Тема: «Правила экологической безопасности. Моя экологическая безопасность»
Цель:
- изучить правила экологической безопасности;
- выработать свои правила безопасности;
- для учителя - побуждать детей к выполнению правил по экологической безопасности;
- для учащихся – воспитывать в себе чувство самоконтроля ,чувство самосохранения, чувство ответственности при выполнении правил по экологической безопасности.
Ход урока
Ι. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Учитель: Ребята, прочитайте четверостишье, которое написали ученики 4 классов на уроке русского языка- углубления.
На доске запись:
Мы бежали огромной толпой,
На ходу всех прохожих сбивая.
Торопились все стать звездой,
На упавших внимания не обращая.
Учитель: Какие у вас возникли чувства, мысли после прочтения этих строк?
По отношению к кому, к чему можно отнести смысл данного четверостишья?
Ира: У меня появилось чувство грусти, почему дети расталкивают всех?
Коля: В жизни часто у людей получается, что люди стремятся потреблять все больше и больше для себя, не обращают внимания на людей, которые рядом.
Антон: Мы порой идем по карьерной лестнице, перешагивая других.
Женя: У меня чувство грусти: хотим себе сделать звание, а про других не думаем.
Это можно отнести к окружающим людям, к окружающей природе.
Даша: Мы, люди, часто не замечаем, что больно делаем природе, потом себя осуждаем, испытываем стыд.
Оля: Если человек испытывает стыд, значит, он впредь плохо делать не будет.
Учитель: Ребята, вы молодцы, меня очень тронули ваши высказывания.
Разбираться во взаимоотношениях, понимать отношения человека с человеком, человека с природой учит нас предмет экология. Каким бы стал мир, если бы люди больше заботились друг о друге, о природе, а не стремились потреблять все больше и больше для себя?
Дети: Мир был бы счастлив, а люди скромнее и заботливее.
ΙΙ. Сообщение темы.
Учитель: Ребята, помните, у В.В. Маяковского есть стихотворение:
Крошка сын к отцу пришел,
И спросила Кроха:
Что такое хорошо,
И что такое плохо?
- О чем мы будем вести сегодня разговор?
Дети: О правилах, о законах, о поступках.
Учитель: Сформулируйте тему урока.
Дети: Правила экологической безопасности.(Тема записана на доске.)
Учитель: Сформулируйте цель урока, используя опорные слова
- изучить…
- выработать…
- запомнить…
Юля: Мы на уроке будем изучать правила по экологической безопасности.
Сергей: К концу урока мы все правила запомним.
Ангелина: На уроке мы выработаем свои новые правила по экологической безопасности.
ΙΙΙ. Работа в группах
1) Экологическая ситуация: Моя экологическая безопасность в природе, в школе, дома, на улице.
Правила Красной Шапочки.
Учитель: Подумайте, как можно представить правила по экологической безопасности?
Настя: В группе изучить, привести примеры, нарисовать к правилу условный знак. (Детям дается время на самостоятельную деятельность и подготовку к защите.)
2) Выступления групп:
Даша: Первое правило Красной Шапочки: Не ешь фрукты, овощи, грибы, лекарственные растения, которые выросли в городе или рядом с автомобильной или железной дорогой.
Юля: Машины оставляют пыль, тяжелые металлы, выхлопные газы –это все впитывают продукты, а это очень вредно для нашего организм.
Катя: На знаке мы изобразили дорогу, рядом растет яблоня, все яблоки на яблоне мы зачеркнули, есть нельзя, опасно.
Влада: Второе правило: не поджигай мусор в мусорных контейнерах, не сжигай опавшую листву.
Настя Молчанова: При горении мусора может случиться пожар, дым вреден для дыхания.
Никита: На знаке мы нарисовали контейнер с горящим мусором и перечеркнули, что обозначает: нельзя, опасно для здоровья человека.
Антон: Правило третье: ожидай общественный транспорт на расстоянии не ближе пяти метров от проезжей части
Настя Мельникова: Дышать придется выхлопными газами и пылью, если не будешь соблюдать это правило, будут болеть органы дыхания, можно отравиться, работоспособность будет низкая.
Коля: На знаке мы изобразили остановку и проезжающий автобус, а рядом стоящего человека, на остановке изображен предупреждающий знак: нарисован человек и написано 5м.
Физминутка (Упражнения на осанку, дыхательная гимнастика)
Максим: Четвертое правило: не покупай на улице неупакованные продукты, которые нельзя вымыть.
Женя: На этих продуктах много грязи, микробов. Надо думать о последствиях, эти продукты могут принести непоправимый вред нашему организму.
Аида: На знаке мы нарисовали торговлю сыра на улице и написали слова «Будь внимателен при покупке продуктов на улице».
Оля: Пятое правило «Не бери в руки асбест, стекловату, шифер, печную золу, протекшие аккумуляторные батарейки.»
Сергей: В батарейках кислота, она очень опасна. Стекловата вызывает страшный зуд, надо срочно смывать, если стекловата попадет в глаза, можно потерять зрение.
Надя: Правило шестое: Вдыхание табачного дыма и употребление алкоголя в сотни раз увеличивают опасность от неблагополучной экологической ситуации.
Андрей: Даже некурящие люди, вдыхая табачный дым, наносят больший вред своему здоровью. Пивной алкоголизм распространен среди молодежи, Они, наверное, не задумываются о том, что отравляют свой организм, какое новое поколение они дадут стране.
(Дети рассказали содержание своих условных знаков.)
Учитель: Ребята, давайте вместе по условным знакам повторим изученные правила. (повторили)
Учитель: Ребята, сегодня в магазине я купила следующие продукты: рыбные консервы, консервированные горох и кукурузу. Проверьте, соблюдала ли я свою экологическую безопасность.
(Дети проверяют дату изготовления, сроки годности, условия хранения каждого продукта.)
Дети: Продукты годны к употреблению.
Учитель: Какие дополнительные новые правила вы можете добавить, посоветуйтесь в группах?
Дети: Не засоряйте природу!
- Не убивайте птиц!
- Нельзя строить жилье под высоковольтными проводами.
- Не засоряй отходами, мусором улицы и дворы.
- Не слушай громкую музыку.
- Нельзя покорять природу, надо с ней сотрудничать.
- И т. д.
4. Рефлексия урока
Учитель: Ребята, почему люди, зная , что такое хорошо и что такое плохо, очень часто нарушают правила экологической безопасности?
Дети: Мы невнимательные.
- Халатно относимся к своему здоровью.
- Пробуют один раз, а это входит в привычку.
Учитель: Ребята, для чего мы изучаем эти правила?
Дети: Мы изучаем эти правила, чтобы ничего плохого с нами не случилось, чтобы мы были живы и росли здоровыми.
Учитель: Ребята, какое у вас отношение к предмету?
Дети: Мы рады, что у нас есть возможность изучать такой нужный предмет…
Учитель: Помните, какими словами Маяковский заканчивает свое стихотворение? (Какие слова сказал Кроха?)
Дети: Буду делать хорошо и не буду плохо.
Учитель: Мне очень хочется, чтобы каждый в жизни следовал этим простым и доходчивым правилам. Какой вывод вы сделали для себя на уроке?
Дети: Надо научиться самому охранять свое здоровье.
Учитель: Молодцы, ребята, вы хорошо работали на уроке. Спасибо за труд.