В статье рассмотрен один из видов контроля усвоенности изученного материала, своеобразного вида тестов, по результатам которых обучаемый имеет возможность ликвидировать пробелы в освоении изученного.
В современном мире человек востребован как личность, способная производить новые знания на основе переработки информации, полученной из различных источников, на основе её осмысления и интерпретирования в том или ином ключе, в зависимости от необходимости решения поставленной задачи, а также способной адаптироваться и самореализовываться в постоянно меняющихся условиях. Всё это возможно только, если человек будет обучен системой образования. Кризис образования современности заставляет учёных-педагогов и простых учителей искать пути успешного воспитания и обучения подрастающего поколения. С приходом в мир и, наконец, в школу информационных технологий задачи по поиску путей успешного обучения с одной стороны – стали проще (техника ускоряет поиски решений), а с другой стороны – усложнились, так как необходимо соблюдать последовательность путей познания, которые являются неколебимыми константами в деле получения знаний. Обобщая различные точки зрения, можно отметить, что для создания современной совершенной дидактической системы образования отечественные исследователь применяют комплексный метод.“Только та дидактическая система будет пригодной для решения этой задачи, глобальной образовательной задачи всестороннего и гармонического развития личности, которая опирается на всю совокупность нынешних знаний о механизмах обучения, цели и мотивы познавательной деятельности. Такую систему мы могли бы назвать идеальной”[4].
При поиске путей решения подобной системы обучения необходимо учитывать следующее:
а) стимул для начального этапа обучения,
б) восринятие продуктов обучения,
в) осознание продуктов обучения,
г) закрепление продуктов обучения,
д) применение сформированных продуктов обучения,
е) анализ (контроль) глубины усвоенности сформированных продуктов обучения.
В результате последовательного выполнения звеньев дидактического процесса получается результат обучения.
Создание специальных учебных ситуаций на уроках является особой заботой учителя. Благодаря подобному творческому подходу к своей деятельности, то есть созданию условий, усиливающих положительный эффект для обученности в виде усвоения посильного для подрастающего поколения учебного материала, процесс обучения становиться более совершенным.
Исследования показывают, что современные учащиеся сравнительно легко адаптируются к новой ситуации, если понимают её положительную сторону, ведущую к более быстрому и лёгкому для них усвоению знаний.
Если считать, что мы применяем понятие “ выигрышной стратегии, то есть правила, определяющего, какой ход должен сделать игрок (учащийся) в каждой возможной игровой (в выборе ответа на поставленный вопрос) ситуации для того, чтобы достичь победы, вне зависимости от того, какую стратегию изберёт соперник (задание с ответом, составленное для определения усвоенности полученных знаний). Собственно понятие истины здесь является вспомогательным , поскольку при нём определяется значение квантифицированных предложений путём определения их условий истинности (“значение как употребление”), где условия истинности в определённо смысле даны заранее”. [8]
В нашем случае условие истинности — это верный ответ из предложенных, а выигрышная стратегия — выбор обучаемым верного ответа. М. Г. Ермолаева подчёркивает, что не столько констатация истины составляет главный интерес в современном обучении, а её поиск. Право на ошибку и сама ошибка рассматривается как начало поиска. “...Необычайно интересна мысль Артёма Соловейчика: “Человек учится на своих успехах, а не на ошибках. Успех — это радость, прилив сил, веры в себя. Особенно ребёнку надо создавать ситуации, в которых он ощутит свой успех. Не поблажками, конечно...”[1].
Развитие интеллектуальных и познавательных способностей обучаемых всегда считалось основной дидактической целью школьного процесса.
Освоение социокультурного опыта предшествующих поколений и формирование умений самостоятельной работы с информацией необходимо для достижения указанной цели.
По итогам многолетних исследований в 20 странах мира каждое следуюшее поколение умнее предыдущего от 5-25 единиц коэффициента интеллекта. Конечно, это происходит не без участия системы образования с её постоянным совершенствованием.
Одним из эффективных подходов к совершенствования процесса обучения является ЛИТО (логико-информационная теория обучения). Она раскрывает содержание общеметодологических принципов (алгоритмов) организации учебного процесса в целом и самостоятельной работы обучаемых в частности. В статье “Методический лимузин для учителя” № 9 газеты “Первое сентября” Борис Иванович Фёдоров напоминает, что “обычно отметка характеризует степень памяти. Но ведь информация – это только условие для развития умственных способностей. При знакомстве с информацией ещё нет никакого развивающего обучения... среди выпускников школ...мальчиков...менее 10%.Это свидетельствует о том, что школа действительно занимается информированием, а не обучением: ...память девочек лет до семнадцати превышает память мальчиков в 5-6, а иногда в 7 раз...медалисты.., естественно, девочки.. А кто потом делает науку? Естественно, мальчики. Троечники, то есть. С ними больше возились учителя потому, что мальчики не удовлетворялись лишь описательной, информационной функцией обучения, а искали ответы на вопросы: “Почему это так?”, “Почему это не может быть иначе?” ”.
“Если при разумном использовании современных информационных технологий в образовательном процессе выстраивать учебный диалог таким
образом, чтобы в нём равномерно и поступательно реализовывалась описательная, объяснительная и прогностические функции, то можно надеяться, что прежнее обучение из преимущественно информирующего станет по-настоящему обучением интеллектуально-развивающим!” [6].
Теория учитывает элементарные логические принципы и операции при использовании познавательного потенциала информации (содержания учебных дисциплин) для более эффективного обучения.
Теория ЛИТО имеет три критерия соответствия средств обучения: оптимальности (ничего лишнего для достижении цели урока, конечно, по принципу от простого к сложного и от общего к частному),продуктивности ( за наименьшее количество времени адекватно использовать средства обучения для достижения цели урока), объективности (нельзя субъективно изменить средство обучения без ущерба для успешного решения задачи обучения).
Язык является главным инструментом и основным средством освоения содержания образования и представления его в виде знаний (информации) и выраженных с помощью устной и письменной речи.
Прошлые знания, учебный диалог, учебные задания и система контроля в контексте логико-информационного подходак образованию считаются в ЛИТО основными средствами обучения в школе.
Знания предыдущих лет, представленные преимущественно в языковой манере являются основанием для формирования и развития описательной, объяснительной и прогностической познавательной способности обучаемого. С .С. Татарченкова утверждает, что “индивидуальная работа может быть индивидуальной для любого ученика, не только для сильных или слабых”[5].
Знания, полученные при самостоятельной деятельности применяются более продуктивно. Для этой цели применяются и и компьютерные мультимедийные технологии как при обучении, так и в системе контроля, который может быть переложен на плечи самих учеников, что позволяет снять неудовольствие и дискомфорт при получении оценки, не удовлетворяющей обучаемого. ЛИТО предлагает выход из, казалось бы безвыходной ситуации: психологическое обеспечение педагогической технологии учитывает возможность и даёт шанс (иногда и не один) для повторного изучения и проверки полученных знаний на любую желаемую оценку, заслуженную объективно.
Для этой цели задания для контроля знаний должны быть проградуированы по степени сложности в зависимости от наличия знаний у обучаемого, и он, сам, выбирает эту градацию: на “5”, “4” или “3”. В каждом случае( при получении неверного выбора ответа и желания получить более высокую оценку) ему предлагается набор из непонятого материала для повторения, чтобы повторить попытку контроля знаний. Если это компьютерное оценивание, то программа выдает результат, а, если это человеческий фактор, то учитель говорит о правильности ответа.
И вот при контролировании полученных знаний предлагаются задания с выбором ответа. Обучаемый должен предложить свою стратегию: применить усвоенные знания для нахождения истинного ответа. “ Среди компонентов структуры контрольно-оценочной деятельности педагога наибольшую важность представляет выделение понятийных индикаторов, определяющих содержание контроля и предмет оценивания. В повседневном учебном процессе реализуется контроль за усвоением знаний, который направлен на выявление и оценку результатов приобретения новых знаний учащимися, включая анализ этого процесса” [2].
И.А. Зимняя считает, что “содержание контроля, предназначенное для оценки результатов учебного процесса, связано с трактовкой обученности, которую психологи рассматривают в контексте зависимости и от обучаемости и совокупности свойств интеллекта” [3].
А.В. Блинов согласен с тем, что “при оценке обученности ставятся в центр внимания уровни освоения содержания обучения...” [8].
ЛИТО предлагает в качестве проверки усвоения учебных знаний задания регистрирующие и контролирующие на знания, понимание и интеллектуальные умения. Пример: в теме “Четырёхугольники” одним из регистрирующих заданий на понимание может быть подобный: предложен четырехугольник, его вид назвать, описать основные свойства и назвать признаки. На понимание более высокого уровня могут быть такие: вид трапеций по наличию равных сторон, по наличию прямого угла, виды неравнобоких трапеций и т.п. На понимание самого высокого уровня: виды параллелограммов по наличию равных сторон, углов, и т.п.
Другой вид заданий контролирующие. На знание : Верно ли, что любой прямоугольник является параллелограммом? Дайте однозначный ответ: да или нет. На знание более высокого уровня: Закончите фразу, чтобы получилось верное высказывание: Любой прямоугольник является... Выберите № ответа, чтобы получилось верное высказывание: 1)ромбом, 2) квадратом, 3) параллелограммом.
При ответах на вопросы обучаемый должен рассмотреть варианты ответов в соответствии с усвоенностью знаний по теме, например: любой прямоугольник — это параллелограмм по определению параллелограмма , но, если обучаемый не знает определение прямоугольника, но знает свойство прямоугольника и квадрата, когда у прямоугольника и квадрата равны диагонали, то он может решить, что любой прямоугольник — это квадрат, но возможен и третий ответ, когда обучаемый перепутает определение прямоугольника и квадрата, то есть не представляет себе даже внешний вид прямоугольника, но вид квадрата он знает и т.п. При выборе № 2 учащийся получает рекомендации повторить свойства и признаки прямоугольника, при выборе ответа № 3 рекомендуется повторить определение, свойства и признаки ещё и параллелограмма и в то же время, ему сообщается верный ответ, так что учащийся получает знания, хотя и минимальные, но всё же необходимые знания по контролируемой теме.
Большая работа для достижения положительных результатов ложиться на плечи исполнителей заданий — учителей, (или других людей — создателей заданий с выбором ответа), которые и должны создать все необходимые предпосылки, а точнее, материалы в виде текстов или мультимедийного сопровождения изучения нового учебного материала, учебного диалога, формы заданий для закрепления и контроля, применяя критерии ЛИТО: оптимальность, продуктивность, объективность.
Новизна применения подобных тестовых заданий носит относительный характер. Говорят, что новое — хорошо забытое старое, а в настоящее время, во времена ЕГЭ, оно становится как никогда актуальным.
Как и всякое новое, данная теория не является панацеей от всех бед, но она может помочь в трудном процессе обучения подрастающего поколения. Нелёгкий труд учителя может приобрести новый смысл, так как дает возможность быть тьютором, в не источником знаний, а, значит, может возрасти КПД самообразовании обучаемых на уроках, что получается не без участия учителя в качестве тьютора, а также снимается часть напряжения при оценивании результатов обучения обучаемых, так как учащийся сам оценивает свои знания, хотя критерии оценивания заложены учителем.
Ещё одним положительным аспектом, хотя не все учителя с этой позицией согласятся, так как она вносит дополнительную работу в жизнь учителя, в какой-то мере адаптировавшегося к требованиям сегодняшней школы, является то, что учитель действительно становится учителем (обучающим), так как ему не просто приходиться “давать материал по учебнику” или дополнительной литературе, например: поурочным планам, а самому перерабатывать в соответствии с требованиями ЛИТО существующее знание в форму, удобную для передачи учащимся, что снимает и напряжение в работе учителей, когда они не довольны предложенным в учебнике материалом, иногда даже не имеющим грамотное и научное изложение.
Таким образом, действительно буквально, обучение ученика в его руках, где ему поможет и создание учебных ситуаций с помощью теоретико-игровых семантик в виде заданий с выбором ответа.
Теория ЛИТО, разработанная доктором философских наук, профессором Борисом Ивановичем Фёдоровым в книге “Алгоритмы обучения” [6] , и получившая полное рассмотрение в его труде “Курс повышения квалификации учителей “ Логико – информацинные технологии обучения ЛИТО”.[7] может служить новым основанием для организации самостоятельной работы учащихся и учебного процесса в целом в образовательном пространстве ХХI века, и играет свою положительную роль, исполняя контроль усвоенных знаний учащихся.
Литература
- Ермолаева М. Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности: Учебно-методическое пособие. – Спб.:КАРО, 2008. – 160 с. – (Серия “Уроки для педагогов”).
- Звонников В. И. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений /В.И.Звонников,М. Б.Челышкова. – 2-е изд.– М.:Издательский центр “Академия”,2008. – 224 с.
- Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр.и перераб. – М.: Издательская корпорация”Логос”,1999.-384с
- Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учеб.для студ. высш. учеб. заведений, обучющихся по пед.спец.: в 2 кн. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС.2005. – Кн.1.Общие основы. Процесс обучения.-574с.:ил.-(Учебник для вузов).
- Татарченкова С. С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие. – Спб: КАРО. 2008. – 448с.
- Федоров Б.И.Алгоритмы обучения. – Спб., Из-во “Просвещение”, 2004, 182 с.
- Фёдоров Б.И.Курс повышения квалификации учителей “Логико-информационные технологии обучения” ЛИТО. СпбАППО., 2010. 200с.
- Аналитичекая философия. Блинов А.К., Ладов В.А./Учебное пособие под Из-воред.М.В.Лебедева. – М.: Из-во РУДН. 2006. – 716 с.