Цели урока:
- В игровой форме обобщить и закрепить знания учащихся по изученному разделу Истории Древнего Мира: Древний Восток.
- Прививать интерес к изучению истории древности.
На доске эпиграф: “История: ... расширяет пределы нашего собственного бытия; творческою силою мы живём с людьми всех времён, видим и слышим их, любим и ненавидим; ещё не думая о пользе, уже наслаждаемся созерцанием многообразных случаев и характеров, которые занимают ум или питают чувствительность.”
Н.М.Карамзин
Ход урока
Организационный момент:
Учитель знакомит учащихся с темой и целями игры, объясняет правила и систему оценивания. Представляет жюри и команды.
Игра состоит из раундов:
1. Разминка: "Найди правильный ответ".
2. "Спешите видеть!".
3 . "Кроссворд".
4. "Кому принадлежат слова?"
5 . "Сосчитай".
- "Вперёд, капитан!".
- "Гонка за лидером".
Раунд первый
Разминка: 'Найди правильный ответ"
(1 балл за правильный ответ).
Вопросы командам задаются поочерёдно.
- Тутанхамон был царём – Ассирии, Египта или Индии?
- Знаменитые "Ворота ИШТАР" были сооружены архитекторами китайского народа, египтянами или в Древнем Вавилоне?
- “ Блуждающей рекой” называли в древности – Нил, Ганг или Хуанхе?
- Шелковичных червей для производства шёлковых тканей и нитей разводили – в Междуречье, Китае или Египте?
- Родиной шахматных игр были – Персидское царство, Древний Вавилон или Индия?
- Знаменитая Нефертити была царицей – Вавилона, Китая или Египта?
- Кастовый строй в древности сложился – в Междуречье, Египте или Индии?
- Система шадуфов для подъёма воды при поливе посевов была создана Вавилоне, Индии или Египте?
- На чём писали в Древней Индии – на папирусах, на глиняных дощечках или на пальмовых листьях?
- Бумага была изобретена в – Китае, Египте или Двуречье?
- Сахарный тростник умели выращивать в Египте, Индии или Персии?
- Первый алфавит был создан в – Китае, Ассирии или Финикии?
Раунд второй
"Спешите видеть"
(5 баллов).
Ведущий показывает командам иллюстрации (5-7 секунд).
Вопрос: Назовите это знаменитое сооружение. В какой стране возводилось? Для чего предназначалось?
(Можно использовать учебные картины: “Египетские пирамиды”, “Великиая китайская стена”, предварительно закрыв название, или на выбор учителя).
Ответы:
1. Египетские пирамиды. Египет. Это гробницы фараонов.
2. Великая китайская стена. Китай. Защита от набегов гуннов с севера, чтобы обезопасить торговые пути.
Раунд третий
"Кроссворд"
(3 мин. 10 баллов,10 слов).
1-я команда: кроссворд "В Древнем Египте".
2-я команда: кроссворд "На берегах Тигра и Евфрата".
(Рабочая тетрадь по истории Древнего мира, стр. 37, 47)
Раунд четвёртый
"Кому принадлежат слова?
(10 баллов).
- "Я .... царь справедливый, которому бог солнца даровал законы. Мои слова превосходны, мои дела бесподобны".
Ответ: Хаммурапи – царь Вавилона, законы.
- "Богатство – это то, чего люди жаждут. Но если оно досталось мне незаслуженно, я не буду им пользоваться. Бедность – то, что страшит людей. Но, если она постигла меня незаслуженно, я не буду её стыдиться. Так думает человек благородного образа мыслей"
Ответ: Китайский мудрец-философ Конфуций.
Раунд пятый
“Сосчитай”
(5 баллов, 2 мин.)
Задание 1-й команде: Сколько тысяч лет назад произошло объединение Китая в единое государство?
Ответ: (221 + 2010 = 2231 год назад)
Задание 2-й команде: Сколько тысяч лет назад
персами был взят Вавилон?
Ответ: (538 + 2003 = 2548 лет назад).
Каждой команде выдаётся карточка с заданием и пояснением: начертить "линию времени", отметить начало нашей эры, нынешний год, даты по истории Древнего Мира, затем произвести вычисления.
Раунд шестой
"Вперёд, капитан!"
(1 балл за правильный ответ).
Задание: Капитаны поочерёдно на каждый шаг называют любое географическое название стран Древнего Востока.
(Например: Нил, Фивы, Мемфис, Средиземное море, Красное море, Тигр, Евфрат, Вавилон, Ниневия, Ассирия, Финикия, Тир, Гималаи, Инд, Ганг , Китайская равнина, Янцзы, Хуанхэ, Иерусалим, Индостан, Индийский океан).
Перед последним раундом жюри объявляет, сколько баллов в течение игры набрала каждая команда.
Раунд седьмой
"Гонка за лидером"
(1 балл за правильный ответ)
Каждой команде предлагается ответить на десять вопросов поочерёдно.
- В древних религиях, приносимый в дар божеству предмет или живое существо. (Жертва)
- Устье Нила с его разветвлениями. (Дельта)
- Драгоценный металл, из которого изготовлен гроб египетского фараона Тутанхамона. (Золото)
- Прибор, указывающий направление на север, изобретённый в Древнем Китае. (Компас)
- Столица Древнего Египетского государства. (Мемфис)
- Столица Ассирии– "Логовище львов". (Ниневия)
- Древнейший материал для письма, изготовленный из нильского тростника. (Папирус)
- Какую страну Древнего Востока называли "Страной двух рек"? (Двуречье)
- Значок египетского письма. (Иероглиф)
- Какая система письменности стала основой современных европейских алфавитов? (Финикийский алфавит)
- Богато украшенный гроб из дерева или камня. (Саркофаг)
- Огромная каменная фигура, изображающая льва с головой человека. (Сфинкс)
- Какая армия в 8 веке до н.э. была самой многочисленной и сильной в мире? (ассирийская)
- В каком городе Древнего Двуречья находилась библиотека глиняных книг? (Ниневия)
- Книга из папируса, свёрнутая в трубку. (Свиток)
- Служитель богов в храме. (Жрец)
- Вавилонский царь – законодатель. (Хаммурапи)
- Знаменитый фараон – завоеватель. (Тутмос)
- Как называют властителей Египта. (Фараон)
- Каменный предмет, на котором высечены законы Хаммурапи. (Столб)
Жюри подводит и объявляет итоги игры.
Награждается команда – победительница (диплом, грамота), отмечаются самые активные игроки (оценки).