Проверочные и самостоятельные работы по истории Отечества и граждановедению для 1-х и 2-х классов

Разделы: История и обществознание, Начальная школа


Окружающий мир, 1-й класс

3 четверть

Текущий тематический контроль

Самостоятельные работы с текстом по теме “Наша страна - Россия”

1. Прочитай текст.

Цвета государственного флага никогда не выбирают просто так. Издревле каждый цвет имеет своё особое значение. Что означают цвета российского флага? Красный цвет означал отвагу, мужество и героизм. Белые и синие цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, верность; белый – благородство, совершенство.

Ответь на вопросы к тексту:

  1. Подумай, почему для нашего флага выбрали именно эти цвета?
  2. Какими качествами, должен обладать русский человек?

2. Прочитай текст.

Все страны мира имеют свои государственные символы. Отличаются они друг от друга и своим видом, и своим значением.

К государственным символам всех стран надо относиться с уважением, чтить их. Посягательства на герб и флаг во всех странах мира воспринимается как знак неуважения и враждебности к стране, её населению.

Ответь на вопросы к тексту:

  1. Какими бывают символы государства?
  2. Почему надо уважать государственные символы других стран?

Проверочные работы по теме “Наша страна – Россия”.

1. Что объединяет слова каждого ряда?

  1. Герб, флаг, гимн;
  2. Москва, Ярославль, Саратов;
  3. Красная площадь, Третьяковская галерея, Большой театр.

2. Укажи пропущенное слово:

…………… – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа большое значение.

3. Продолжи предложение:

1) Россия – любимая наша ………….
2) Славься, страна! Мы ………тобой!
3) От южных морей до полярного края
Раскинулись ………………………..

4. Составь рассказ, используя слова: Родина, города, столица, русская земля, Отчизна, любимая.

Проверочные работы по теме “Мы – граждане России”

1. Подумай:

  1. Для чего человеку нужны права?
  2. Почему права и обязанности, как хорошие друзья, всегда вместе?

2. Подумай:

  1. Какие права нарушила мачеха в сказке “Золушка”?
  2. Что бы в этом случае мог сделать ребенок в наше время?
  3. Какие права хотел нарушить волк в мультфильме “Ну, погоди!”?

3. Выпишите из списка под цифрой 1 права гражданина России, а под цифрой 2 его обязанности.

Жить, где захочется; честно жить и хорошо трудиться; защищать нашу Родину – Россию; заниматься любимым трудом, за свой труд получать зарплату; отдыхать во время отпуска; учиться в том учебном заведении, в котором захочется.

2-й класс

2 и 3 четверть

Текущий тематический контроль

Проверочные работы по теме “Россия – твоя Родина”

1. Вставь пропущенные слова в текст.

Предками русских людей были ________. Они жили большими объединениями - _________. Во главе каждого из них стоял _________. Важные вопросы жизни решались на общем собрании – ________.

2. Прочитай текст о славянах.

Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище.

К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу.

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую. (Маврикий Стратег о славянах).

Ответьте на вопросы к тексту:

  1. Чем занимались наши предки?
  2. Какие качества характера присущи славянам?
  3. Каковы особенности их жилища?

Самостоятельные работы с текстом по теме “Россия – твоя Родина”.

3. Прочитай текст.

Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!

Опоясан лентой пашен
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..

Кто, силач, возьмёт в охапку
Холм Кремля – богатыря?
Кто собьёт златую шапку
У Ивана – звонаря?

Кто Царь – колокол подымет?
Кто Царь – пушку повернёт?
Шляп, кто, Гордей, не снимет
У святых в Кремле ворот?!

Ты, как мученик, горела
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!

И под пеплом ты лежала,
Полонённою,
И из пепла ты восстала
Неизменною!

Процветай же славой вечной.
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Ф.Н.Глинка

Ответь на вопросы к тексту:

  1. Какому городу России посвящено это стихотворение? Докажи своё предположение.
  2. Какие достопримечательности этого города упоминает автор?
  3. Почему автор называет этот город коренным?
  4. Каково отношение автора к этому городу?

4. Прочитай текст.

…Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: “Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалёкой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!”
Из мёртвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как чёрная лента, вкруг ног обвилась.
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
А.С.Пушкин

Ответь на вопросы к тексту:

  1. Смерть, какого князя описана А.С. Пушкиным?
  2. Какие ещё князья упоминаются в тексте стихотворения?
  3. Какие легенды, связанные с этими князьями известны тебе?

Проверочные работы по теме “Мы - граждане России”

1. Продолжи предложение:

  1. Основной закон государства называется ____________.
  2. Каждому гражданину государство предоставляет ________.
  3. Каждый человек имеет право на свободный ________,
  4. Ребёнок имеет право носить фамилию ___________.
  5. Ребёнок имеет право жить и воспитываться в _________.

2. Подумай:

  1. Какие права нарушил Волк в сказке “Красная шапочка”?
  2. Что бы в этом случае мог сделать ребенок в наше время?
  3. Каким правом пользовался Доктор Айболит, когда лечил зверей?