Слушание музыки. Образовательная программа для учащихся 3–4-х классов общеобразовательной школы с углубленным изучением предмета "Музыка"

Разделы: Музыка


Пояснительная записка

Образовательная программа «Слушание музыки» создана для детей младшего школьного возраста (3-4 классы) и является предшественником курса «Музыкальная литература». Программа рассчитана на 2 учебных года, реализуется на уроках, которые проводятся 1 раз в неделю (34 часа в год) с группами учащихся по 12-15 человек.

Возраст 9-11 лет является благоприятным для воспитания музыкального восприятия. В этом возрасте необходимо пробуждать в ребенке интерес к музыке, учить понимать и переживать ее содержание. Это не только приобщение начинающих музыкантов к шедеврам мировой художественной культуры, обогащение их слухового опыта, но и формирование различных навыков, необходимых для воспитания грамотного и заинтересованного слушателя.

Цель программы: Формирование духовно богатого мира личности ребенка, создание предпосылок для дальнейшего музыкального и личностного развития.

Задачи программы:

Образовательные:

  1. Овладение необходимым объемом знаний по предмету.
  2. Умение пользоваться полученными знаниями в системе музыкальных предметов (спец. инструмент, музыкальная литература, сольфеджио, оркестр, хор и т.п.).
  3. Умение изложить и обосновать свою точку зрения на музыкальное произведение (соответственно возрастным возможностям).

Развивающие:

  1. Формирование творческой активности, развитие творческого потенциала личности учащихся.
  2. Развитие эмоциональной восприимчивости, образного мышления.
  3. Развитие основных психических свойств личности: памяти, внимания, мышления, воображения.

Воспитательные:

  1. Формирование у учащихся собственной системы нравственных и эстетических ценностей.
  2. Развитие художественного вкуса и общей культуры личности.
  3. Формирование слушательских навыков, навыков анализа музыкальных произведений (соответственно возрасту).

В настоящее время современная массовая школа еще очень часто сводит обучение к запоминанию и воспроизведению приемов действия, типовых способов решения заданий. В результате многие выпускники школы, обогатив свою память за десять лет учения обширными знаниями по всем предметам, часто оказываются беспомощными при столкновении с жизненными проблемами, с практическими и теоретическими задачами, для решения которых требуется выбрать из кладовых памяти нужные знания, применить умение самостоятельно думать, принимать нестандартные решения. Поэтому, наряду с образовательными задачами, важнейшей развивающей задачей должно стать формирование у ребенка умения управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций.

Поэтому развитие творческого начала, творческих способностей определяется данной программой как приоритетное направление, как актуальная проблема развития личности ребенка, без которой процесс образования будущего музыканта представляется неполноценным.

Недостаточно научить ребенка каким-то музыкальным умениям, дать знания о музыке. Важно пробудить постоянную потребность в общении с ней, творческую активность.

Задача творческого развития школьников заключается в том, чтобы, с одной стороны, целенаправленно и систематически развивать необходимые для занятия любым видом творчества, в данном случае музыкальным и художественным, способности учащихся: оригинальное, образное мышление, воображение, эмоциональную отзывчивость и т.д., а с другой стороны – формировать потребность в творчестве и общении с искусством. Необходимо, чтобы каждый ребенок не только смог научиться читать заложенный в том или ином произведении искусства авторский замысел, включающий в себя отношение автора к изображаемому, его чувства и мысли, но и смог свободно овладеть языком искусства как средством выражения своего собственного отношения к тем или иным явлениям жизни.

Жизнь – это непрерывный процесс творчества, потребность в котором растет по мере роста сложности окружающей среды и неприспособленности человека к существующим условиям жизни. Преодоление любого кризиса и начало нового этапа в жизни всегда связано с творческим решением проблемы и отказом от старых способов действия. Обучить творческому акту, как уже было сказано, нельзя, но применение специально ориентированных приемов и методов обучения может содействовать его образованию и проявлению.

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно лишь раскрыть их и развить.

В музыкальном творчестве ведущую роль играют синтез эмоциональной отзывчивости и мышления абстрактного и конкретного, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решения. Творчество ребят связано с самостоятельными действиями и с умением оперировать известными им музыкально-слуховыми представлениями.

Детское творчество на уроках музыки, конечно, не искусство, оно представляет собой познавательно-поисковую музыкальную практику. Но тем оно и ценно, что учащиеся сами открывают что-то новое, ранее им не известное в мире музыки.

Формы проведения занятий

На уроках в 3 и 4 классе активно чередуются различные виды и формы деятельности, благодаря чему и происходит адаптация ребенка в сфере искусства, выявляются его склонности и интересы. Разнообразие форм и методов деятельности позволяет поддерживать интерес учеников к предмету, стимулирует развитие их творческого потенциала. Основная форма проведения урока – рассказ-беседа – обогащается множеством дополнительных форм, таких как: творческая игра, дидактическая игра, командная игра-соревнование, викторина письменная или устная, самостоятельные письменные работы: индивидуальные и групповые (ребусы, загадки, кроссворды, вопросы по пройденной теме), мини-концерты, слушание музыки, музыкальная импровизация, просмотр учебных видеофильмов, знакомство с произведениями различных видов искусств и их анализ, создание тематических выставок рисунков, творческих работ учащихся, конкурсы – домашних заданий, музыкальные, художественные.

Критерии и формы оценки знаний учащихся

Специфика программы состоит в том, что дети, кроме получения определенного количества знаний, умений и навыков, активно развивают свои творческие способности: фантазию и воображение. Проявления подобного типа практически невозможно оценить традиционно на «5» или «4». Домашние задания для ребят 3 класса – это рисунки к понравившимся пьесам, подбор и выучивание наизусть стихов на различные темы, множество творческих заданий разных видов. Каким образом можно оценить рисунки детей с абсолютно разными художественными способностями? Да и нужно ли это? Ведь предмет «Слушание музыки» – это не занятия по рисованию. Как оценить творческий полет фантазии ребенка, который дома, увлекшись предложенной на уроке темой, сделал в 2-3 раза больше, чем задано? Ставить ли «двойку» ребенку, которому сложно выражать мир своих чувств и мыслей посредством рисунка, и поэтому он просто не может делать подобное домашнее задание? (Такие случаи редко, но встречаются.)

Встала необходимость создания системы оценивания, которая бы уравняла шансы всех детей на получение максимально высокой оценки своего труда. Таковым стал способ оценки в баллах знаний, умений и навыков ребят.

В течение триместра дети за все задания получают определенное количество баллов. К концу триместра эти баллы суммируются, и трое учеников, набравшие наибольшее их количество, получают звание «Лучшей ученицы» или «Лучшего ученика» по предмету «Слушание музыки» за … триместр …… учебного года с вручением небольшого памятного подарка.

Подобная система оценивания выгодно отличается от существующей оценочной системы общеобразовательной школы. Уже только тот факт, что на предмете «Слушание музыки» совершенно невозможно получить «двойку», действует на ребят очень положительно: они свободно себя чувствуют, понимают, что количество баллов зависит от их увлеченности предметом, а не от зубрежки.

С другой стороны, для детей именно этого возраста оценка их деятельности необходима, т.к. определенный стереотип уже заложен школой, а также присутствует момент соревновательности.

При такой системе оценивания педагог имеет возможность и должен поощрять все дополнительные усилия своих учеников. Например, если домашним заданием было чтение наизусть стихов на определенную тему, то дополнительно можно отметить ребят, которые выучили несколько стихотворений вместо одного, читали стихи особенно выразительно; дети, которые для выполнения своего домашнего задания посетили залы библиотеки, сочинили стихотворение сами или с помощью родителей и т.п.

Кроме стереотипа оценки общеобразовательная школа уже успела привить детям еще один стереотип: помощь родителей при выполнении домашнего задания – это проявление слабости и несамостоятельности ребенка. Зачастую детям неловко говорить о том, что домашнее задание сделано с помощью родителей.

Задача педагога в данном случае состоит в том, чтобы коренным образом изменить ситуацию. Пусть ребенок с гордостью рассказывает, как вместе с мамой или папой они сочиняли стихотворение, как у них быстро и легко получилось выполнение задания, и какое удовольствие они при этом испытали.

Конечно, большинство ребят делают домашние задания самостоятельно, но, наблюдая пример своих друзей, возможно, тоже будут привлекать своих родителей к совместной работе над творческими заданиями. Такая творческая совместная деятельность будет способствовать укреплению дружеских, доверительных отношений внутри семьи, родители и дети будут больше времени проводить вместе, родители своим интересом к успехам ребенка будут поддерживать и стимулировать его занятия.

Уровни усвоения программы

Высокий уровень – ученик проявляет высокую творческую активность и на занятиях, и при выполнении домашнего задания, активно владеет полученным объемом знаний, усвоил все пройденные темы, умеет пользоваться необходимым набором терминов (соответственно возрастным возможностям) для анализа произведений различных видов искусств, умеет точно и ясно выражать свои мысли, чувства, делиться впечатлениями, показывает высокие результаты на контрольных занятиях и в работе с опросными листами.

Средний уровень – ученик проявляет творческую активность, владеет большей частью пройденного материала, для анализа произведений различных видов искусств использует некоторые термины (соответственно возрастным возможностям), старается точно выражать свои мысли, чувства, впечатления, на контрольных занятиях и в работе с опросными листами показывает достаточно хорошие результаты.

Низкий уровень – ученик проявляет некоторую заинтересованность только на занятиях, сам при этом выступает в роли пассивного слушателя, основной объем пройденного материала не усвоен, анализ произведений различных видов искусств ограниченный, без использования минимума специальных терминов, сбивчиво и неясно пытается делиться своими впечатлениями, на контрольных занятиях и в работе с опросными листами показывает низкие результаты.

Уровни усвоения программы позволяют педагогам в конце учебного года подвести некоторые итоги, проанализировать учебную деятельность детей, проследить степень их развития и овладения программой обучения. Опираясь на уровни освоения программы, педагог имеет представление об учебной деятельности и успехах каждого ученика по предмету. Это позволяет педагогу успешно планировать дальнейшее обучение детей, опираясь на их особенности. Опросные листы и прочие самостоятельные работы составляются с учетом уровня усвоения ребенком программы. Таким образом, ученики всегда имеют возможность проявить свои способности на максимально высоком для себя уровне, что повышает их самооценку и уверенность в себе, а следовательно, и интерес к предмету.

Материально-техническое оснащение программы

Класс для групповых занятий, фортепиано, доска для записей, музыкальный центр, телевизор, видео- и DVD-плеер.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6