Урок русского языка в 7-м классе с применением ИКТ и ТРКМ на тему "Союз как часть речи. Отличие союзов от предлогов"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • Показать союз как часть речи, его роль в предложении.
  • Формировать умение отличать союзы от предлогов, определять значения союзов, их роль в предложении.
  • Привить интерес к изучению языка.

Оборудование урока: компьютеры, учебники, тетради.

Ход урока

I. Организационный момент.

Создание положительной мотивации к изучению нового материала. Объявление темы урока (слайд 1 и 2, приложение 1)

II. Стадия вызова.

1. Словарная работа: многозначное слово и понятие “союз”:

  • Прослушивание сообщения ученицы (ученика) о значении и происхождении слова союз. (приложение 2.)
  • Каков этимологический корень слова союз?
  • Определите, сколько букв и звуков в слове союз. Почему звуков больше, чем букв?
  • Толкование общего лексического значения слова союз.
  • Параллели с другими науками, в которых используется данный термин.
  • Узкопредметное толкование лексического значения термина союз.

2. Приём “Мозговая атака”. А теперь вспомните всё, что вы уже знаете о союзе как части речи.

Предполагаемые ответы: А) Союзы – служебные слова, которые связывают однородные члены предложения или части сложного предложения (простые предложения в составе сложного). Б) По значению и употреблению союзы делятся на подчинительные и сочинительные. В) По строению бывают простые и составные. Г) Союзы не изменяются. Д) Союзы не являются членами предложения.

III. Стадия осмысления.

– Проверьте себя, открыв последовательно слайды 3, 4, 5. (приложение 2)

– Всё ли вы знаете о союзах? (изучение материалов слайдов).

– Применяя приём инсерта, отметьте для себя знакомое (+), новое (-).

Обсуждение результатов работы. Этап промежуточного обобщения.

– Вспомним предлоги. Что общего между предлогами и союзами? (Предполагаемые ответы: служебные слова; не изменяются; не являются членами предложения; совпадают и группы по строению – простые и составные).

– Чем различаются предлоги и союзы? (Предлоги связывают слова в словосочетаниях и предложениях, союзы – однородные члены предложения, части сложного предложения, предложения в тексте).

– Какие союзы называются простыми, а какие – составными?

– Опираясь на опорный конспект 1 (слайды, с которыми вы уже работали, – 3, 4, 5), заполните таблицу “Группы союзов по строению) (слайд 6, приложение 2).

Учитель сам проверяет результаты работы с таблицей.

Работа с текстом. Карточка 1, задание 2 (приложение 3).

– Прочитайте текст, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы.

– Что соединяет эти союзы?

– Определите тему текста.

– Какова идея текста?

– Тип речи?

– Определите стиль речи?

Карточка 1, задание 2 (приложение 3).

  • В предложении замените поочередно союзы И, А, НО.
  • Какие смысловые отношения выражают союзы, вставленные вами в текст? (А, И, ИЛИ).

При затруднении – обращение к опорному рисунку (приложение 4), отражающему смысловые отношения, выражаемые союзами А, И, ИЛИ.

IV. Стадия рефлексии (Закрепление).

– Что мы изучили?

– Какие есть у вас вопросы по теме урока?

Подведение итогов урока. Выставление оценок за урок. Домашнее задание: § 148, карточка 1, задание 3.

Приложение 2. Сообщение “Значение и происхождение слова союз”.

Слово союз очень древнее. Когда-то в нём выделялась приставка со-, имеющая значение “вместе”, и корень –юз– со значением “связь”, близким по значению к словам узы, узел.

Приставка со– в значении “вместе” есть во многих словах русского языка: сотрудник – “тот, кто трудится вместе с кем-то”; соавтор – “тот, кто вместе с кем-то создает произведение” и т.д.

Однако основа слова союз в настоящее время не делится на морфемы: всё слово состоит из одного корня и нулевого окончания.

Приложение 1. Таблица “Простые и составные союзы” (содержание слайда 6 из приложения 1)

Простые союзы Составные союзы
И, а, но, словно, что, чтобы, как, когда Для того чтобы, то…то, потому что, так как, как будто, вследствие того что.

Приложение 3. Карточка 1.

Задание 1. Прочитайте текст, заполните пропуски, используя подходящие по смыслу союзы.

Наш класс отправился на лыжную прогулку в лес. Мы весело шагали… рассказывали разные истории. Солнце спряталось за тучи, … настроение всё равно было бодрое. … мы вышли на лесную тропинку, ветер утих. По пути нам попадались пышные ели… стройные сосны. С огромным удовольствием скользили мы по удобной лыжне, с крутого склона мчались с замиранием сердца. Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой. Наблюдая величие зимней природы, можно вообразить себя художником… поэтом.

Задание 2. В предложении замените поочерёдно союзы И, А, НО. Предложения запишите в тетради. Понаблюдайте, какие смысловые отношения между однородными членами устанавливаются при помощи союза.

По пути нам попадались пышные ели … стройные сосны.

Задание 3. Проведите наблюдения в предложении, используя союзы И, А, КОГДА, ЧТОБЫ, ПОТОМУ ЧТО.

Лес загадочно шумел, … мы любовались его таинственной красотой.