Программа эксперимента "Развитие одаренности учащихся – задача школьного научного общества"

Разделы: Внеклассная работа


Если ты хочешь познать себя, свои способности и наклонности, научиться ставить перед собой цель и уверенно идти к ней, познакомиться с особенностями исследовательской и проектной деятельности, то спеши к нам в НОУ!

1. Актуальность темы.

Высокий интеллект – основа прогресса в экономике, политике и социальной жизни общества. Понимая, что высокоинтеллектуальные личности являются двигателями общественного прогресса, коллектив педагогов средней общеобразовательной школы № 5 г. Николаевска-на-Амуре, внедряющий новые технологии в работе с одаренными детьми, разработал научно-исследовательский проект “Развитие одаренности учащихся – задача школьного научного общества”. Есть возраст, в котором почти каждый ребенок хочет стать ученым, исследователем. Это время, когда школьные занятия еще не отбили интереса к серьезной науке, и она кажется романтичным и увлекательным занятием, а внутренняя потребность к “игре во взрослых” еще сильна. И если в этот момент предложить детям заняться настоящей научной деятельностью, мы почти наверняка спасем их от равнодушия к сухим школьным дисциплинам. Важно учить проведению исследования с раннего возраста, со школьной скамьи, чтобы эта деятельность стала потребностью ребенка. Данная работа поможет осуществить дифференциацию и индивидуализацию обучения, обеспечит эффективное развитие и саморазвитие одаренных школьников, что приведет в дальнейшем к осознанному выбору профессии. Исследовательская деятельность учащихся является инновационной образовательной технологией и средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в школе. Распространенной формой включения в исследовательскую деятельность является проектный метод. С учетом интересов и уровней дарования конкретных учеников им предлагается выполнить тот или иной проект: проанализировать и найти решение практической задачи, выстроив свою работу в режиме исследования и завершив ее публичным докладом с защитой своей позиции. Такая форма обучения позволяет одаренному ребенку, продолжая учиться вместе со сверстниками и оставаясь включенным в привычные социальные взаимоотношения, вместе с тем качественно углублять свои знания и выявить свои ресурсы в области, соответствующей содержанию его одаренности. Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Групповая форма работы и социально значимая гражданская направленность проектов имеют немалое значение для воспитания детей. Но проблема состоит в том, что с одной стороны обществу необходимы грамотные, творческие люди, а с другой стороны их формирование невозможно в полной мере осуществить в рамках классно – урочной системы, так как урок не дает возможности в полной мере уделять внимание детям с особым типом мышления, восприятия, творческим подходом. Они нуждаются в более активном общении с такими же детьми, что дает возможность развитию их творческих способностей. Работая с одаренными детьми по индивидуальным заданиям, приобщая их к исследовательской и проектной деятельности, мы пришли к выводу, что на определенном этапе возникла необходимость объединить учащихся, проявляющих особые способности к отдельным дисциплинам, в творческие группы, а затем объединить их в школьное научное общество. Таким образом, НОУ для наших детей является универсальным объединением для способных учащихся, так как город Николаевск-на-Амуре отдален от краевого центра, в нем нет высших учебных заведений, ученых, докторов наук, единственное средство получения научной информации возможно через Интернет и научно-популярную литературу. Поэтому возникшая потребность работы со способными и одаренными детьми ложится на плечи педагогического коллектива образовательного учреждения и родителей этих учащихся, которые не только заинтересованы в развитии способностей у своих детей, но и должны быть активными помощниками учителей. Работа с родителями способных и одаренных учащихся одно из условий гарантий успеха в развитии таких детей. Исходя из выше сказанного, наш педагогический коллектив считает, что вовлечение способных детей в работу творческих групп школьного научного общества способствует развитию одаренности школьников, раскрытию их творческого потенциала, и это одна из образовательных проблем, которую решает наш педагогический коллектив последние три года.

2. Объект экспериментирования: научное общество учащихся.

В объекте экспериментирования будут получены новые знания и умения по исследовательской, проектной деятельности и воздействовать мы будем на работу учащихся в творческих предметных группах школьного научного общества.

3. Предмет экспериментирования: влияние научного общества учащихся на развитие одаренности.

Работа школьного научного общества учащихся основывается на учебно-исследовательской и проектной деятельности учащихся, которую организует и направляет педагог, владеющий современными технологиями, в том числе исследовательской и проектной деятельностью, а так же имеющий потребность к этой деятельности. Одним из главных компонентов личности современного учителя является развитие его технологической компетентности, т.е. владение системой знаний о современных технологиях, умение отбирать их эффективно и системно использовать в образовательной деятельности. Данная работа необходима учителю для создания прочной знаниевой базы у учащихся, развития их креативности и компетентности, обеспечивающих качество образования и воспитания школьников. Мы уверены, что исследовательская деятельность школьников – не альтернатива школьной программе, это как раз наоборот тот “витамин” интереса к науке, которого часто не хватает школе особенно сегодня. Деятельность школьного научного общества ориентирует на развитие познавательной самостоятельности школьников, формирование у них умений исследовательской, проектной деятельности. В этом направлении современный учитель достаточно компетентен. Он знает общую методологию проведения исследовательских, проектных работ, активно применяет в своей деятельности информационные технологии, ЦОРы, широко использует компьютерную технику. Другой важнейшей стороной деятельности при выполнении исследования, учебных проектов является креативность, которая связана с постановкой проблемы и поисками путей ее решения, которые инициируют активную мыслительную деятельность. Опираясь в своей работе на исследования ученых, мы внедряем в работу с детьми их главные идеи по исследовательской и проектной деятельности. Так, например: И.Д. Чечель считает, что современный проект – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности, развития креативности и одновременно формирование определенных личностных качеств школьников. Как отмечает Е.С. Полат, метод исследования и проектов связан с использованием широкого спектра проблемных, исследовательских методов, ориентированных на практический результат, значимый для ученика, на разработку проблемы целостно, учитывая различные факторы и ее условия решения.

4. а) Педагогическая цель:

Одной из главных целей деятельности школьного научного общества является воспитание человека, принимающего свой собственный вариант решения проблемы, творчески мыслящего, способного адаптироваться к условиям новой жизни, готового к самообразованию, самоконтролю, самосовершенствованию, жизнелюбивого, обогащенного научными знаниями в области исследовательской и проектной деятельности – таким мы видим конечный результат эксперимента.

б) Цель эксперимента:

Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности. В результате эксперимента предполагаем, получить постоянно действующее школьное научное общество, активно работающее над исследовательской и проектной деятельностью, результатом которого является банк данных об исследованиях и экспериментах школьников.

Задачи:

  1. Создать систему внеурочной работы творческих предметных групп школьного научного общества, дополнительного образования учащихся по исследовательской и проектной деятельности.
  2. Развить индивидуальные и групповые формы внеурочной деятельности.
  3. Научить исследовательской и проектной деятельности учащихся.

5. Гипотеза.

Если:
– организовать способных детей в школьное научное общество;
– обучить их приемам исследовательской и проектной деятельности;
– развить навыки самостоятельной работы с научной литературой;
– обучить методике обработки полученных знаний, анализу результатов;
– научить составлению и оформлению исследовательских, проектных работ;
– способствовать овладению учащимися искусством дискуссии, выступлению перед аудиторией с исследовательскими работами, то окажется возможным:
– расширение дифференциации и индивидуализации обучения учащихся с учетом уровня их подготовки;
– эффективное развитие и саморазвитие способных школьников;
– развитие креативности школьников и их самореализация.

6. Диагностический инструментарий.

В ходе эксперимента мы определили средства оценивания результатов:
– анкеты;
– тексты контрольных работ по предметам, направленные на выявление креативности школьников.
– методики, диагностики:

  • тесты Айзенка в модификации Московского физико-технического института (ММФТИ);
  • тесты Торренса;
  • методика изучения уровня творческой активности личности;
  • методика оценки профессиональной компетентности учителя;
  • оценка уровня творческого потенциала личности;
  • оценка способности к саморазвитию, самообразованию.

Контроль за результатами деятельности будет осуществляться с помощью анализа выше перечисленных средств оценивания. Результативность эксперимента будет проверяться с помощью создания учащимися собственного проекта по теме исследования и умения его защитить.

7. Критерии оценки ожидаемых результатов.

В ходе эксперимента будет оцениваться:
– овладение школьниками навыками учебно-исследовательской и проектной деятельности;
– обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы;
– творческая самореализация выпускника НОУ;
– осознанный выбор профессии.

Результативность будет отслеживаться по следующим параметрам:
– уровень развития навыков в учебно-исследовательской и проектной деятельности;
– уровень развития интеллектуальных способностей: мышление, память, речь;
– развитие креативности школьников.

Фиксировать и диагностировать изменения, произошедшие в учащихся в ходе эксперимента, предполагается по одним и тем же методикам в разные периоды деятельности школьников.

8. Сроки эксперимента.

Начало эксперимента – 2005–2006 учебный год. Время предполагаемого завершения эксперимента – 2010 год. Продолжительность эксперимента – 5 лет.

9. Этапы эксперимента:

Этап: проектировочный 2005–2006 учебный год.

Цель: Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы.
  • Разработка программы работы с одаренными учащимися.
  • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.
  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.

Промежуточные результаты:
– создание банка данных нормативной базы по работе с одаренными детьми;
– создание должностных инструкций и распределение обязанностей.

Первый этап эксперимента 2006–2007 учебный год – экспериментальный.

Цель: апробация системы работы НОУ с одаренными учащимися.

Задачи:
– Повышение квалификации педагогов.
– Диагностика склонностей учащихся.
– Создание творческих групп с учетом интересов школьников.
– Обучение учащихся основам исследовательской, проектной деятельности.
– Разработка критериев оценивания исследовательской работы, проектов.
– Обучение учащихся защите творческой работы и разработке презентаций.
– Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного исследования.

Прогнозируемые результаты первого этапа эксперимента:
– определение значимых параметров одаренности и факторов её развития;
– составление диагностического комплекта методик для изучения интеллекта;
– выработка основных требований к организации и проведению тестирования;
– создание информационного банка данных на ЭВМ для непосредственного использования и выдачи рекомендаций участникам образовательного процесса;
– проведение сравнительного анализа результатов обученности и интеллектуального развития одаренных учащихся;
– организация консультаций для педагогов по развитию интеллектуальных способностей школьников.

Второй этап эксперимента: 2007–2008 – апробация эксперимента.

Цель: совершенствование научно-исследовательской и проектной деятельности школьников.

Задачи:
– организовать самостоятельную деятельность учащихся в работе над проектами;
– систематизировать творческие достижения школьников.

Прогнозируемые результаты второго этапа эксперимента:
– выступления на конференциях, семинарах;
– защита рефератов и проектов по исследуемой проблеме;
– создание банка данных творческих достижений учащихся для отслеживания динамики интеллектуального и творческого развития учащихся с помощью ЭВМ;
– обобщение опыта работы по научно-исследовательской деятельности учителей и учащихся;
– вовлечение родителей в педагогический процесс;
– промежуточный отчет о результативности экспериментальной работы;
– подготовка материалов к печати, их публикация;
– повышение квалификации педагогов.

Третий этап эксперимента 2008–2009 учебные годы – переход в режим функционирования

Цель: Переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

* Выявление ранней одаренности детей и определение их в творческие группы для развития.

  • Осознанный выбор профиля, преемственность творческих предметных групп. (10–11 классы.)
  • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.
  • Коррекция затруднений педагогов в реализации эксперимента.
  • Обобщение результатов работы с одаренными детьми.
  • Анализ итогов реализации эксперимента.

Прогнозируемые результаты:
– развитие креативного мышления школьников;
– осознанный выбор профиля обучения в 10 классе и будущей профессии.

Четвертый этап эксперимента.

2009–2010 – подведение итогов эксперимента.

Задача эксперимента состоит в том, чтобы:
– научить детей ориентироваться в огромном мире информации;
– добывать ее самостоятельно;
– усваивать ее в виде знания;
– использовать в практической деятельности;
– способствовать развитию креативности школьников.

Следовательно, от парадигмы знаньевой перейти к парадигме развития.

Прогнозируемые результаты:
– проверка гипотезы;
– публикация в печати;
– отчет по результатам эксперимента;
– тиражирование опыта работы экспериментальной деятельности по теме “Развитие одаренности учащихся – задача школьного научного общества ” и внедрение в практику работы образовательных учреждений города;
– обобщение теоретических и практических материалов в форме учебно-методических разработок.

10. Прогноз возможных негативных последствий (трудности).

В работе над проектом мы обратили внимание на такие моменты, когда школьник не может преодолеть знаниевый барьер, систематизировать собранный материал. В этом случае необходима своевременная помощь педагога, чтобы исследовательскую работу, проект довести до логического конца, а иногда у учащихся просто не хватает воли выполнить работу, поэтому важно своевременно увидеть трудности каждого ребенка и вовремя оказать ему помощь. Порой у учителя создается впечатление, что стоит только поставить перед учеником задачу проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом, а задачи исследовательского характера реализуются сами по себе. Однако необходимо заметить, что, если даже одаренных детей специально не обучать приемам исследовательской и проектной деятельности, то никакого исследования не осуществит ни младший школьник, ни старшеклассник, и в этом абсолютно уверен наш педагогический коллектив, работающий с одаренными школьниками.

11. Способы коррекции, компенсация негативных последствий.

При работе с одаренными детьми в НОУ возможны негативные последствия:
– потеря интереса к предметам другого профиля и снижение их значимости, это происходит при однопрофильном школьном научном обществе, что бы избежать этого, необходимо продумывать темы исследовательской и проектной деятельности, которые требовали бы не узких знаний по одному предмету, а интеграции знаний;
– перегрузка, при этом, на наш взгляд, возможен следующий способ коррекции: составить индивидуальный образовательный маршрут для ученика;
– утрата интереса к деятельности в предметной творческой группе, в данном случае проводится психологическая коррекция.
– индивидуальная несовместимость с членами творческой группы, тогда этот ученик работает по индивидуальному плану.

12. База эксперимента.

База эксперимента: коллектив учащихся с 1–11 класс.

13. Форма представления результатов эксперимента для массовой практики.

Представление результатов эксперимента для массовой практики будет описана в форме методических рекомендаций, публичного отчета в СМИ, размещение на сайте школы.

14. Научно-методическая обеспеченность эксперимента.

1. Нормативно-правовая база.
2. Методики по выявлению одаренности.

Педагогический коллектив МОУ СОШ № 5 г. Николаевска-на-Амуре имеет опыт работы по организации НОУ, проведения учебно-исследовательской, проектной деятельности школьниками и предлагаемый проект является попыткой обобщения накопленного опыта.