Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова (программа В.В. Репкина)
Цели урока:
- отнесение способа проверки орфограмм слабых позиций только с орфограммами основы;
- обнаружение слов, связанных отношениями словообразовательной производности
- (родственных или однокоренных слов) и использование их для проверки орфограмм
- слабых позиций в корне;
- развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы, оценивать работу;
- развитие психических качеств учащихся – интеллекта, мышления, памяти, внимания;
- развитие познавательных умений;
- воспитание навыков культурного общения, культуры речи, аккуратности.
Задачи:
- упражняться в проверке орфограмм слабой позиции всеми известными способами;
- упражняться в проверке слов по словарю;
- проверить сформированность умения различать родственные слова;
- проверить умение выбирать правильное проверочное слово;
- организовать взаимодействие «учитель – ученик», «ученик – ученик»;
- развивать способности детей;
- дать детям положительный опыт общения;
- осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями
Тип урока: решение частных учебных задач
Этапы урока:
- Организационный момент (положительный настрой, рефлексия своего настроения)
- Создание «ситуации успеха» (демонстрация детьми ранее полученных знаний)
- Объявление темы урока. Постановка проблемы перед учащимися.
- Актуализация знаний. Фиксация затруднений.
- Учебная деятельность (решение частных учебных задач)
- Итоговая рефлексия
- Домашнее задание
- Итог урока
- Оценивание
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.
– Ребята, откройте тетради и запишите число (на доске записано число: Двадцать восьмое апреля с пропуском орфограмм слабых позиций)
2. Создание «ситуации успеха»
– Кто обратил внимание на запись на доске?
Почему некоторые буквы оказались пропущенными?
По какой причине я их пропустила? (Это
орфограммы слабых позиций. Их написание нужно
проверять. А пропустили их для того, чтобы мы
подумали.)
– А какие буквы вы вставили? Объясните, как вы
смогли проверить орфограммы слабых позиций? (В
слове два-ц-ть вставили букву д и букву а.
Это слово из словаря, его написание нужно
проверять по словарю. В слове в-сьмое
вставили букву о, проверили словом восемь. В
слове –преля вставили букву а,
написание проверяли по словарю.)
– Сколько способов проверки вы предложили?
Какие они?(1 способ: по словарю. 2 способ:
проверяли по сильной позиции)
3. Объявление темы. Постановка проблемы перед учащимися
– Может кто-нибудь уже догадался, над
какой темой мы будем работать сегодня? Какие
задачи мы должны выполнить на уроке? (Мы будем
проверять орфограммы слабых позиций.
Тренироваться подбирать проверочные слова.)
– Совершенно верно. Тема нашего урока
«Проверка орфограмм разыми способами». И перед
нами стоит проблема: выяснить, все ли умеют
проверять орфограммы.
На уроке перед нами стоят три орфографические
задачи: Как найти? Как проверить? Как
написать?
4. Актуализация знаний. Фиксация затруднений
– Раз мы озвучили способы проверки орфограмм слабых позиций, хотелось бы знать: Умеете ли вы различать эти способы?
5. Физминутка
Я называю слова. Если орфограмму в этом слове проверяют по словарю, встают мальчики, а если проверка по сильной позиции – встают девочки. (Слова записаны на карточках с пропуском орфограмм слабых позиций)
Весна, сорока, столы, ворона, мосты, воробей, дворы, река, собака, петух, корова, грачи, мороз.
6. Словарная работа
– Запишите слова, написание которых нужно
проверять по словарю, вставляя орфограммы и
подчёркивая их, ставя ударение.
– В каком слове можно применить оба способа
проверки? (Мороз. Так как орфограмму в конце
слова можно проверить по сильной позиции-морозы)
– Как вы нашли сильную позицию для звука [с]? (Изменили
слово по числу)
– А в какой части слова находится эта
орфограмма? (Орфограмма находится в основе, в
корне слова)
– Что такое корень слова? (Корень – общая
часть родственных слов, которая состоит из одних
и тех же или чередующихся звуков и значение
которой одинаково во всех словах. Эта часть
указывает, от какого слова образованы все
родственные слова)
7. Учебная деятельность
– Тогда попробуйте определить, какие слова являются родственными, а какие лишние и почему?
Работа в группах
укол кукла угол
колоть кукольник уголь
коляска кукушка угольник
(Обсуждение. Проверка)
– На ваш взгляд: какое слово было трудное
для вас, почему? Где вы могли узнать его значение?
Что оно обозначает? («Коляска» – предмет для
катания детей. «Кукольник» – человек, мастер,
который изготавливает куклы. «Угольник» –
инструмент, при помощи которого чертят углы.)
– В паре слов, которые получились в каждой
группе, найдите слово, в котором есть орфограмма
слабой позиции. Каким словом вы её проверите?
– Где находится орфограмма?
– Каким способом проверки вы пользовались? (Подбор
однокоренного слова)
– Мы озвучили несколько способов проверки.
Прежде чем приступим к дальнейшей работе,
отдохнём.
8. Физминутка
– Продолжаем работу.
Попробуйте определить, какой способ проверки
можно использовать, чтобы проверить орфограммы в
этих словах:
л (е, и) сной
м ( е, и ) сной
л ( е, и ) сник
– Докажите, выбрав проверочные слова из предложенных:
Лес, лисы.
Месяц, миска, мясо. Лето, лить, лётчик.
– Почему, докажите. Запишите пару слов:
проверочное и проверяемое.
– Поднимите руку: кто усвоил способы проверки.
– Я предлагаю каждому проверить себя.
9. Итоговая рефлексия
– Возьмите листок, ручку. Найдите в учебнике упражнение 333. Прочитайте текст. Найдите слово с пропуском орфограмм слабой позиции. Подберите проверочное слово устно. На листке впишите только букву.
10. Самостоятельная работа
(Взаимопроверка)
– Какой способ проверки вы использовали? Поднимите руку, кому было трудно. А можно ли было при затруднении посмотреть в словарь?
11. Домашнее задание
– Дома вы выполните упражнение 336. Нужно записать текст, указать цифрой способ проверки орфограммы, вставить букву, подчеркнуть орфограмму. Можно проверить орфограмму устно, а если вы боитесь забыть проверочное слово, можете записать его в скобках.
11. Итог урока
– Подведите итог урока, закончив предложения:
- Я сегодня научился…
- Я узнал о …
- Мне понравилось…
- Я открыл для себя…
- Оказывается…
- Лидером на уроке был…
12. Оценивание
– Оцените свою работу по шкале
самооценки. Также оцените по шкале правильность
и аккуратность работы в тетради.
– Мне понравилось, как вы работали сегодня на
уроке. Всем большое спасибо. Я буду с нетерпением
ждать следующего урока русского языка.
(Этапы урока, основные термины, понятия можно представить в виде слайдовой презентации)