Проект олимпиадного движения "АБВГДейка" для будущих первоклассников

Разделы: Начальная школа


Обоснование.

Современный окружающий ребенка мир носит постоянно изменяющийся, динамический характер. Система образования должна способствовать тому, чтобы ребенок получил такие знания, умения и навыки, которые позволили бы ему успешно адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество образовательных программ для детского сада, и учреждения имеют возможность выбрать ту, которая отвечает их требованиям и интересам. В последнее время актуальным является экологическое направление, художественно-эстетическое и интеллектуальное.
Уделяя внимание развитию сенсорных, познавательных, математических и других способностей детей, развитие логического мышления отодвигается на второй план. В арсенале воспитателей, педагогов-психологов не так много методического и практического материала, позволяющего углубленно работать над развитием определенных способностей. Кроме того, последнее время акценты делались на работу с детьми, имеющими трудности в усвоении программы. Дети же, имеющие высокий уровень познавательных способностей, оставались без должного внимания. Разработанный проект позволит устранить этот недостаток.
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах.
Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет, и он достигнет стадии формально-логических операций, когда его мышление приобретет черты, характерные для мыслительных действий взрослых. Начинать развитие логического мышления следует значительно раньше.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По мнению Л.А.Венгера “для пятилетних детей одних внешних свойств вещей явно недостаточно. Они вполне готовы к тому, чтобы постепенно знакомиться не только с внешними, но и с внутренними, скрытыми свойствами и отношениями, лежащими в основе научных знаний о мире… Все это принесет пользу умственному развитию ребенка только в том случае, если обучение будет направлено на развитие умственных способностей, тех способностей в области восприятия, образного мышления, воображения, которые основываются на усвоении образцов внешних свойств вещей и их разновидностей…”
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность “действовать в уме”. Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок будет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.
В данном проекте показано как через специальные игры и упражнения можно сформировать умение детей самостоятельно устанавливать логические отношения в окружающей действительности.

Цели проекта:

  1. Развитие интеллектуального потенциала воспитанников ДОУ.
  2. Создание условий для более раннего развития способностей детей в решении заданий, выходящих за рамки Государственной программы обучения.

Задачи:

  1. Обучать детей основным логическим операциям: анализ, синтез, сравнение, отрицание, классификация, систематизация, обобщение, умозаключения.
  2. Учить детей ориентироваться в пространстве.
  3. Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.
  4. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

Участники проекта:

  1. Воспитанники ДОУ, будущие первоклассники.
  2. Учителя начальных классов МОУ “Гимназия п.Нижний Куранах ”.
  3. Воспитатели подготовительных и старших групп ДОУ № 6 и ДОУ № 7.

Ожидаемый результат: Овладение детьми дошкольного возраста приемами логического мышления.

Перспективные возможности проекта.

Для дошкольников:

  1. Активное участие воспитанников в жизни ДОУ.
  2. Создание благоприятных условий для саморазвития и самосовершенствования, самовоспитания и самообразования.
  3. Признание конвенциональных прав ребёнка: на ошибку, свободу выбора вида деятельности, добровольность участия и др.
  4. Формирование Я-концепции (Я-могу, Я-способен, Я-значу, Я-нужен).
  5. Пополнение портфолио дошколёнка.

Для воспитателей:

  1. Знакомство с курсом “Самосовершенствование личности”(ССЛ).
  2. Пополнение портфолио педагога достижениями детей.
  3. Тесное сотрудничество (со-творчество, со-управление) учителей начальных классов и воспитателей ДОУ п.Нижний Куранах.
  4. 4. Создание сборника олимпиадных заданий.

Для родителей, будущих первоклассников:

  1. Стимулирование активности и самостоятельности детей при выполнении заданий.
  2. Открытость внешней экспертизы знаний своего ребёнка.
  3. Участие в работе независимой экспертной комиссии.
  4. Повышение уровня мотивации на продвижение детей.
  5. Расширение возможности для получения дополнительного образования.

Для ДОУ:

  1. Расширение образовательного пространства.
  2. 100% участие воспитанников ДОУ в олимпиаде “АБВГДЕЙка”.

Содержание проекта.

Олимпиады – одна из общепризнанных форм работы с одаренными детьми. Они организуются во всех районах и городах страны.

В настоящее время в Алданском районе для учащихся начальных классов проводится олимпиада “Золотинка”, в которой принимают участие все желающие дети.

А для дошкольников района организована метапредметная олимпиада, на которую приглашаются по одному воспитаннику от ДОУ.

Поэтому возникает необходимость участия в олимпиадном движении дошкольников и введение его в систему обучения и воспитания одаренных детей.

Совсем не легко давать какие-либо конкретные рекомендации по подготовке к олимпиадам, воспитании олимпийца.

Остановимся на некоторых принципах.

Принцип № 1: ненавязчивость и добровольность.

Личность педагога, его желание и умение заинтересовать является толчком к началу занятий.

Принцип № 2: высокая мотивация обучения.

Желание заниматься напрямую связано мотивацией ребёнка. Обратная связь с родителями дошколёнка играет не последнюю роль. Будущий первоклассник-воспитатель–родитель являются звеньями одной команды.

Принцип № 3: продуманность заданий.

Задания должны быть продуманы, простой набор олимпиадных задач, на наш взгляд, не подходит.

При проведении олимпиады “АБВГДЕЙка” необходимо руководствоваться принципом № 4:

“В олимпиаде есть победители, но нет побежденных”, так как важно и просто участие.

Фактор массовости, очень важный при широком понимании олимпиадного движения, должен занимать главное место при реализации проекта.

В связи с этим, важнейшая задача педагогов — привлечь к участию в олимпиаде “АБВГДЕЙка” возможно большее число дошкольников, давая им возможность самоутвердиться, раскрыть свой потенциал, сформировать положительный момент для самоутверждения.

План мероприятий Реализация проекта
Сентябрь
Разработка проекта
Авторами проекта являются: Журавлёва Н.В., Паламарчук В.Н.
Октябрь Презентация проекта.

Подготовка к проведению 1, 2, 3 туров.

На базе МОУ “Гимназия п. Нижний Куранах” состоится презентация проекта, на которую будут приглашены представители ДОУ № 6 и № 7.

Разработаны олимпиадные задания для 1, 2, 3 туров.

Первая половина ноября

Проведение 1 тура
Вторая половина ноября
Проведение 2 тура

Олимпиады в собственном ДОУ – это первая ступень к дальнейшему участию в конкурсах, интеллектуальных марафонах и олимпиадах более высокого уровня.

Каждому ДОУ переданы задания 1 тура и сертификаты детям.
Ответственные за проведение 1 тура – воспитатели.
Каждому ДОУ переданы задания 2 тура и сертификаты детям.
Ответственные за проведение 2 тура – коллеги из других групп.

Начало декабря

Проведение 3 тура

3тур будет организован на базе гимназии п. Нижний Куранах.

Для быстрой проверки олимпиад часть заданий даны в виде тестов. В проверке работ детей примет участие независимая экспертная комиссия – родители. Параллельно проверке олимпиад для ребят будет организован интеллектуальный марафон.

Содержание проекта на 2010 учебный год:

БИЗНЕС-ПЛАН ПРОЕКТА

Статья расходов Сумма Примечание
1. Участие в 1 туре Распечатка олимпиадных заданий. Выдача сертификата участника. 250 рублей За счет образовательного учреждения, т.е. гимназии (бумага для печати)
2. Участие в 2 туре

Распечатка олимпиадных заданий. Выдача сертификата участника.

250 рублей За счет образовательного учреждения, т.е. гимназии (бумага для печати)
3. Участие в 3 туре. Дипломы каждому участнику. Приобретение призов. 6000 рублей За счет образовательного учреждения, т.е. гимназии, спонсоров.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3