Тип урока: интегрированный (география + математика)
Цели:
- Развитие познавательного интереса к обучению.
- Применение интеграции в учебном процессе как способа активизации аналитического мышления.
- Закрепление специальных понятий, предусмотренных учебной программой по теме "Масштаб" и умелое их использование в конкретной ситуации.
Задачи урока:
- Научить применять понятие "масштаб" для определения расстояний на местности, по плану и для составления плана местности.
- Закрепить приёмы учебной работы по использованию условных знаков, определению направлений и расстояний на плане местности.
- Отработать вычислительные навыки при переводе единиц длины.
- Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность.
План урока:
I. Блок математики и географии
II. Блок географии (фронтально-индивидуальная работа)
III. Блок математики (решение задач)
IV. Блок географии из ГИА (практическая работа тренировочная). Самостоятельная работа учащихся
V. Итог урока- рефлексия
VI. Домашнее задание
Оборудование
- Учебник географии Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, Начальный курс географии, 6 класс, Дрофа, М 2008г.
- Учебник математики Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Геслоров, С.И. Шварцбурд "Математика 6" М: Мнемозина, 2009г.
- Атлас ООО "АСТ-ПРЕСС ШКОЛА" 2010
- ЗАО "Компания "АСТ-ПРЕСС"Авторы И.В. Душина, А.А.Летягин
- Презентация, выполненная в Microsoft Office PowerPoint 2007
- Интерактивная доска PANASONIC
- Проектор
- Линейки, карандаши, транспортиры.
- Раздаточный материал
Термины и понятия
Масштаб (от немецкого - мера и Stab - палка) - отношение длины
отрезка на карте, плане, аэро- или космическом
снимке к его действительной длине на местности.
Численный масштаб - масштаб, выраженный в
виде дроби, где числитель - единица, а
знаменатель - число, показывающее во сколько раз
уменьшено изображение.
Именованный (словесный) масштаб - вид
масштаба, словесное указание того, какое
расстояние на местности соответствует 1 см на
карте, плане, снимке*.
Линейный масштаб - вспомогательная мерная
линейка, наносимая на карты для облегчения
измерения расстояний.
Ход урока
I. Блок математики и географии Слайд 5.
Устный опрос (фронтально):
- Что называется масштабом плана?
- Что показывает масштаб?
- Назовите виды масштаба. Приведите примеры.
Проверка домашнего задания: Слайд 6
а) № 822 Решение: (650км х1000) : 10 000 000= 6,5 см
б) Домашняя задача Масштаб плана 1:3000см. Какому расстоянию на местности соответствует участок плана длиной: а)10см; б)5см; в)2см.
Решение: так как 1см -3000см;10см х 3000см =30 000см=300м и т.д.
в) № 828. Решение: 1 300 км =130 000 000 см. 130 000 000 : 10 000 000 = 13 см - отрезок на карте.
Контрольный опрос: Слайд 7
1. Расстояние между городами А и В на карте изображено отрезком в100 раз меньше, чем на местности. Каков масштаб карты? (1:100) | 3. Масштаб карты 1:400 000. Отрезком, какой длины обозначается на ней расстояние. 4 км (1 см) |
5. Определите масштаб карты. Если на
карте линия длиной 10 см показывает расстояние 10
км. (1:100 000) |
2.Масштаб карты 1:5000. Во сколько раз
расстояние на местности больше отрезка,
изображающего это расстояние на карте? (в 5000 раз) |
4. Масштаб карты 1:20 000 000 . Каково расстояние между двумя пунктами, если на карте оно изображено отрезком 4 см (800 км) |
6.Расстояние от Великого Новгорода до
Москвы по карте России 2 см, масштаб карты
1:25000000,чему равно расстояние (500 км) |
II. Блок географии (фронтально-индивидуальная
работа)
Как изображаются предметы на плане местности?
Слайд 8
I часть
- В каком направлении от Ладогино находится родник
- В каком направлении от Ладогино находится домик лесника
- В каком направлении от Ладогино находится паром
на реке Мечота
- Запад
- Север
- Северо-запад
- Как определить по плану расстояния? Приложение 1
II часть
Определите расстояния по плану
- На каком расстоянии от Ладогино находится родник
- На каком расстоянии от Ладогино находится домик лесника
- На каком расстоянии от Ладогино находится паром на реке Мечота
- родника (1 см х 100 =100 м),
- домик лесника (5.5 см х 100 =550 м),
- Паром на р. Мечота (12-13 см х 100 =1200-1300 м).
III. Блок математики (решение задач) Слайд 13.
Задачи. 3 группы туристов отправились в поход (по рядам)
- Маршрут I-ой группы: дом лесника - родник - с. Ладогино - электростанция.
- Маршрут II-ой группы: с.Поречье - скотный двор - колодец - электростанция.
- Маршрут IIIгруппы: с.Поречье - с.Ладогино- колодец- электростанция.
- Туристы вышли в одно и тоже время и движутся с одинаковой скоростью. Какая из групп придет к станции первой?
Ответ: Слайд 14.
1). 5.5 + 1 +7 = 13.5см - маршрут I группы на плане
2). 0,5 + 3.5 + 1.5 = 5.5 см - маршрут II группы на плане
3)6.5+6+1.5=14см - маршрут III группы
4).Вывод :вторая группа придет первой
Маршрут нарисовать на интерактивной доске
IV. Блок географии из ГИА (практическая работа тренировочная ). Слайд 15
Самостоятельная работа учащихся
Определение расстояний, направлений по карте с помощью масштаба
Раздаточный материал индивидуальный
1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до точки В. Ответ запишите цифрами.
Ответ: __________ м .
2. Определите по карте, в каком направлении от точки А находится домик лесника.
Ответ: домик лесника находится на _______________________ от точки А.
(После выполнения практической показ образца выполнения работы).
V. Итог урока - рефлексия (обратная связь) Слайд 16.
- Что показывает масштаб?
- Назовите основные виды масштаба
- Где можно применять масштаб?
- Каким видом масштаба мы пользуемся чаще всего?
VI. Домашнее задание
Начертить план пришкольного двора в масштабе 1: 500 (для 6-го класса)
Составить три задачи на знание масштаба (математика) . .
Определите расстояние между пунктами по физической карте России в атласе 6-го класса:
а) Санкт Петербург и Мурманск
б) гора Нaродная (Уральские горы) и гора Белуха (горы Алтай)
в) мыс Дежнева (Чукотский полуостров) и мыс Лопатка (полуостров Камчатка)
Приложение1.
Правило для учащихся.
При определении расстояния по карте между
пунктами следует:
1. Измерить при помощи линейки расстояние в
сантиметрах между пунктами. Например, расстояние
между городами Москва и Астрахань на карте
составляет 6,5 см.
2. Узнать по именованному масштабу, сколько
километров (метров) на местности соответствует
1 см на карте.
(На физической карте России в географическом
атласе 6-го класса 1 см на карте соответствует 200
км на местности.)
3. Измеренное линейкой расстояние между
пунктами умножить на количество километров
(метров) на местности для данного масштаба.
6,5 x 200 = 1300 км.
Приложение 2.
Маршрут I группы: дом лесника - родник - с. Ладогино - электростанция.
Маршрут II группы: с.Поречье - скотный двор - колодец - электростанция.
Маршрут III группы: с.Поречье - с.Ладогино- колодец- электростанция
Приложение3.
Фамилия Имя _____________________________________________класс__________-
1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до точки В. Ответ запишите цифрами.
Ответ: __________ м .
2. Определите по карте, в каком направлении от точки А находится домик лесника.
Ответ: домик лесника находится на _______________________ от точки А.
Приложение 4.
Домашнее задание
Начертить план пришкольного двора в масштабе 1: 500
Составить три задачи на знание масштаба (математика) .
Определите расстояние между пунктами по физической карте России в атласе 6-го класса: а) Санкт Петербург и Мурманск
б) гора Нaродная (Уральские горы) и гора Белуха (горы Алтай)
в) мыс Дежнева (Чукотский полуостров) и мыс Лопатка (полуостров Камчатка)