Тип урока. Комбинированный урок.
Цели урока:
Обучающие:
- продолжить знакомство учащихся с углеводами на примере глюкозы;
- расширить и углубить знания учащихся об углеводах;
- рассмотреть химические свойства глюкозы, её применение и биологическую роль на основе проведения опытов и компьютерной презентации;
- показать взаимосвязь химических свойств и функций углеводов в физиологических процессах, валеологический аспект углеводов в рациональном питании человека.
Развивающие:
- развивать навыки по написанию уравнений химических реакций;
- развивать умения по правильному написанию молекулярных и структурных формул;
- развивать умения и навыки в правильном использовании международной номенклатуры;
- развивать умения и навыки выполнения химического эксперимента;
- развивать навыки по определению условий проведения химических реакций;
- развивать навыки по определению типов химических реакций;
- развивать информационно-познавательную компетентность учащихся;
- развивать у учащихся химическую речь, способность аргументировано отвечать на вопросы;
- формировать интеллектуальные умения: мыслить, сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Воспитывающие:
- воспитывать трудолюбие, культуру труда, культуру речи;
- воспитывать коллективизм, самостоятельность;
- способствовать сотрудничеству учащихся друг с другом;
- способствовать сотрудничеству учителя с учащимися.
Методы обучения:
1. По характеру познавательной деятельности: исследовательский.
2. По виду источников знаний: словесно-наглядный, практический.
3. По форме совместной деятельности учителя и учащихся: беседа.
4. По стимулированию контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
- фронтальный (устный) контроль;
- письменный тестовый контроль;
- контроль за проведением практического эксперимента.
Используемое на уроке оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, штатив с пробирками, спиртовка, опорный конспект по теме "Глюкоза" (Приложение №2).
Реактивы: глюкоза (раствор), гидроксид натрия (20% раствор), сульфат меди (II) (2% раствор), уксусная кислота (раствор), аммиачный раствор оксида серебра.
Учебно-методический комплект:
- презентация PowerPoint ( Приложение №1);
- Flash - мультимедиа, видеофрагменты;
- образовательный интернет-ресурс: http//school-collection.edu.ru/collection/
План урока
№ | Содержание этапа | Дидактическая задача | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1 | Организационный момент | Организация начала занятия | 2 мин | Приветствие, организация внимания учащихся | Приветствие учителя |
2 | Проверка домашнего задания Воспроизведение опорных знаний по теме: "Углеводы" |
Выявление степени усвоения учащимися
учебного материала Выявление пробелов в знаниях учащихся, устранение обнаруженных недостатков |
7 мин | Проверка степени усвоения учащимися учебного материала, коррекция знаний учащихся | Самопроверка, взаимная проверка, устный опрос |
3 | Актуализация опорных знаний, восприятие и осмысление новой информации | Формирование у учащихся конкретных представлений об изучаемых понятиях Вычленение в изучаемых объектах существенных признаков и свойств, фиксация на них внимания учащихся | 23 мин | Формирование совместно с учащимися
темы и цели изучаемого материала Мотивация учащихся к её усвоению Организация процесса восприятия, осознания и осмысления нового учебного материала |
Формирование темы и цели урока Выполняют опыты, афишируют результаты |
4 | Закрепление | Формирование у учащихся умений
самостоятельно применять знания в
нестандартных, измененных ситуациях Закрепление в памяти учащихся знаний и умений |
10 мин | Создание условий способствующих творческой самореализации учащихся в познавательной деятельности | Выполнение заданий разной степени
сложности Тестовый контроль Самоконтроль |
5 | Рефлексия. Подведение итогов | Оценка работы класса и отдельных учащихся | 2 мин | Общий анализ урока и оценивание | Самоанализ достигнутого, самооценка |
6 | Домашнее задание | Обеспечение мотивации, понимания учащимися содержания и способов выполнения домашнего задания | 1 мин | Рекомендации учителя | Запись домашнего задания в дневниках Задают вопросы на уточнение |
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. Химия - наука изучающая вещества. На каждом уроке мы наблюдаем, описываем различные вещества, изучаем их свойства. Поэтому и сегодня главным участником нашего урока будет химическое вещество. Но не любое, а глюкоза.
- Какая же польза для каждого из нас от этого урока?
- Возможность совершенствовать навыки химического эксперимента;
- Расширить, систематизировать свои знания об углеводах;
- Возможность совершенствовать навыки решения задач по химии.
2. Воспроизведение опорных знаний по теме: "Углеводы".
Проводим устный фронтальный опрос по актуальным понятиям темы "Углеводы".
Учитель. Что уже известно из курса изучения химии и биологии о глюкозе? Ответьте на вопросы:
- какие соединения называют углеводами?
- какие химические элементы входят в состав углеводов?
- охарактеризуйте строение глюкозы, перечислите какие функциональные группы входят в состав глюкозы?
- как классифицируют углеводы в зависимости от их строения и способности к гидролизу?
- охарактеризуйте физические свойства глюкозы?
- составьте уравнение фотосинтеза, в чем его сущность?
3. Актуализация опорных знаний, восприятие и осмысление новой информации.
В ходе беседы формулируется тема урока. Обращаю внимание на необходимость установления связи между строением, свойствами и применением.
Химические свойства глюкозы
Напоминаю учащимся, что глюкоза является бифункциональным соединением, поэтому вступает в реакции, характерные как для альдегидов, так и многоатомных спиртов. Обращаю внимание на оформление сведений о глюкозе в виде опорного конспекта. (Приложение №2) Проверяю правила безопасного поведения при работе со стеклом, нагревательными приборами, агрессивными веществами - щелочами.
Реакции глюкозы как многоатомного спирта:
Лабораторный опыт №1
а) Взаимодействие с Cu(OH)2 - качественная реакция на многоатомные спирты;
Цель: подтвердить наличие в составе молекулы глюкозы гидроксильных групп.
Реактивы: раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (II), раствор глюкозы.
Вывод: наличие каких функциональных групп доказывает реакция глюкозы с гидроксидом меди (II)?
Глюкоза + свежеосажденный Cu(OH)2 a ярко-синий раствор глюконата меди (II);
б) Взаимоействие глюкозы с карбоновыми кислотами. Реакция этерификации (демонстрационный эксперимент);
Глюкоза + карбоновые кислоты a сложные эфиры;
Реакции глюкозы как альдегида:
Лабораторный опыт №2
а) Реакция окисления Cu(OH)2 при нагрев. - качественная реакция на альдегиды;
Цель: подтвердить наличие в составе молекулы глюкозы альдегидной группы.
Реактивы: раствор гидроксида натрия, раствор сульфата меди (II), раствор глюкозы.
Вывод: наличие каких функциональных групп доказывает реакция глюкозы с Cu(OH)2 при нагревании.
Лабораторный опыт №3
б) Окисление. Реакция "серебряного зеркала";
Цель: подтвердить наличие в составе молекулы глюкозы альдегидной группы.
Реактивы: раствор глюкозы, аммиачный раствор оксида серебра.
Вывод: наличие каких функциональных групп доказывает реакция "серебряного зеркала".
в) Восстановление. Реакция гидрирования; (в/ф)
Специфические свойства глюкозы
Реакции брожения: спиртовое, молочнокислое, маслянокислое.
Применение глюкозы
При переходе к слайду "Применение глюкозы" обращаю внимание на гиперссылки на сайт Интернета.
- в кондитерской промышленности (мягкие конфеты, мармелад, торты);
- в пищевой промышленности (соки, ликеры, безалкогольные напитки, в производстве мороженного - увеличивает его твердость, в хлебопечении - улучшает брожение, замедляет очерствение);
- в медицине (витамин С, сорбит);
- в ветеринарии;
- в текстильной промышленности (производство вискозы).
Биологическое значение глюкозы
При переходе к слайду "Биологическое значение глюкозы" обращаю внимание на гиперссылки на сайт Интернета.
- одна из основных функций глюкозы в живых организмах - обеспечение их энергией. При окислении 1 грамма углеводов выделяется 4,1 ккал энергии и 0,4 грамма воды;
- пластическая роль - участвует в построении костей, клеток, ферментов;
- скелетным мышцам глюкоза нужна для "запуска";
- нервные клетки, в том числе и клетки головного мозга работают только на глюкозе;
- в крови содержится 100-110 мг глюкозы, от концентрации глюкозы зависит осмотическое давление крови.
4. Закрепление.
Проводим тестовый контроль на индивидуальных ноутбуках. (4 варианта) (Приложение №3)
Ответы. (Приложение №4)
5. Рефлексия.
Подведение итогов урока, формулировка основных выводов этапов учебного исследования:
- цели исследования;
- результаты;
Вывод по уроку делает учитель совместно с учащимися.
6. Комментирование домашнего задания.
Список литературы.
- Габриелян О.С. Химия 10 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. - М. Дрофа 2009г.
- Новошинский И.И. Новошинская Н.С. Органическая химия 11 класс. Базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М. ООО ТИД "Русское слово" 2008г.
- Новошинский И.И. Новошинская Н.С. Органическая химия. Пособие для старшеклассников и абитуриентов. - М. "Оникс 21 век" "Мир и Образование" 2006г.
- Габриелян О.С. Остроумов И.Г. Настольная книга учителя химии 10 класс: учебное пособие для учителей и студентов старших курсов педагогических вузов. - М. "Блик и КО" 2005г.
- Дьячков П. Тесты. Химия ( 8 -11 классы). - М. АСТ "Астрель", "Олимп" 2000г.
- Журин А.А. Лабораторные опыты и практические работы по химии. Учебное пособие. - М. "Аквариум" 2002г.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону. "Феникс" 1998г.
- Егоров А.С. Пособие - репетитор для поступающих в вузы. Ростов-на-Дону. "Феникс" 2008г.
- Смирнов С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. - М ACADEMA. 1999г.
- Якунин В.А. Педагогическая психология. Санкт-Петербург. "Полиус" 1998г.
- Хомченко И.Г. Сборник задач и упражнений по химии. - М. "Издательство новая волна" 2002г.
- Барковский Е.В. Тесты по химии для школьников и абитуриентов. Минск. ООО "Юнипресс" 2002г.
- Образовательный интернет-ресурс: http//school-collection.edu.ru/collection/