Вырастить здорового ребенка – дело совсем не простое. Здесь важно не только развивать тот потенциал, который ребенок получил при рождении, создать условия и организовать окружающую его среду так, чтобы он в ней каждодневно развивался, но и научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, воспитывать осознанную привычку к здоровому образу жизни.
Достижение положительных результатов в воспитании здорового ребенка возможно лишь в том случае, если за время его пребывания его в детском саду осуществляется разноплановая работа по физическому воспитанию и оздоровлению, которая складывается в определенную систему. В этой работе в единой взаимосвязи участвуют все стороны образовательного процесса: дети, сотрудники детского сада, родители.
Определив основной целью работы нашего детского сада сохранение и укрепление здоровья детей, творческой группой была разработана программа “Здоровье”, которая успешно реализовывалась коллективом на протяжении пяти лет (Приложение 1) . Данная программа включает в себя весь комплекс мероприятий по сохранению и укреплению здоровья ребенка, его физическому развитию.
Программа имеет следующие задачи:
- Сохранять и укреплять здоровье детей, повышать функциональные и адаптационные возможности организма детей путем внедрения здоровьесберегающих технологий.
- Объединить усилия сотрудников и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.
- Воспитывать у детей ценностное отношение к здоровью, формировать привычку к здоровому образу жизни.
Программа разработана на основе исходной оценки всей системы физкультурно-оздоровительной работы в детском саду:
– анализа управленческой системы (кадровый состав, профессиональный уровень педагогов, медицинского персонала, творческие объединения педагогов);
– научно-методического обеспечения (программы, методические рекомендации, наработанный в детском саду опыт)
– материально=технического обеспечения (помещение, оборудование);
– финансового обеспечения (анализ финансовых возможностей для реализации программы);
– комплексной оценки здоровья дошкольников (анализ заболеваемости: в случаях, в днях на одного ребенка, индекс здоровья, группы здоровья, виды заболеваний и др.);
– анализа результатов физической подготовленности детей;
– характеристики физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ (занятия, кружки, внедрение здоровьесберегающих технологий).
Реализация программы осуществляется по основным направлениям:
- Организационно-методическое и материальное обеспечение оздоровления детей.
- Профилактическая работа.
- Физкультурно-оздоровительная работа.
- Обеспечение психического благополучия ребенка.
- Организация работы с родителями.
При реализации программы используем различные формы работы с детьми, с педагогами, родителями, стараясь, чтобы каждое мероприятие, нацеленное на определенный результат, этого результата достигло, было эмоционально положительным. Делаем упор на активные формы работы, где участники не наблюдают за происходящим или слушают выступающего, а сами вовлечены в деятельность.
Методическая работа с педагогами осуществляется по следующим направлениям:
- организация здоровьесберегающей среды в ДОУ;
- изучение и внедрение в практику работы передового педагогического, медицинского опыта по оздоровлению детей, отбор и внедрение эффективных технологий и методик;
- диагностика состояния здоровья и уровня физического развития дошкольников.
- пропаганда здорового образа жизни и методов оздоровления в коллективе детей, родителей, сотрудников;
- систематическое повышение квалификации педагогов по проблеме укрепления здоровья и физического развития дошкольников;
- работа по формированию жизненных приоритетов и ценностных установок на ЗОЖ.
В рамках этой работы были проведены следующие мероприятия:
Семинар-практикум “Здоровьесберегающие технологии в работе с дошкольниками”, где педагоги не только раскрыли суть и методику применения различных технологий, но и на практике показали использование их в работе с детьми.
Конкурсы-смотры. Направлены на организацию пространственной среды для физического развития дошкольников. Здесь педагоги приняли участие в смотрах “Организация спортивно – массовой и оздоровительной работы с детьми”, “Нестандартное физкультурное оборудование”, смотре массажных дорожек.
Проводятся “Недели здоровья”, где педагоги показывают открытые мероприятия по работе с детьми, сами являются участниками спортивных и игровых соревнований. Ежегодно проводим мероприятия для сотрудников детского сада: соревнования “Большие гонки”, “Быстрые, ловкие, умелые”, конкурс “А ну-ка, мамы” и др.
Педсоветы, консультации являются традиционной формой работы с педагогами, но обязательно включают в себя различные методы активизации. Ежегодно проводится педсовет “Педагогический опыт – в педагогическую практику”, где педагоги обобщают, распространяют педагогический опыт, в т.ч. опыт в области здоровьесбережения дошкольников.
Методические рекомендации дают педагогам разнообразный спектр знаний о здоровом образе жизни и построении оздоровительной работы с дошкольниками. Изготовлено практическое пособие “Секреты со всего света или Забудь про докторов”
Работа с детьми включает в себя:
- Диагностику
- Сбалансированное питание
- Закаливание, применение здоровьесберегающих технологий
- Формирование представлений о здоровом образе жизни
- Организацию физкультурно-оздоровительной работы
- Коррекционно-логопедическую работу
- Профилактическую работу.
Кроме традиционных используем и другие разнообразные формы работы, вошедшие в “копилку” наших педагогических идей. Например:
Проектная деятельность. Чтобы выполнение поставленных задач было целенаправленным. был виден промежуточный результат работы, мы активно используем проектную деятельность. Реализовали проекты “К здоровому образу жизни”, “Вместе с семьей – к здоровью”, “Добрый и злой огонь”, “Лесенка здоровья”. У каждого проекта свои задачи, но они объединены одной целью – сохранение и укрепление здоровья детей. Впервые в этом учебном году разработали и реализуем совместный проект двух детских садов “Дружные ребята”. Цель его – обеспечение психологического комфорта, социальной адаптации детей при поступлении в школу. Это особенно актуально для небольших населенных пунктов, когда дети, посещающие детские сады, которые находятся в одном микрорайоне, впоследствии будут учиться в одной школе. Один из блоков проекта направлен на физическое развитие дошкольников. Провели такие мероприятия, как “Осенний велокросс”, игра “Большие гонки”, “Праздник подвижных игр”. Эти и другие мероприятия проекта способствуют знакомству детей друг с другом, развитию эмоционального комфорта, подготовку дошкольников к новой социальной роли.
Участие детей в спортивных соревнованиях, проводимых по инициативе наших педагогов на районном уровне. Так ежегодно наши дети участвуют в осенней спартакиаде “Олимпийские надежды”, командно – спортивной игре “Зарничка”, соревнованиях “Белый медвежонок”.
Спортивные досуги “Игровой марафон”, “Зимние забавы”, “Звездный час” проходят в игровой и соревновательной форме с использованием разных видов движений. Спортивные досуги сочетаются и с познавательными (“В королевстве Зубной щетки”, “Мы дружны с водою чистой”, “Как быть здоровыми” и др
Кружковая работа. Организована работа кружков “Народные подвижные игры”, “Азбука “Ау”, “Будем сильными”. В кружке “Крепыш” воспитатель и инструктор по физвоспитанию решают познавательные и физкультурно-оздоровительное задачи.
Туристические походы. Разработаны маршруты походов, в программе каждого похода – физкультурно-игровая программа. Одновременно осуществляется работа по экологическому воспитанию детей.
В работе с детьми мы используем здоровьесберегающие технологии:
- воздушные ванны (облегчённая одежда, сон без маек)
- полоскание полости рта и горла кипячёной водой комнатной температуры.
- обмывание лица и рук (до локтя) прохладной водой
- босохождение во время подготовки ко сну, бодрящей гимнастики
- оздоровительный бег
- зрительная гимнастика
- пальчиковая гимнастика
- дыхательная гимнастика
- гимнастика для ног, ходьба по рефлексогенным дорожкам
- релаксационные паузы
- точечный массаж (Приложение 2)
В работе с родителями основными направлениями являются:
- Просвещение родителей для повышения их педагогической культуры.
- Привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада
В основе планирования работы лежит анкетирование, которое позволяет составить полную картину о воспитании ребенка в семье, запросах и интересах родителей, возникающих проблемах. (Анкеты “Здоровье вашего ребенка”, “Семья и здоровый образ жизни”.)
С целью формирования у родителей полных представлений о физкультурно-оздоровительной работе в детском саду подготовили презентацию “Здоровье и физическое развитие ребенка”, которую представили родителям на общем родительском собрании.
Совместная деятельность взрослых и детей объединяет, дает положительные примеры.
Акция – одна из форм такой работы. Успешно прошла акция “Пишем книгу”, где дети рисовали рисунки на тему здорового образа жизни для книги “Быть здоровыми хотим”, сочиняли рассказы, которые записывали взрослые, а родители проявили творчество в сочинении стихов. Работы каждой семьи мы оформили в общую книгу, она успешно используется воспитателями в работе с дошкольниками.
Акция “Семейная газета” также посвящена теме здорового образа жизни. Форма и содержание газеты – творческая задумка ее издателей.
Выставка плакатов на тему “Береги здоровье смолоду”, выставка фотографий, фотоколлажей на тему “Отдыхаем всей семьей” (активный отдых в семье). Эти формы работы имеют своей целью пропаганду здорового образа жизни, осознание детьми значимости гигиенических процедур и физической культуры.
Семейный клуб “Малышок”. Одним из направлений его работы является распространение опыта семейного воспитания, в частности, по вопросам укрепления здоровья детей. В содержании его работы консультации, обмен мнениями и опытом воспитания в форме “круглого стола”, “родительской гостиной”, практикумы, творческие мастерские.
Совместные физкультурные и игровые досуги, праздники: “Вместе с папой, вместе с мамой”, “Семейные старты”, “Вместе с папами”, “Королева осени”, “Наши мамы самые, самые.”.
Совместные прогулки и походы на дальние расстояния. Эта форма работы основана на использовании разнообразного природного ландшафта нашей местности.
Дни открытых дверей, когда родители могут посетить различные занятия и мероприятия в детском саду, что способствует взаимосвязи в методах воспитания в детском саду и дома.
Результат работы:
– снизился уровень заболеваемости детей, увеличилось количество детей с 1 группой здоровья.
– повышение компетентности педагогов в области здоровьесбережения, внедрение в практику работы здоровьесберегающих технологий.
– овладение детьми основами здорового образа жизни, осознанного отношения к своему здоровью, улучшение показателей физической подготовленности.
– активное участие родителей в мероприятиях, проводимых в детском саду, готовность к сотрудничеству, заинтересованность в укреплении здоровья детей.