Цели:
- Продолжить знакомство детей с животными тундры.
- Развивать у детей чувство уважения к культуре своего народа.
- Воспитывать любовь и бережное отношение к животным
- Формировать чувство ответственности за ее сохранение и развитие.
- Формировать экологическую культуру.
Оформление:
- Рисунки детей
- Макет чума
- Поделки
- Выставка книг
- Предварительная подготовка:
- Изготовление эмблемы.
- Разучивание песен и стихотворений.
- Рисование картин с изображением птиц.
- Изготовление карточек, кроссвордов.
- Изготовление детской оленьей упряжки.
- Палка.
Ведущий: Дорогие друзья! Начинаем развлекательно-увлекательную, познавательно-спортивную игру "Зов тундры"
Ведущий: Я вызываю сюда команду хищников. Капитан команды хищник хитрый, ловкий волк.
Поприветствуем!
Команда соперников - команда травоядных. Ее возглавляет мудрый и гордый олень.
Приветствуем.
А теперь познакомимся с жюри.
Отправляясь в путешествие по тундре, послушаем песню о нашем крае.
Звучит песня "Оленёнок"
Ведущий: первый конкурс "Приветствие команд"
1 команда "Волки"
Хищные повадки возьмем мы с собой
Дальнюю дорогу пройдем мы гурьбой
Цель нашей встречи - победу возьмем!
2 команда "Олени"
Мы оленьи знаем тропы
И назад не повернем!
За врагов вас не считаем
Но копытами побьем!
Приветствие жюри.
Команда "Волки"
Очи черные, очи жгучие
О жюри, жюри, о могучее!
Пожалейте нас, в этот трудный час.
Выступаем мы только в первый раз!
Команда "Олени"
Мы справедливых ждем решений
Единства взглядов, мыслей, мнений,
Вглядитесь зорче в лица наши,
Мы всех милей, умней и краше!
Оценка жюри. Победившая команда получает кость или веточку
Ведущий: Роман Ругин говорил:
"Народная мудрость, как волна обская
Которую не вычерпаешь вечно
Народа мысли - достигают неба,
За вожжи солнце тянутся схватить"
Ведущий: Внимание! Объявляется второй конкурс.
Каждой команде загадываются по очереди загадки.
- Под водой зубастая собака. (Щука)
- Когда плавает-прекрасен. Когда шипит - опасен. (Гусь)
- Летом серая, зимой - белая. (Куропатка)
- Летом меховые, зимой-берестяные. (Рога)
- Голова костяная, туловище деревянное, хвост железный. (Хорей)
- В чум входящего бьет, на улицу уходящего бьет. (Дверь чума)
- Лежит у порога меховое кольцо- чужого в чум не пускает (Собака)
- Ты же вспомни дом из шкур и скажи, дружище, как назвали пастухи, скромное жилище? (Чум)
Ведущий: Итак, продолжаем захватывающий поединок между хищниками и травоядными. Те, кто живет на севере, хорошо знают животных и птиц нашего края. Сейчас мы проверим, как это знают наши участники.
Третий конкурс "Узнай животных и птиц"
Капитаны получают по 10 карточек с названием животных и птиц, из которых нужно выбрать только те, которые обитают в тундре.
Команда, выполнившая раньше задание, получает кость или веточку.
Ведущий: В тундре коварные охотники расставляют капканы. Кто же попадется в них - волки или олени?
Четвёртый конкурс "Капканы"
Играющие, стоя в парах лицом друг к другу, образуют ряд. Сомкнутые руки подняты вверх. Это и есть капканы. Они открыты, пока играет мелодия. Соперники проходят сквозь ряд.
Когда музыка смолкает, то капканы закрываются, т.е. дети опускают руки и задерживают тех, кто оказывается между ними. Игра для каждой команды проходит 3 раза. Побеждает та команда, у которой меньше задержанных.
Ведущий: Вы знаете, что профессия рыбака не только трудная, но и опасная.
Проверим мастерство наших команд на рыбалке.
Пятый конкурс "На рыбалке"
Игрокам каждой команды нужно переступить с одной льдины (картона) на другую, огибая опасность (кегли).
Рекламная пауза. Показ ненецкой одежды.
Ведущий: А теперь послушайте экологическую сказку лесотундры: "Деревца подружки".
Жили-были в тундре карликовые деревца-подружки. Дружба их была крепкой - крепкой. Берегли деревца друг дружку, потому что непросто расти в суровом климате тундры. Жили они, не тужили - радовались не долгому полярному солнышку, прятались от ветра и мороза в зимнюю пору. Слава о такой верной дружбе разнеслась повсюду. И дошла до злой волшебницы Ойоки. От досады лишилась она сна и аппетита и решила погубить эту дружбу. Задумала колдунья своим зельем напоить деревца. А называлось оно настоем для хвастовства. Испили деревца - подружки его и сразу расхвастались, перебивая друг друга. Давайте послушаем их спор и отгадаем, как называется каждое дерево.
Объявляется шестой конкурс "Угадай название дерева".
Лучше меня нет среди деревьев. Посмотрите, какие у меня красивые мягкие хвоинки. Не то, что у ели. Растут они пучками по 20-60 хвоинок. И для людей я ценная, так как моя древесина в воде не гниет. (Лиственница.)
Хоть я и карликовая, но польза от меня большая. Да и по красоте никому не уступлю. Мои листочки сверху гладкие, а снизу пушистые. А весной у меня прекрасные пушистые сережки, лучше, чем у березы. Я лечу людей от разных болезней. (Ива.)
Ведущий: Я опять обращаюсь к поэзии Романа Ругина. Он говорил:
"Коль слаба твоя одежда -
сам на себя тогда пеняй.
Как недозревшая морошка,
Замерзнешь в камень, так и знай!".
Ведущий:
- Назовите верхнюю зимнюю одежду мужчины. (Малица.)
- Какую одежду носят зимой женщины? (Ягушку.)
Ведущий:
Ненецкие орнаменты красивы
В них все предметы Родины моей.
Ты больше не найдешь во всей России
Таких цветов и сказочных зверей.
М. Шульга.
Объявляется седьмой конкурс: "Укрась одежду орнаментом"
Ведущий: Итак, перед вами ягушка (выкройка из бумаги). Вы должны из выбранного вами орнамента украсить ее.
Ведущий.
В ночь беззвездную до чума
Кто разыщет путь по ветру.
Если в тундре бездорожье?
Конечно же, олень.
Ведущий: Мы подошли к восьмому конкурсу.
Ведущий: Сейчас на ваших глазах оленья упряжка повезет своего хозяина по бездорожью к чуму. Ребята будут соревноваться парами. Хозяин запрягает своего оленя, затем бегут к финишу и обратно. Первая пара передает эстафету второй.
Ведущий: Ненецкие дети очень любят игру, которая называется "Перетяни палку". Двое детей садятся друг против друга, соединив ступни ног, затем берутся руками за палку. Задача: перетянуть соперника на свою сторону.
Слово жюри. Награждение.
Литература.
- Северные родники / автор-составитель Л.В. Федорова Тюмень: Из-во Институт проблем освоения Севера СО РАН, 2001
- Ямальский калейдоскоп / Учебное пособие по литературному краеведению 2 класс / автор - составитель Л.В. Федорова. Тюмень: Издательство ИПОС РАН, 2003