Цели урока:
- Показать союз как часть речи, его роль в предложении.
- Формировать умение отличать союзы от предлогов, определять значения союзов, их роль в предложении.
- Привить интерес к изучению языка.
Оборудование урока: компьютеры, учебники, тетради.
Ход урока
I. Организационный момент.
Создание положительной мотивации к изучению нового материала. Объявление темы урока (слайд 1 и 2, приложение 1)
II. Стадия вызова.
1. Словарная работа: многозначное слово и понятие “союз”:
- Прослушивание сообщения ученицы (ученика) о значении и происхождении слова союз. (приложение 2.)
- Каков этимологический корень слова союз?
- Определите, сколько букв и звуков в слове союз. Почему звуков больше, чем букв?
- Толкование общего лексического значения слова союз.
- Параллели с другими науками, в которых используется данный термин.
- Узкопредметное толкование лексического значения термина союз.
2. Приём “Мозговая атака”. А теперь вспомните всё, что вы уже знаете о союзе как части речи.
Предполагаемые ответы: А) Союзы – служебные слова, которые связывают однородные члены предложения или части сложного предложения (простые предложения в составе сложного). Б) По значению и употреблению союзы делятся на подчинительные и сочинительные. В) По строению бывают простые и составные. Г) Союзы не изменяются. Д) Союзы не являются членами предложения.
III. Стадия осмысления.
– Проверьте себя, открыв последовательно слайды 3, 4, 5. (приложение 2)
– Всё ли вы знаете о союзах? (изучение материалов слайдов).
– Применяя приём инсерта, отметьте для себя знакомое (+), новое (-).
Обсуждение результатов работы. Этап промежуточного обобщения.
– Вспомним предлоги. Что общего между предлогами и союзами? (Предполагаемые ответы: служебные слова; не изменяются; не являются членами предложения; совпадают и группы по строению – простые и составные).
– Чем различаются предлоги и союзы? (Предлоги связывают слова в словосочетаниях и предложениях, союзы – однородные члены предложения, части сложного предложения, предложения в тексте).
– Какие союзы называются простыми, а какие – составными?
– Опираясь на опорный конспект 1 (слайды, с которыми вы уже работали, – 3, 4, 5), заполните таблицу “Группы союзов по строению) (слайд 6, приложение 2).
Учитель сам проверяет результаты работы с таблицей.
Работа с текстом. Карточка 1, задание 2 (приложение 3).
– Прочитайте текст, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы.
– Что соединяет эти союзы?
– Определите тему текста.
– Какова идея текста?
– Тип речи?
– Определите стиль речи?
Карточка 1, задание 2 (приложение 3).
- В предложении замените поочередно союзы И, А, НО.
- Какие смысловые отношения выражают союзы, вставленные вами в текст? (А, И, ИЛИ).
При затруднении – обращение к опорному рисунку (приложение 4), отражающему смысловые отношения, выражаемые союзами А, И, ИЛИ.
IV. Стадия рефлексии (Закрепление).
– Что мы изучили?
– Какие есть у вас вопросы по теме урока?
Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок. Домашнее задание: § 148, карточка 1, задание 3.
Приложение 2. Сообщение “Значение и происхождение слова союз”.
Слово союз очень древнее. Когда-то в нём выделялась приставка со-, имеющая значение “вместе”, и корень –юз– со значением “связь”, близким по значению к словам узы, узел.
Приставка со– в значении “вместе” есть во многих словах русского языка: сотрудник – “тот, кто трудится вместе с кем-то”; соавтор – “тот, кто вместе с кем-то создает произведение” и т.д.
Однако основа слова союз в настоящее время не делится на морфемы: всё слово состоит из одного корня и нулевого окончания.
Приложение 1. Таблица “Простые и составные союзы” (содержание слайда 6 из приложения 1)
Простые союзы | Составные союзы |
И, а, но, словно, что, чтобы, как, когда | Для того чтобы, то…то, потому что, так как, как будто, вследствие того что. |
Приложение 3. Карточка 1.
Задание 1. Прочитайте текст, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы.
Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело шагали… рассказывали разные истории. Солнце спряталось за тучи, … настроение всё равно было бодрое. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные ели… стройные сосны. С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца. Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой. Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником… поэтом.
Задание 2. В предложении замените поочерёдно союзы И, А, НО. Предложения запишите в тетради. Понаблюдайте, какие смысловые отношения между однородными членами устанавливаются при помощи союза.
По пути нам попадались пышные ели … стройные сосны.
Задание 3. Проведите наблюдения в предложении, используя союзы И, А, КОГДА, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО.
Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой.