Цель работы: показать возможность использования разнообразных форм и приёмов словарно-орфографической работы на уроках русского языка для формирования навыков правописания, обогащения словарного запаса учащихся младших классов.
С ребусами учащиеся знакомятся в букварный период. Тогда они учатся читать слова "корова", "ворона", "ворота" и др., написанные в виде ребусов.
Вот, например, кроссворд, где зашифровано слово "молоко". К такому кроссворду обычно дается загадка.
___ О ___ О ___ О
Хочешь бегать далеко,
Хочешь прыгать высоко,
Пей почаще ... (молоко).
Дети хором подсказывают отгадку.
К этому кроссворду можно предложить игру "Подскажи словечко".
___ О Р О ___
Прошу вас все слова назвать,
Где -оро- надо написать.
На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков ... (горох).
(Е.Благинина.)
- Уродился я неплох, -
С грядки хвастался ... (горох).Привезли во двор песок-
Золотую гору:
Без гвоздей и без досок
Можно строить ... (город).
(И.Кононов.)
Игра "Хвостоглав".
Перед тобою в столбике слова,
Хвост одного, другого голова.
Слова сумейте точно прочитать
А с безударной гласной в корне - записать!
Баранец (Баран, ранец).
Коровал (Корова, овал).
Бумагазин (Бумага, магазин).
- Составьте устно предложение с любым словарным словом. Запишите его схемой.
Игра "Распутай слова".
Вот так горе! Вот беда!
Как запутались слова!
Все они из трёх слогов.
Кто помочь словам готов?
Со бек ор бы рё зи ка за на
- Запишите в тетради слова, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. (Собака, берёза, корзина.)
Игра "Кто секреты отгадает, тот сюрпризы получает".
На доске записаны "заколдованные" слова, в каждое из которых вставлен лишний слог: сарипог, оперсина, гширамм, восугрона.
(сапог, осина, грамм, ворона.)
- Сравните слова по согласным звукам.
- Какое слово лишнее? Почему? (В слове осина есть мягкий согласный [с'], в остальных словах все согласные звуки твёрдые.)
- Как обозначена мягкость согласного [с'] в слове осина?
- Какое из этих слов нельзя перенести с одной строки на другую? (Грамм.)
- Измените слово так, чтобы его можно было перенести, использовав правило о переносе слов с удвоенной согласной. Запишите это слово, разделив его для переноса (грам - мы).
Этимологический анализ - эффективный приём обогащения словаря младших школьников. Этот приём может служить важным средством объяснения значений непонятных слов, относящихся к природоведческим, общественно-политическим, нравственным и эстетическим понятиям на уроках русского языка и чтения.
Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает "прояснить" исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.
Игра "Соберём букет".
- Угадайте, какие цветы войдут в наш букет для перевода их названий на русский язык. (Учитель может показывать изображение цветов и располагать их на доске по кругу.)
а) "жемчужина" (маргаритка.);
б) "цветок солнца" (хризантема);
в) "меч" (гладиолус);
г) "радуга" (ирис);
д) "тростник", "дудка" (сирень).
Звукобуквенный анализ слова "сирень".
- Это слово пришло из греческого языка, означает "дудка", "тростник". После выдавливания сердцевины из ветки сирени она становится полой, как трубка.
- Подберите синонимы к прилагательному сиреневый, (фиолетовый, лиловый).
Работа над словом "заяц".
- Как перевести на польский язык слово "прыгун"? (Это заяц).
- Напишите однокоренные слова, запишите их.
Заяц, заячья, зайчонок, зайчатина.
- Когда так говорят?
- Убить двух зайцев - (выполнить одновременно два дела).
- Заячья душа - (о трусливом, робком человеке).
- Запишите пословицу со словом "заяц". (Лиса живёт хитростью, а заяц прыткостью). (Хорош заяц белый, а охотник - смелый.)
Знакомство с написанием слова "товарищ".
- Кого называют товарищем? (Человека, близкого по взглядам, деятельности, условиям жизни; человека, дружески расположенного к кому-нибудь).
- Подберите синонимы. (Друг, приятель).
- Запишите слово товарищ. Обозначьте безударные гласные. Запомните правописание слова.
- В слове "товарищ" спряталось слово "товар" и остаётся буквосочетание "ищ". "Иш" в тюркских языках имеет значение "друг". У себя на родине слово имело значение "совладелец", "компаньон".
Поскольку в своей работе я использую этимологический анализ слов, хочу предложить этимологический словарный диктант: ученикам предлагается этимология слова, они должны определить, какое это слово, его правописание.
Например, упражнение "Узнай слово":
Перед нами чудо-сад.
Не плоды, а слова
Там висят.
Догадайся, что за плод
Угодит тебе в рот.
Вот что растёт в этом саду:
а) "китайское яблоко" (апельсин);
б) "персидское яблоко" (персик);
в) "золотое яблоко" (помидор);
г) "скороспелый" (абрикос).
-В каких из этих слов есть в корне непроверяемые безударные гласные?
Наблюдения показывают, что использование разнообразных приемов работы над словарными словами в рамках общей работы по формированию орфографической зоркости способствует более успешному усвоению непроверяемых написаний. Учитель опирается на то, что учащиеся, осознавая лексическое значение слов, получая информацию происхождения некоторых слов, параллельно запоминают их письменный образ. Также можно сделать вывод, что именно рациональное использование разнообразных приемов, методов на различных этапах обучения непроверяемым написаниям способствует эффективному усвоению детьми "словарных" слов.
Использованная литература.
- Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Русский язык. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс, 2004. - 192 с.