Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Весна. Пробуждение весны"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Показать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении (1-я линия развития - уметь объяснять мир).
  2. Научить определять последовательность событий в природе и их связи (1-я линия развития - уметь объяснять мир).
  3. Учить сравнивать состояние неживой природы весной и зимой (1-я линия развития - уметь объяснять мир).
  4. Воспитывать бережное отношение к природе (2-я линия развития - уметь объяснять свое отношение к миру).

Оборудование:

1. Динамичная картина "Зима" (условные обозначения: солнце, тучи, температура, осадки, хвойные и лиственные деревья).

2. План на доске:

- положение солнца;

- продолжительность дня;

- состояние неба;

- температура воздуха;

- осадки;

- водоемы.

3. Презентация к уроку.

4. Карточки с названиями весенних месяцев.

5. Репродукция картины А.К. Саврасова "Грачи прилетели".

6. Набор открыток "Цветы-первоцветы".

7. П.И. Чайковский "Времена года. Март".

Ход урока

1. Организационный момент.

(организация рабочего места)

- Прозвенел уже звонок - начинается урок

Посмотрите на места: все ль у вас в порядке - книжки и тетрадки.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.

- Какой сейчас месяц? (Март.)

- Ребята, сегодня у нас урок окружающего мира и мы продолжаем говорить о изменениях в окружающей нас природе. А как будет звучать тема нашего урока, вы узнаете позже, а возможно и догадаетесь сами.

- Какое время года закончилось? (Зима.)

- Вспомним, какие основные признаки зимы в неживой природе нам знакомы? (Дети отвечают на план-схему на доске)

- Посмотрите на иллюстрацию. Какое время года изображено. Как догадались. Расскажите по плану "Зима в природе" (Дети отвечают опираясь на рисунок зимы и план-схему на доске).

- О какой природе мы говорили? (О неживой)

- Какой месяц закончился? (февраль)

- Ребята, значит, зима уже кончилась? (Ответы детей зависят от географического положения школы. В Норильске еще идет зима.)

- Настоящая зима на севере нашей страны длится более 5 месяцев. Мы с вами так скучаем за теплом, что совсем недавно норильчане даже провожали зиму. Существует праздник проводов зимы. Как он называется? (Масленица.) чем вам заполнилась масленица.

- Существует поверье, что на Масленицу весна с зимой встречается, значит, весна где-то рядом.

Я раскрываю почки
В зелёные листочки,
Деревья одеваю,
Посевы поливаю.
Движения полна.
Зовут меня : (Весна).

Звукозапись Звучит музыка П.И. Чайковского "Времена года. Март".

- Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май. По мере ответов карточки вывешиваются на доску и появляются на слайдах презентации).

- Март назван в честь бога войны Марса, апрель - даровитый, май - в честь богини Майи, которой люди приносили подарки, чтобы она осенью дала богатый урожай.

Работа по репродукции А.К. Саврасова "Грачи прилетели" (учебник, с. 38).

- Посмотрите, как изобразил весну А.К. Саврасов (слайд)

- По каким признакам вы узнали время года? (заслушиваются предположения детей)

3. Постановка проблемы.

- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока? (мы будем говорить о весне)

- Какой главный вопрос нашего урока? Что мы сегодня узнаем на уроке? (Дети высказывают свои предположения, учитель повторяет наиболее правильную и общую формулировку.) (сегодня на уроке мы будем говорить о весне, об изменениях, которые происходят в живой и неживой природе)

4. Совместное открытие новых знаний.

Учитель читает стихотворение, на экране отображаются процессы изменения в природе:

Все ярче, ярче дни за днями.
Уж солнца желтыми кругами
В лесу деревья обвело.

(Солнышко стало больше пригревать; дни стали длиннее - главная причина весенних явлений.)

Ручьи, журча и извиваясь,
И меж собой перекликаясь,
В долину шумную спешат.

(Появились лужи и ручьи - изменения в динамичной картине.)

А там по нивам на просторе
Река раскинулась, как море,
Стального зеркала светлей
И речка к ней на середину
За льдиной выпускает льдину,
Как будто стаю лебедей.

(Начался ледоход на реках, появились проталины; изменения в динамичной картине.)

Открытие новых знаний. Работа с книгой. (стр. 39)

- Посмотрите на первый верхний рисунок. Вся ли земля покрыта снегом. Что появилось на ней? (проталины)

Первые проталины на полях видны
Видно очень теплые ноги у весны.

- Где раньше появились проталины? (Там, где мало снега, там, где солнце сильнее пригревает.)

- А где снег сохраняется дольше? (Под деревьями)

- А кто из вас знает, как называется явление, изображенное на второй иллюстрации? (ледоход)

- Кто объяснит, что это за явление?

- Особенно быстро сходит снег при дружной весне, под теплыми весенними лучами солнца. От таяния снега зависит такое природное явление, как половодье. На реках происходит быстрый подъем воды. Река переполняется водой, выходит из берегов и начинается грозное явление природы - наводнение, которое приносит людям много бед.

- Мы уже рассказали о некоторых изменениях в неживой природе, и сейчас я вас попрошу изменить нашу картину. (Дети выходят к доске и поочередно снимают "пазлы" с зимней иллюстрации, оставляя их у себя)

- Как изменилось положение солнца в нашей картине? (Поднялось, стало выше.)

- Какие другие изменения произошли в природе? (Рассказ по картине и по плану.)

- Чем очень сильно в чем очень яркое отличие весны от зимы? (наличие зелени)

- Посмотрите на иллюстрацию учебника, что изменилось с приходом весны?

- А что помогло по вашему мнению деревьям распустить листочки? (заслушиваются варианты ответов)

5. Опыты с веточками деревьев. (Презентация к уроку)

- Посмотрите на опыт с ветками деревьев. Объясните, почему такие изменения произошли, или с ними ничего не случилось?

1 иллюстрация. Ветки в баночке без воды на подоконнике. (Засохли, потому что нет воды.)

2 иллюстрация. Ветки с водой стояли в холодном месте. (Ничего не произошло, потому что там было холодно.)

3 иллюстрация. Ветки в баночке с водой на подоконнике. (Начали распускаться почки, потому что есть вода, тепло и солнечный свет.)

Вывод. Что нужно, чтобы природа весной ожила? (Главное, чтобы солнце согрело землю, наполнило светом, напоило водой, и тогда природа оживает.)

6. Совместное открытие новых знаний. Учебник, с. 39.

Раскроем секрет волшебницы-Весны.

- Что помогает ей распускать листочки. Зачитайте вывод в красной рамке. (Солнце, выше поднимаясь, сильнее нагревает, растапливая снег, наполняет водой землю.)

7. Самостоятельное применение знаний. Работа в группах.

(работа организовывается по рядам, у детей заранее напечатанные карточки с заданиями)

1-я группа. (Учебник, с. 40.)

- Почему эти растения называют первоцветами?

- Назовите известные вам первоцветы?

2-я группа. (Учебник, с. 40.)

- Какие птицы зимуют вместе с нами, а какие прилетают весной?

- Какие гнезда птицы построили сами, а каким помогли люди? Каким птицам помогли люди?

Физпауза - К нам сегодня на урок тоже пожаловали перелетные птички. Найдите и сосчитайте их... ведь они разлетелись по всему классу. (птицы заранее прикреплены в разных частях класса, дети называют птицу, пользуясь знаниями полученными ранее)

3-я группа. (Учебник, с. 41.)

- Какие приметы весны вы можете назвать?

- Какая примета вам запомнилась, объясните её смысл.

(Анализ работы групп. Заслушивание ответов. Выводы.)

8. Итог урока.

Рабочая тетрадь, задание 4 (тест).

- Что узнали нового?

- Ответили ли на главный вопрос урока?

- Какие явления природы бывают весной? Отметьте каждый ответ специальными значками. (Самостоятельная работа с взаимопроверкой в парах. Проверка по слайдам презентации.)

- По каким признакам люди узнают весну? (Таяние снега, льда, ледоход, первые листочки, проталины, появление цветов-первоцветов, прилет птиц.)

- В чем главная причина этих явлений? (солнце сильнее пригревает).

Домашнее задание: выполнить задания из дополнительного материала стр. учебника.

Расскажите детям о весне:

Март - первый месяц весны, начало весны - весна света. Объяснить детям по каким признакам мы узнаем о весне: солнце светит ярче, увеличивается световой день. Все короче становится ночь - длиннее день. От солнечного тепла снег тает, темнеет, становится рыхлым, появляются проталинки. По утрам и вечерам ещё холодно. Погода в марте переменчивая: то холодно и небо закрыто тучами, то ярко светит солнце. Образуется много сосулек, слышна капель.

Апрель - второй месяц весны, середина весны - весна воды. Дети должны знать признаки апреля: бурно тает снег, бегут ручьи, на реках начинается ледоход, разлив рек, на озёрах треснул лёд, ходить по нему опасно. Ночи ещё холодные, лужи покрываются корочкой льда. Но с приходом весны: набухают почки, прилетели грачи, скворцы, жаворонки; появляются первоцветы и трава. Улетают на север снегири, синицы и свиристели. Из берлоги вылезают медведи, выводят медвежат. Люди строят птицам скворечники.

Май - третий месяц весны, конец весны - весна травы. Кругом растёт трава, первые весенние цветы. Зашевелились ожившие муравьи, вылетают бабочки и пчёлы. На лесных пригорках на солнышке греются ящерицы. Распускаются листочки на деревьях и кустах. Цветут деревья: яблони, черемуха, сирень. Птицы высиживают яйца в гнездах, выводят птенцов. Люди работают в поле, на огороде: копают землю, высаживают семена овощей. В поле сеют пшеницу, рожь.