Синтаксическая роль полных и кратких причастий

Разделы: Русский язык


Цель: познакомить учащихся с синтаксической ролью полных и кратких причастии; формировать умение определять синтаксическую роль причастий в тексте; воспитывать любовь к слову.

Оборудование: карточки для индивидуальной работы, карточки для групповой работы, карточки для самостоятельной работы, карточки с логическими заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент. Целевая установка.

II. Проверка домашнего задания.

1.Ученики-консультанты докладывает о правильности выполнения домашнего задания.

2. Дежурные у доски работают с теми, кто испытал трудность в выполнении домашнего задания.

III. Учащиеся работают по группам.

От какой основы (инфинитива или прошедшего времени) образуются действительные причастия прошедшего времени:

шедший, вошедший, зашедший, отошедший, перешедший, вышедший, увянувший, завянувший, вянувший, нашедший?

Слайд. После выполнения учащиеся проверяют (самопроверка)

  • идти - шёл - шедший,
  • войти - вошёл - вошедший,
  • зайти -зашёл - зашедший,
  • отойти - отошёл- отошедший,
  • перейти - перешёл - перешедший,
  • выйти - вышел - вышедший,
  • увянуть- увянул- увянувший,
  • завянуть- завянувший,
  • вянуть - вянул - вянувший,
  • найти - нашёл- нашедши.

2. Подчеркните глаголы, от которых нельзя образовать действительные причастия прошедшего времени:

лечь

прочесть

предостеречь

жечь

пренебречь

расти

помочь

увлечься

вычесть

зачесть

везти

пасти

Выпишите глаголы, от которых нельзя образовать страдательные причастия настоящего времени.

  • бить, жать, держать
  • руководить, косить, мести, писать, резать
  • шить, управлять, нести, видеть

4. Образовать все возможные формы причастия от глаголов нести, сидеть, сделать, подписаться.

Слайд (взаимопроверка)

  • Нести (перех., несов): несущий, нёсший, несомый, несённый.
  • Сидеть (неперех.,несов.): сидящий, сидевший.
  • Сделать (перех., сов.): сделавший, сделанный.
  • Подписаться (неперех., сов.): подписавшийся.

IV. Ортологичеекий тренаж.

1.Орфографическая работа. Работа с компьютером. (Открыть "Ортологический тренаж", задание 1)

Вставить гласные в суффиксы причастий, объяснить условия выбора.

Трава, колебл:мая ветром; стел:щееся растение; кол:щийся кустарник; занес...нные поля; обнаж:нный лес; освеж:нные луга; сырой пух облаков, подгоня:мый ветром;

На издали вид:мых холмах; чуть брезж:щий рассвет; скач:щие всадники; легко дыш:щий; взбира:щийся к вершине альпинист; натруж:нные руки; стро:щейся гидроэлектростанцией.

Слайд. Проверка.

2. Орфоэпическая работа.

Записать полные страдательные причастия прошедшего времени, образовать от них все формы кратких страдательных причастий, расставить ударение. (Глаголы лучше записать под диктовку).

  • Запертый -заперт, заперта, заперто( заперты.
  • Поднятый- поднят, поднята, поднято, подняты.
  • Отнятый-отнят, отнята, отнято, отняты.
  • Пролитый-пролит, пролита, пролито, пролиты.
  • Взятый-взят, взята, взято, взяты.
  • Согнутый - согнут, согнута, согнуто, согнуты.

3. Расставить знаки препинания в предложении:

Семейство приехавшее на старенькой "Волге располагалось на отдых натягивая в виде тента сверкающую белизной простыню.

4. Определить, сколько мягких согласных в предложении.

5. Назовите мягкий согласный наиболее часто повторяющийся. (j)

6.Запишите глаголы, образуйте от них полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, обозначьте суффиксы.

  • удержать - удержанный, удержан,
  • свалить - сваленный, свален,
  • вырастить - выращенный, выращен,
  • обеспокоить - обеспокоенный, обеспокоен,
  • проявить - проявленный, проявлен,
  • приучить - приученный, приучен,
  • скосить - скошенный, скошен,
  • замесить замешенный, замешен,
  • задержать - задержанный, задержан,
  • склеить - склеенный, склеен,
  • устроить устроенный, устроен,
  • засеять - засеянный, засеять,
  • получить - полученный ,получен.

6. Самодиктан.

Сверкающий золотом день.
В нём собраны будут, как в спектре,
И солнце озёрных глубин,
И косо летящие ветры,
И жаркие слезы рябин.

- Какие изобразительно-выразительные средства языка вы здесь находите?

- Найдите причастия, подчеркните их как члены предложения.

- Какую роль выполняют причастия в предложении? Докажите свою мысль, придумав по два предложения с записанными выше причастиями, подчерните их как члены предложения. (1 вариант -с полным, 2 вариант - с краткими).

V. Объяснение нового материала.

1. После того, как учащиеся сделали вывод о роли причастий в предложении, идёт знакомство с теоретическим материалом.

Чтение и пересказ лингвистического текста.

а) жужжащее чтение;

б)пересказ текста соседу по парте;

в) пересказ текста вслух;

2. Из упр. 242 выписать грамматические основы предложений, определить, чем выражено сказуемое.

Глаза были заплаканы. Ты была любима и хранима. Деревья склеены. Бока изрыты, частоколы взбиты. Мысли были сосредоточены. Дом был независим.

3. Из упр. 244 списать первое и пятое предложения, вставить пропущенные буквы, знаки препинания, подчеркнуть грамматическую основу.

Госпо.ский - дом погружён в сон. Вся южная сторона неба густо залита б.гровьм заревом. Небо воспалено. Оба берега залиты ярким светом полуденного солнца.

Доп. задание: Здесь встречается одно и то же краткое причастие. Как его правильно произнести?

4. Групповая работа.

I. Установите, в каком случае предан является кратким страдательным причастием, а в каком прилагательным.

Преданность вечно была в характере русского люда.
Кто же не предан теперь? Ни одного не найдёшь.
Каждый, кто глуп или туп, наверное, предан престолу;
Каждый, кто честен, умён, предан, наверно, суду.
(И Михайлов)

(Предан престолу /верен/-прилагательное; предан суду /отдан под суд/ -причастие).

2. Рассмотрите данные примеры и установите, в роли какой части речи выступают здесь причастия.

Мы в грядущее смело глядим.
И время за нас и победа за нами.
(А.Суриков)

От перестановки слагаемых, сумма не меняется.
Утопающий и за соломинку хватается,
В нашем классе нет отстающих.
Я уважаю прошедшее ваше и презираю настоящее.
(Т.Н.Толстой)

3. Определить, в каком стиле написан текст. Найти элементы этого стиля, подчеркнуть краткие причастия прошедшего времени, определить их синтаксическую роль. (Текст показать через диапроектор)

Орден "Победа".

Орден "Победа" - высший военный орден. Он был учреждён в 1943 году, когда до победы было ещё далеко.

Орден представляет собой выпуклую пятиконечную звезду, по краям которой закреплены бриллианты. Круг в середине звезды покрыт голубой эмалью, в центре которого изображена Кремлёвская стена с Мавзолеем и Спасской башней. Эти изображения сделаны из золота, над ними помещена надпись "СССР", "выполненная белой эмалью. Круг с изображениями окаймлён лавровой и дубовой ветвями. В нижней части круга написано белыми эмалевыми буквами: "Победа".

Во время Великой Отечественной войны орденом было награждено 19 человек. Орден "Победа" за номером 1 был вручён генералу Советского Союза Г.К.Жукову.

(Из материала журнала "Вокруг света")

(Можно сделать дополнительные задания, если останется время)

5. Растранскрибируйте текст, выполните задание (см. упр.)

6. Расшифруйте запись (см. карточку или слайд).

VI. Итог урока.

VII. На дом: параграф 23, упр. 239(устно). I гр. -241, II гр.-244(закончить), III группа-245, IV группа -243.

Презентация.