Интегрированный урок (география + математика) "Масштаб"

Разделы: Математика, География


Тип урока: интегрированный (география + математика)

Цели:

  • Развитие познавательного интереса к обучению.
  • Применение интеграции в учебном процессе как способа активизации аналитического мышления.
  • Закрепление специальных понятий, предусмотренных учебной программой по теме "Масштаб" и умелое их использование в конкретной ситуации.

Задачи урока:

  • Научить применять понятие "масштаб" для определения расстояний на местности, по плану и для составления плана местности.
  • Закрепить приёмы учебной работы по использованию условных знаков, определению направлений и расстояний на плане местности.
  • Отработать вычислительные навыки при переводе единиц длины.
  • Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность.

План урока:

I. Блок математики и географии

II. Блок географии (фронтально-индивидуальная работа)

 III. Блок математики (решение задач)

IV. Блок географии из ГИА (практическая работа тренировочная). Самостоятельная работа учащихся

V. Итог урока- рефлексия

VI. Домашнее задание

Оборудование

  • Учебник географии Т.П. Герасимова, Н.П. Неклюкова, Начальный курс географии, 6 класс, Дрофа, М 2008г.
  • Учебник математики Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов, А.С. Геслоров, С.И. Шварцбурд "Математика 6" М: Мнемозина, 2009г. 
  • Атлас ООО "АСТ-ПРЕСС ШКОЛА" 2010
  • ЗАО "Компания "АСТ-ПРЕСС"Авторы И.В. Душина, А.А.Летягин
  • Презентация, выполненная в Microsoft Office PowerPoint 2007
  • Интерактивная доска PANASONIC
  • Проектор
  • Линейки, карандаши, транспортиры.
  • Раздаточный материал

Термины и понятия

Масштаб (от немецкого - мера и Stab - палка) - отношение длины отрезка на карте, плане, аэро- или космическом снимке к его действительной длине на местности.
Численный масштаб - масштаб, выраженный в виде дроби, где числитель - единица, а знаменатель - число, показывающее во сколько раз уменьшено изображение.
Именованный (словесный) масштаб - вид масштаба, словесное указание того, какое расстояние на местности соответствует 1 см на карте, плане, снимке*.
Линейный масштаб - вспомогательная мерная линейка, наносимая на карты для облегчения измерения расстояний.

Ход урока

I. Блок математики и географии Слайд 5.

Презентация 1.

Презентация 2.

Устный опрос (фронтально):

  • Что называется масштабом плана?
  • Что показывает масштаб?
  • Назовите виды масштаба. Приведите примеры.

Проверка домашнего задания: Слайд 6

а) № 822  Решение: (650км х1000) : 10 000 000= 6,5 см

б) Домашняя задача Масштаб плана 1:3000см. Какому расстоянию на местности соответствует участок плана длиной: а)10см; б)5см; в)2см.

Решение: так как 1см -3000см;10см х 3000см =30 000см=300м и т.д.

в) № 828. Решение: 1 300 км =130 000 000 см. 130 000 000 : 10 000 000 = 13 см - отрезок на карте.

Контрольный опрос: Слайд 7

1. Расстояние между городами А и В на карте изображено отрезком в100 раз меньше, чем на местности. Каков масштаб карты? (1:100) 3. Масштаб карты 1:400 000.

Отрезком, какой длины обозначается на ней расстояние. 4 км

(1 см)

5. Определите масштаб карты. Если на карте линия длиной 10 см показывает расстояние 10 км.

(1:100 000)

2.Масштаб карты 1:5000. Во сколько раз расстояние на местности больше отрезка, изображающего это расстояние на карте?

(в 5000 раз)

4. Масштаб карты

1:20 000 000 .

Каково расстояние между двумя пунктами, если на карте оно изображено отрезком 4 см

(800 км)

6.Расстояние от Великого Новгорода до Москвы по карте России 2 см, масштаб карты 1:25000000,чему равно расстояние

(500 км)

II. Блок географии (фронтально-индивидуальная работа)

  • Как изображаются предметы на плане местности? Слайд 8
  • Прочитать топографический рассказ Слайд 9
  • Как определить стороны горизонта ? Слайд10
  • Что такое АЗИМУТ и как его определить? Слайд 11
  • Работа по карте атласа. Слайд 12
  • Найдите на плане местности населенный пункт Ладогино
  • Какой это населенный пункт?
  • Чем отличается изображение сельских пунктов от городских?

I часть

  • В каком направлении от Ладогино находится родник
  • В каком направлении от Ладогино находится домик лесника
  • В каком направлении от Ладогино находится паром на реке Мечота
    • Запад
    • Север
    • Северо-запад
  • Как определить по плану расстояния? Приложение 1

II часть

Определите расстояния по плану

  • На каком расстоянии от Ладогино находится родник
  • На каком расстоянии от Ладогино находится домик лесника
  • На каком расстоянии от Ладогино находится паром на реке Мечота
  • родника (1 см х 100 =100 м),
  • домик лесника (5.5 см х 100 =550 м),
  • Паром на р. Мечота (12-13 см х 100 =1200-1300 м).

 III. Блок математики (решение задач) Слайд 13.

Задачи. 3 группы туристов отправились в поход (по рядам)

  • Маршрут I-ой группы: дом лесника - родник - с. Ладогино - электростанция.
  • Маршрут II-ой группы: с.Поречье - скотный двор - колодец - электростанция.
  • Маршрут IIIгруппы: с.Поречье - с.Ладогино- колодец- электростанция.
  • Туристы вышли в одно и тоже время и движутся с одинаковой скоростью. Какая из групп придет к станции первой?

Ответ: Слайд 14.

1). 5.5 + 1 +7 = 13.5см - маршрут I группы на плане

2). 0,5 + 3.5 + 1.5 = 5.5 см - маршрут II группы на плане

3)6.5+6+1.5=14см - маршрут III группы

4).Вывод :вторая группа придет первой

Маршрут нарисовать на интерактивной доске

IV. Блок географии из ГИА (практическая работа тренировочная ). Слайд 15

Самостоятельная работа учащихся

Определение расстояний, направлений по карте с помощью масштаба

Раздаточный материал индивидуальный

1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до точки В. Ответ запишите цифрами.

Ответ: __________ м .

2. Определите по карте, в каком направлении от точки А находится домик лесника.

Ответ: домик лесника находится на _______________________ от точки А.

(После выполнения практической показ образца выполнения работы). 

V. Итог урока - рефлексия (обратная связь) Слайд 16.

  • Что показывает масштаб?
  • Назовите основные виды масштаба
  • Где можно применять масштаб?
  • Каким видом масштаба мы пользуемся чаще всего?

VI. Домашнее задание

Начертить план пришкольного двора в масштабе 1: 500 (для 6-го класса)

Составить три задачи на знание масштаба (математика) . .

Определите расстояние между пунктами по физической карте России в атласе 6-го класса:

а) Санкт Петербург и Мурманск

б) гора Нaродная (Уральские горы) и гора Белуха (горы Алтай)

в) мыс Дежнева (Чукотский полуостров) и мыс Лопатка (полуостров Камчатка)

Приложение1.

Правило для учащихся.

При определении расстояния по карте между пунктами следует:
1. Измерить при помощи линейки расстояние в сантиметрах между пунктами. Например, расстояние между городами Москва и Астрахань на карте составляет 6,5 см.
2. Узнать по именованному масштабу, сколько километров (метров) на местности соответствует 1 см на карте.
(На физической карте России в географическом атласе 6-го класса 1 см на карте соответствует 200 км на местности.)
3. Измеренное линейкой расстояние между пунктами умножить на количество километров (метров) на местности для данного масштаба.

6,5 x 200 = 1300 км.

Приложение 2.

Маршрут I группы:

дом лесника - родник - с. Ладогино - электростанция.

Маршрут II группы:

с.Поречье - скотный двор - колодец - электростанция.

Маршрут III группы:

с.Поречье - с.Ладогино- колодец- электростанция

Приложение3.

Фамилия Имя _____________________________________________класс__________-

1. Определите по карте расстояние на местности по прямой от точки А до точки В. Ответ запишите цифрами.

Ответ: __________ м .

2. Определите по карте, в каком направлении от точки А находится домик лесника.

Ответ: домик лесника находится на _______________________ от точки А.

Приложение 4.

Домашнее задание

Начертить план пришкольного двора в масштабе 1: 500

Составить три задачи на знание масштаба (математика) .

Определите расстояние между пунктами по физической карте России в атласе 6-го класса: а) Санкт Петербург и Мурманск

б) гора Нaродная (Уральские горы) и гора Белуха (горы Алтай)

в) мыс Дежнева (Чукотский полуостров) и мыс Лопатка (полуостров Камчатка)