Окружающий мир, 1-й класс
3 четверть
Текущий тематический контроль
Самостоятельные работы с текстом по теме “Наша страна - Россия”
1. Прочитай текст.
Цвета государственного флага никогда не выбирают просто так. Издревле каждый цвет имеет своё особое значение. Что означают цвета российского флага? Красный цвет означал отвагу, мужество и героизм. Белые и синие цвета были цветами русской православной церкви. Синий цвет – это небо, верность; белый – благородство, совершенство.
Ответь на вопросы к тексту:
- Подумай, почему для нашего флага выбрали именно эти цвета?
- Какими качествами, должен обладать русский человек?
2. Прочитай текст.
Все страны мира имеют свои государственные символы. Отличаются они друг от друга и своим видом, и своим значением.
К государственным символам всех стран надо относиться с уважением, чтить их. Посягательства на герб и флаг во всех странах мира воспринимается как знак неуважения и враждебности к стране, её населению.
Ответь на вопросы к тексту:
- Какими бывают символы государства?
- Почему надо уважать государственные символы других стран?
Проверочные работы по теме “Наша страна – Россия”.
1. Что объединяет слова каждого ряда?
- Герб, флаг, гимн;
- Москва, Ярославль, Саратов;
- Красная площадь, Третьяковская галерея, Большой театр.
2. Укажи пропущенное слово:
…………… – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа большое значение.
3. Продолжи предложение:
1) Россия – любимая наша ………….
2) Славься, страна! Мы ………тобой!
3) От южных морей до полярного края
Раскинулись ………………………..
4. Составь рассказ, используя слова: Родина, города, столица, русская земля, Отчизна, любимая.
Проверочные работы по теме “Мы – граждане России”
1. Подумай:
- Для чего человеку нужны права?
- Почему права и обязанности, как хорошие друзья, всегда вместе?
2. Подумай:
- Какие права нарушила мачеха в сказке “Золушка”?
- Что бы в этом случае мог сделать ребенок в наше время?
- Какие права хотел нарушить волк в мультфильме “Ну, погоди!”?
3. Выпишите из списка под цифрой 1 права гражданина России, а под цифрой 2 его обязанности.
Жить, где захочется; честно жить и хорошо трудиться; защищать нашу Родину – Россию; заниматься любимым трудом, за свой труд получать зарплату; отдыхать во время отпуска; учиться в том учебном заведении, в котором захочется.
2-й класс
2 и 3 четверть
Текущий тематический контроль
Проверочные работы по теме “Россия – твоя Родина”
1. Вставь пропущенные слова в текст.
Предками русских людей были ________. Они жили большими объединениями - _________. Во главе каждого из них стоял _________. Важные вопросы жизни решались на общем собрании – ________.
2. Прочитай текст о славянах.
Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище.
К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково.
Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу.
У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.
Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озёр, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними опасностей. Необходимые для себя вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую. (Маврикий Стратег о славянах).
Ответьте на вопросы к тексту:
- Чем занимались наши предки?
- Какие качества характера присущи славянам?
- Каковы особенности их жилища?
Самостоятельные работы с текстом по теме “Россия – твоя Родина”.
3. Прочитай текст.
Город чудный, город древний,
Ты вместил в свои концы
И посады, и деревни,
И палаты, и дворцы!Опоясан лентой пашен
Весь пестреешь ты в садах:
Сколько храмов, сколько башен
На семи твоих холмах!..Кто, силач, возьмёт в охапку
Холм Кремля – богатыря?
Кто собьёт златую шапку
У Ивана – звонаря?Кто Царь – колокол подымет?
Кто Царь – пушку повернёт?
Шляп, кто, Гордей, не снимет
У святых в Кремле ворот?!Ты, как мученик, горела
Белокаменная!
И река в тебе кипела
Бурнопламенная!И под пеплом ты лежала,
Полонённою,
И из пепла ты восстала
Неизменною!Процветай же славой вечной.
Город храмов и палат!
Град срединный, град сердечный,
Коренной России град!
Ф.Н.Глинка
Ответь на вопросы к тексту:
- Какому городу России посвящено это стихотворение? Докажи своё предположение.
- Какие достопримечательности этого города упоминает автор?
- Почему автор называет этот город коренным?
- Каково отношение автора к этому городу?
4. Прочитай текст.
…Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: “Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалёкой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!”
Из мёртвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как чёрная лента, вкруг ног обвилась.
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
А.С.Пушкин
Ответь на вопросы к тексту:
- Смерть, какого князя описана А.С. Пушкиным?
- Какие ещё князья упоминаются в тексте стихотворения?
- Какие легенды, связанные с этими князьями известны тебе?
Проверочные работы по теме “Мы - граждане России”
1. Продолжи предложение:
- Основной закон государства называется ____________.
- Каждому гражданину государство предоставляет ________.
- Каждый человек имеет право на свободный ________,
- Ребёнок имеет право носить фамилию ___________.
- Ребёнок имеет право жить и воспитываться в _________.
2. Подумай:
- Какие права нарушил Волк в сказке “Красная шапочка”?
- Что бы в этом случае мог сделать ребенок в наше время?
- Каким правом пользовался Доктор Айболит, когда лечил зверей?