Цели урока: (слайд2)
Задачи урока:
- Способствовать развитию мобильности мышления через применение в конкретных ситуациях знаний из различных курсов органической химии.
- Развивать умение участвовать в проблемном диалоге.
- Содействовать развитию познавательного интереса учащихся.
Реактивы:
растворы гидроксида меди (II), гидроксида натрия, глицерин, этиленгликоль, этанол, натрий, (р) соляной кислоты, жевательная резинка “Дирол”.Оборудование:
компьютер, интерактивная доска, модели молекул спиртов, пробирки, колба, презентацияТип урока:
комбинированный.План урока
1 этап – Организационно-мотивационный
Ход урока
1 этап – Организационно-мотивационный (слайд3)
Повторение предыдущей темы:
Устный опрос
-
Какие вещества называются спиртами? (слайд 4,
5)
- Как классифицируют спирты по числу ОН-групп, и по Rad? (слайд 6-8)
- Номенклатура спиртов? (слайд 9, 10)
Работа на местах (слайд 11)
- Написать формулы:
2-метил бутанола
2-метил-2-бутанола
- Осуществить превращение:
На слайде12, показано, как идет образование кратной связи в молекуле одноатомных спиртов.
- Дать название следующим веществам: (слайд 13)
Характерные химические свойства спиртов?
(слайд14)
Демонстрация видеоопыта “Горение одноатомных спиртов” (слайд15,16)
Где используются спирты? (слайды 17-21)
Сообщение учащегося “О вреде алкоголя на организм человека” (слайды 22-31)
2 этап – Мотивация к восприятию нового
материала: (слайд 32)
Учитель:
Оказывается, существуют ещё и другие спирты – многоатомные. Да, действительно, есть спирты, которые имеют две, три, шесть гидроксильных групп. Представители многоатомных спиртов: (слайд 33)Задание 1:
Найдите модели спиртов, молекулы которых содержат две гидроксильные группы (учащиеся находят модель этиленгликоля). Это двухатомные спирты – диолы, гликоли.Трехатомные спирты имеют три гидроксогруппы – триолы, глицерины. Известные спирты и большей атомности, например, ксилит, сорбит:
СН2ОН – СНОН – СНОН – СНОН – СНОН – СН2ОН.
сорбит
ОН – СН2 – (СНОН)3 – СН2 – ОН
ксилит
Учитель демонстрирует рекламный ролик о жевательной резинке “Дирол”.
Задание 2: “Evry time you eat… Каждый раз, когда вы едите…” – эту фразу давно выучили наизусть даже те, кто раньше ни слова не знал по-английски. А следом за ней на экране появляется график изменения рН в полости рта – впечатляющая кривая, призванная убедить нас в необходимости немедленно приобрести жевательную резинку “Дирол без сахара”
Прочитайте “состав” жевательной резинки “Дирол” и скажите, какие многоатомные спирты в нее входят? Какую функцию они выполняют. Попробуйте оценить с позиций химии, насколько справедливы слова стоматолога “Evry time…”, реально ли именно такое изменение рН в полости рта и насколько эффективен “Дирол”.
Учитель: По программе мы изучаем
двух- и трехатомные спирты.
Формулы многоатомных спиртов, как и одноатомных,
можно вывести из формул соответствующих
углеводородов, заменяя в них атомы водорода
гидроксильными группами.
Если, например, в формуле молекулы этана
гидроксильными группами заместить два атома
водорода (у каждого атома углерода по одному), то
получится формула молекулы двухатомного спирта:
СН2ОН – СН2ОН этиленгликоль, по систематической номенклатуре этандиол – 1,2.
В названиях многоатомных спиртов перед суффиксом – ОЛ ставят числительное, указывающее количество гидроксильных групп.
Задание 3: Из формулы молекулы пропана вывести формулу молекулы трехатомного спирта глицерина и дать название по систематической номенклатуре.
Ученик выполняет задание на доске, а учащиеся в тетрадях.
СН3 – СН2 – СН3 ––> СН2 ОН – СНОН – СН2 ОН глицерин или пропантриол – 1, 2, 3.
Вывод
: К названиям предельных углеводородов добавляем суффикс – триол, цифрами указываем положение гидроксильных групп.- Строение и физические свойства многоатомных спиртов (слайд 34-37)
Учитель. П
еред вами пробирка с глицерином. Рассмотрите, что представляет собой это вещество.Лабораторный опыт:
Растворимость глицерина в воде.К 1 мл воды в пробирке прилили равный объем глицерина и взболтали смесь. Затем добавили еще столько же глицерина. Что можно сказать о растворимости его в воде? Опишите свойства, которые вы наблюдаете.
Глицерин – бесцветная, сиропообразная жидкость сладковатого вкуса, хорошо растворимая в воде.
Учитель.
Добавлю, что эти физические свойства присущи и другим многоатомным спиртам, в том числе и этиленгликолю. Надо помнить! Этиленгликоль очень ядовитое вещество!Задание 4:
Сравните физические свойства многоатомных и одноатомных спиртов. На интерактивной доске проецируем эти сведения:Учитель:
Подумайте о причине различия физических свойств одноатомных и многоатомных спиртов?Каковы изменения в относительных молекулярных массах спиртов?
Каковы причины резкого различия температуры кипения?
Ответы учащихся: Изменения в относительной массе одноатомных и многоатомных спиртов незначительные.
Резкие изменения температуры кипения спиртов объясняются числом гидроксильных групп.
Вывод:
Число гидроксильных групп в спирте оказывает влияние на их физические свойства (за счет водородных связей).- Химические свойства многоатомных спиртов
а) сходство с одноатомными спиртами:
Взаимодействие со щелочными металлами. Демонстрация видеоопыта “Взаимодействие с натрием” (слайд 37)
Учитель.
Какие еще химические свойства характерны для одноатомных спиртов?Учащиеся перечисляют свойства: реакция горения, реакция обмена всей гидроксогруппы на галоген (с галогеноводородными кислотами и другие).
Учитель.
Запишите в тетрадях уравнения реакции взаимодействия:- Глицерина с натрием;
- Глицерина с НCl.
Ученики выполняет записи этих уравнений на доске.
Вывод: М
ногоатомные спирты имеют сходные свойства с одноатомными спиртами.б) качественная реакция на многоатомные спирты.
Как вы знаете, в жевательной резинке “Дирол” содержится ксилит – пятиатомный спирт. Давайте убедимся в этом, проделав качественную реакцию на многоатомные спирты.
Лабораторный опыт: Обнаружение многоатомного спирта в жевательной резинке.
(Обсуждение результатов опыта, формулировка вывода о наличии в жевательной резинке многоатомного спирта)
Применение многоатомных спиртов.
Учитель.
Рассмотрим вопрос о применении.Глицерин применяется для получения смазочных материалов, как умягчитель кожи и тканей, в парфюмерной фармацевтической и пищевой промышленности.
Водные растворы этиленгликоля и глицерина замерзают при низких температурах, поэтому их используют в качестве антифризов – жидкостей с низкой температурой замерзания, применяемых для охлаждения двигателей внутреннего сгорания.
Учитель демонстрирует лекарственный препарат – нитроглицерин и задает следующие вопросы:
1. За счет, какого изобретения у Нобеля
образовался приличный капитал? (динамит)
2. Как объяснить следующее четверостишье
Я пью его в мельчайших дозах,
На сахар капаю раствор
А он способен бросить в воздух
Любую из ближайших гор.
3. О каком веществе идет речь?
4. Что является основой данного вещества?
5. Почему вы так решили?
Ученик делает сообщение о нитроглицерине
Производство нитроглицерина разработал русский ученый Николай Николаевич Зинин в 1853 году. Но предложения о строительстве промышленных предприятий по производству снарядов и мин не заинтересовали ни царское правительство, ни артиллерийское ведомство. Только в 1863 году нитроглицерин начали успешно применять для подземных и подводных взрывов. Ученик Зинина – Альфред Нобель – продолжил работы своего учителя и в 1867 году запатентовал способ производства динамита. Будучи членом семьи знаменитых и богатых промышленников он стал организатором и совладельцем многих предприятий по производству взрывчатых веществ в разных странах мира. За год до смерти Нобель сам, без помощи адвокатов, составил завещание. Он считал, что унаследованное богатство плодит бездельников, поэтому друзьям и родственникам завещал немного. “Капитал мои душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принес большую пользу человечеству” Это вещество пробовали применять в военных целях. Однако такая взрывчатка часто взрывалась раньше, чем требовалось: при транспортировке, от сотрясения и удара. Решение проблемы предложил шведский инженер-химик, изобретатель пи промышленник Альфред Нобель, который значительную часть жизни прожил в России. Именно здесь он работал директором завода по производству нитроглицерина. Частые несчастные случаи на заводе побудили Нобеля к поиску методов безопасного обращения с этим веществом. В 1866 году ученый обнаружил, что пропитанная нитроглицерином инфузорная земля (кизельгур – нем.-рыхлая, легкая, пористая) безопасна при хранении и транспортировке, но сохраняет свои взрывчатые свойства. так был изобретен динамит – его разрушительную силу используют при прокладке туннелей, поиске и добыче полезных ископаемых, в строительстве и военном деле.
Но ... нитроглицерин не только убивает … и лечит:
1% раствор сосудорасширяющее средство (кардиологическое средство) не обладает взрывчатами свойствами.
Человечество вспоминает с благодарностью о Нобеле как и об основателе знаменитой премии.
III. Закрепление
С целью контроля знаний учащимся предлагается индивидуальная работа за компьютерами: выполнение упражнений по теме “Спирты”.
Используемое пособие: СD-диск “репетитор по химии” из серии “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия”.
Компьютерная программа позволяет учащимся выставить себе оценки за выполнение работы.
IV. Рефлексия.
Итак, давайте подведем итоги нашего урока.
1. Знания, полученные сегодня на уроке, мне пригодятся в жизни.
2. На уроке меня заинтересовал вопрос о …
3. Мне хотелось бы выяснить следующее …
V. Подведение итогов урока.
Оценивание ответов учеников и работы на уроке, выставление отметок.
VI. Домашнее задание.
§ 8.4, вопросы № 1 – 8 на стр. 176, сообщения о многоатомных спиртах.