает возможность определить и спроектировать механизмы управленческих и методических решений, направленных на повышение эффективности обучения школьников с целью сблизить исходный уровень их информационно-функциональной подготовки с модельными представлениями.
В условиях сельской школы дидактическая система является эффективным фактором формирования и развития информационно-функциональной компетентности школьников.
Таким образом:
Решение проблемы развития информационно-функциональной компетентности возможно при реализации содержательно-деятельностной модели. которая находит свое воплощение в дидактической системе на основе реализации целевого и содержательного компонентов, а также технологического потенциала во всех звеньях педагогического процесса.
Для успешного функционирования дидактической системы необходимо создать соответствующие педагогические условия. Нами выявлен комплекс педагогических условий, обеспечивающих успешность педагогических мер по формированию информационно-функциональной компетентности учащихся среднего звена сельской общеобразовательной школы. В числе основных мы определяем следующие:
- учет специфики организации учебно-воспитательного процесса сельской общеобразовательной школы и психологических особенностей развития познавательной деятельности учащихся среднего звена;
- создание адекватной образовательным программам материально-технической и учебно-методической базы курса “Информатика”;
- комплексный подход к использованию современных информационных технологий в процессе формирования информационно-функциональной компетентности учащихся;
- развитие алгоритмического мышления у учащихся среднего звена как важного психического процесса, выступающего предпосылкой освоения базовых знаний и умений по курсу информатики.
Разработанные и примененные содержательно технологические подходы (организация учебного процесса на основе применения проблемных методов с элементами игровой деятельности, конструирование учащимися учебных задач и алгоритмов, включение в содержание обучения политехнических знаний, использование методов активизации познавательного интереса и др.) являются важным фактором развития у учащихся в процессе освоения информатики базовых знаний, умений, опыта и социально-личностных качеств, входящих в структуру информационно-функциональной компетентности как интегративного качества личности.