Урок русского языка во 2-м классе "Проверка орфограмм в корне разными способами. Проверка орфограмм по словарю"

Разделы: Начальная школа


Система Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова  (программа В.В. Репкина)

Цели урока:

  • отнесение способа проверки орфограмм слабых позиций только с орфограммами основы;
  • обнаружение слов, связанных отношениями словообразовательной производности
  • (родственных или однокоренных слов) и использование их для проверки орфограмм
    • слабых позиций в корне;
  • развитие умения сравнивать, наблюдать, делать выводы, оценивать работу;
  • развитие психических качеств учащихся – интеллекта, мышления, памяти, внимания;
  • развитие познавательных умений;
  • воспитание навыков культурного общения, культуры речи, аккуратности.

Задачи:

  • упражняться в проверке орфограмм слабой позиции всеми известными способами;
  • упражняться в проверке слов по словарю;
  • проверить сформированность умения различать родственные слова;
  • проверить умение выбирать правильное проверочное слово;
  • организовать взаимодействие «учитель – ученик», «ученик – ученик»;
  • развивать способности детей;
  • дать детям положительный опыт общения;
  • осуществлять профилактику утомления учащихся через выбор разнообразных форм работы, эмоциональное удовлетворение детей своими знаниями и умениями

Тип урока: решение частных учебных задач

Этапы урока:

  • Организационный момент (положительный настрой, рефлексия своего настроения)
  • Создание «ситуации успеха» (демонстрация детьми ранее полученных знаний)
  • Объявление темы урока. Постановка проблемы перед учащимися.
  • Актуализация знаний. Фиксация затруднений.
  • Учебная деятельность (решение частных учебных задач)
  • Итоговая рефлексия
  • Домашнее задание
  • Итог урока
  • Оценивание

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Мы за парты тихо сели
И на доску посмотрели.

– Ребята, откройте тетради и запишите число (на доске записано число: Двадцать восьмое апреля с пропуском орфограмм слабых позиций)

2. Создание «ситуации успеха»

– Кто обратил внимание на запись на доске? Почему некоторые буквы оказались пропущенными? По какой причине я их пропустила? (Это орфограммы слабых позиций. Их написание нужно проверять. А пропустили их для того, чтобы мы подумали.)
– А какие буквы вы вставили? Объясните, как вы смогли проверить орфограммы слабых позиций? (В слове два-ц-ть вставили букву д и букву а. Это слово из словаря, его написание нужно проверять по словарю. В слове в-сьмое вставили букву о, проверили словом восемь. В слове –преля вставили букву а, написание проверяли по словарю.)
Сколько способов проверки вы предложили? Какие они?(1 способ: по словарю. 2 способ: проверяли по сильной позиции)

3. Объявление темы. Постановка проблемы перед учащимися

Может кто-нибудь уже догадался, над какой темой мы будем работать сегодня? Какие задачи мы должны выполнить на уроке? (Мы будем проверять орфограммы слабых позиций. Тренироваться подбирать проверочные слова.)
Совершенно верно. Тема нашего урока «Проверка орфограмм разыми способами». И перед нами стоит проблема: выяснить, все ли умеют проверять орфограммы.
На уроке перед нами стоят три орфографические задачи: Как найти? Как проверить? Как написать?

4. Актуализация знаний. Фиксация затруднений

– Раз мы озвучили способы проверки орфограмм  слабых позиций, хотелось бы знать: Умеете ли вы различать эти способы?

5. Физминутка

Я называю слова. Если орфограмму в этом слове проверяют по словарю, встают мальчики, а если проверка по сильной позиции – встают девочки. (Слова записаны на карточках с пропуском орфограмм слабых позиций)

Весна, сорока, столы, ворона, мосты, воробей, дворы, река, собака, петух, корова, грачи, мороз.

6. Словарная работа

– Запишите  слова, написание которых нужно проверять по словарю, вставляя орфограммы и подчёркивая их, ставя ударение.
– В каком слове можно применить оба способа проверки? (Мороз. Так как орфограмму в конце слова можно проверить по сильной позиции-морозы)
– Как вы нашли сильную позицию для звука [с]? (Изменили слово по числу)
– А в какой   части слова находится эта орфограмма? (Орфограмма находится в основе, в корне слова)
Что такое корень слова? (Корень – общая часть родственных слов, которая состоит из одних и тех же или чередующихся звуков и значение которой одинаково во всех словах. Эта часть указывает,  от какого слова образованы все родственные слова)

7. Учебная деятельность

– Тогда попробуйте определить, какие слова являются родственными, а какие лишние и почему?

Работа в группах

укол                       кукла                                       угол
колоть                    кукольник                              уголь
коляска                  кукушка                                  угольник

(Обсуждение. Проверка)

На ваш взгляд: какое слово было трудное для вас, почему? Где вы могли узнать его значение? Что оно обозначает? («Коляска» – предмет для катания детей. «Кукольник» – человек, мастер, который изготавливает куклы. «Угольник» – инструмент, при помощи которого чертят углы.)
В паре слов, которые получились в каждой группе, найдите слово, в котором есть орфограмма слабой позиции. Каким словом вы её проверите?
Где находится орфограмма?
Каким способом проверки вы пользовались? (Подбор однокоренного слова)
– Мы озвучили несколько способов проверки. Прежде чем приступим к дальнейшей работе, отдохнём.

8. Физминутка

– Продолжаем работу.
Попробуйте определить, какой способ проверки можно использовать, чтобы проверить орфограммы в этих словах:

л (е, и) сной
м ( е, и ) сной
л ( е, и ) сник

– Докажите, выбрав проверочные слова из предложенных:

Лес, лисы.
Месяц, миска, мясо.              Лето, лить, лётчик.

– Почему, докажите. Запишите пару слов: проверочное и проверяемое.
– Поднимите руку: кто усвоил способы проверки.
– Я предлагаю каждому проверить себя.

9. Итоговая рефлексия

– Возьмите листок, ручку. Найдите в учебнике упражнение 333. Прочитайте текст. Найдите слово с пропуском орфограмм слабой позиции. Подберите проверочное слово устно. На листке впишите только букву.

10. Самостоятельная работа

(Взаимопроверка)

Какой способ проверки вы использовали? Поднимите руку, кому было трудно. А можно ли было при затруднении посмотреть в словарь?

11. Домашнее задание

Дома вы выполните упражнение 336. Нужно записать текст, указать цифрой способ проверки орфограммы, вставить букву, подчеркнуть орфограмму. Можно проверить орфограмму устно, а если вы боитесь забыть проверочное слово, можете записать его в скобках.

11. Итог урока

– Подведите итог урока, закончив предложения:

  • Я сегодня научился…
  • Я узнал о …
  • Мне понравилось…
  • Я открыл для себя…
  • Оказывается…
  • Лидером на уроке был…

12. Оценивание

Оцените свою работу по шкале самооценки. Также оцените по шкале правильность и аккуратность работы в тетради.
– Мне понравилось, как вы работали сегодня на уроке. Всем большое спасибо. Я буду с нетерпением ждать следующего урока русского языка.

(Этапы урока, основные термины, понятия можно представить в виде слайдовой презентации)