Цель: дать понятие о категории состояния как самостоятельной части речи; формировать умения определять слова категории состояния в тексте, отличать их от наречий.
Оборудование: перфокарты, карточки с заданиями, таблица, компьютер и проектор.
Ход урока
I. Мотивация познавательной деятельности
1. На доске написаны предложения:
Тихо ответили жители, тихо проехал обоз.
Тихо в тёмной деревне.
2. Запишите предложения, подчеркните члены предложения.
Что обозначает слово “тихо” в каждом из предложений. (в 1-м – образ действия, во 2-м – состояние природы)
II. Целеполагание
Сегодня мы познакомимся еще с одной частью речи, которую ученые-филологи недавно определили как самостоятельную.
III. Объяснение новой темы
1. Иногда явления природы, состояние окружающей среды или человека описываются как независящие от действия каких-либо внешних сил и от нас самих.
Такие ситуации имеют в языке специальные средства выражения. Сказуемое в подобных предложениях выражено специальными словами, которые называются категорией состояния.
2. Запись предложений, обозначение сказуемого.
В лесу темнело. Девочку сильно знобило. В переулках пахнет морем.
Что обозначают эти слова? (Состояние природы, состояние человека, состояние окружающей среды).
3. Посмотрите на таблицу. Какие вопросы задаются к сказуемому?
Работа с первой частью таблицы.
4. Может ли быть в таких предложениях подлежащее?
5. Как вы считаете, могут ли изменяться слова категории состояния?
6. Попробуйте сделать вывод, что это за часть речи? (Категория состояния – самостоятельная часть речи, которая обозначает состояние природы, окружающей среды, физическое и душевное состояние человека. Слова категории состоянии не изменяются. Употребляются в предложении без подлежащего в роли сказуемого). Проверьте по учебнику, правильно ли мы сделали вывод. (Чтение правила в учебнике).
Обратите внимание! Слова категории состояния часто выступают вместе с такими глаголами, как было, будет, станет и др.
7. Отличайте слова категории состояния от других частей речи.
Обратить внимание на вторую часть таблицы.
8. Записать предложения, определить, какой частью речи являются выделенные слова.
Вокруг было красиво.
Платье было красиво.
Человеку стало дурно.
Ты дурно воспитан.
IV. Закрепление
1. Игра “Кто больше?”
Продолжите ряд слов, которые могут выражать следующее (проекция на экране):
а) состояние природы – ветрено, … (жарко, солнечно)
б) состояние среды – грязно, … (темно, сухо, светло)
в) физическое состояние живых существ – дурно, … (больно, приятно)
г) эмоциональное состояние человека – весело, … (грустно, страшно)
д) интеллектуальное состояние человека – ясно, … (интересно, понятно)
2. На экран проецируются репродукции картин русских художников (см. приложение)
Самостоятельно составить предложения с категорией состояния природы и человека, подчеркнуть категорию состояния как член предложения (устная проверка)
V. Контроль над усвоением материала
Работа с перфокартами (слабые ученики в это время работают по карточкам с заданиями или выполняют упражнение).
Учитель читает предложения, ученики в соответствующие ячейки ставят плюс, если в предложении есть категория состояния, минус, если ее нет.
1. На дворе метёт. | Не сидится в хате тесной. | Мальчику взгрустнулось. |
2. Мне было больно. | Я больно уколол палец. | У меня болит ухо |
3. Ему не хотелось идти в вагон. | Только мне не плачется… | Весь день моросило |
4. Жди меня, Алеша, как стемнеет ночь. | Небо потемнело. | Уже совсем стемнело. |
5. Задание ты выполнил хорошо. | Лицо грустно. | Маше было хорошо и временами грустно. |
6. Вечереет рано. | Но мальчику не молчалось. | В доме стало шумно. |
Теперь цветной пастой соедините плюсы на картах ответа, и вы получите результат: если получилась “5”, значит верно.
Образец перфокарты
VI. Подведение итогов. Объяснение домашнего задания
выписать из художественных произведений по 3 предложения со словами категории состояния природы и человека.