Цель урока: сформировать умение по виду системы двух линейных уравнений с двумя переменными определять количество решений системы.
Задачи:
- Образовательные:
- повторить способы решения систем линейных уравнений;
- связать графическую модель системы с количеством решений системы;
- найти связь между соотношением коэффициентов при переменных в системе и количеством решений.
- Развивающие:
- формировать способности к самостоятельным исследованиям;
- развивать познавательный интерес учащихся;
- развивать умение выделять главное, существенное.
- Воспитательные:
- воспитывать культуру общения; уважение к товарищу, умение достойно вести себя. закреплять навыки работы в группе;
- формировать мотивацию на здоровый образ жизни.
Тип урока: комбинированный
ХОД УРОКА
I. Организационный момент (нацелить учащихся на урок)
– На предыдущих уроках мы научились решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными разными способами. Сегодня на уроке нам предстоит ответить на вопрос: «Как, не решая систему уравнений определить, сколько же решений она имеет?», поэтому тема урока называется «Исследование системы линейных уравнений с двумя переменными на количество решений ». Итак, начнём урок. Соберёмся с силами. В четыре приёма глубоко вдохнём воздух через нос и в пять приёмов с силой выдохнем, задувая воображаемую свечку. Повторим это 3 раза. Очень быстро активизируем свой мозг. Для этого интенсивно промассажируем межбровную точку: указательным пальцем правой руки делаем 5 круговых движений в одну сторону и в другую. Повторим это 2-3 раза.
II. Проверка домашнего задания (коррекция ошибок)
Показать решение системы разными способами:
А) методом подстановки;
Б) Методом сложения;
В) по формулам Крамера;
Г) Графически.
Пока на доске готовятся к ответам по домашнему заданию, с остальными учениками начинается подготовка к следующему этапу урока.
III. Этап подготовки к усвоению нового материала (актуализация опорных знаний)
– Если вы знаете ответы на вопросы, но вдруг растерялись и всё сразу забыли, попробуйте собраться, убедить себя, что вы всё знаете и у вас всё получится. Хорошо помогает обыкновенный массаж всех пальцев. Во время обдумывания массажируйте все пальчики от основания к ногтю.
– Что называют системой двух уравнений?
– Что значит решить систему линейных
уравнений?
– Что является решением системы линейных
уравнений?
– Будет ли пара чисел (– 3; 3) решением системы
уравнений:
– Расскажите, в чём суть каждого известного вам способа решения систем линейных уравнений с двумя переменными. (Рекомендуется общение в парах)
Ответы учеников сопровождаются показом слайдов 1-14 (Презентация) учителем. (можно одним из учеников). Проверяем домашнее задание (слушаем ответы учеников у доски).
Учитель: Для решения специфических
систем уравнений существует ещё один способ,
называется он методом подбора решения.
Попробуйте, не решая подобрать решение системы
уравнений:
.
Объясните суть метода.
– Найдите решение системы уравнений:
а)
б)
в) ![]()
– Дано уравнение a + b =15, добавьте такое
уравнение, чтобы решением полученной системы
была пара чисел (– 12; 27)
Перечислите ещё раз все способы решения систем
линейных уравнений, с которыми вы познакомились.
IV. Этап усвоения новых знаний (исследовательская работа)
– Прежде чем переходить к следующему этапу
урока, немного отдохнём.
Сидя на стуле – расслабьтесь, примите позу
пиджака, висящего на вешалке,
«Постреляйте» глазами в соседей. А затем
вспомним про «царственную осанку»: спина прямая,
мышцы головы без напряжения, выражение лица
очень значительное, соберёмся с мыслями, для чего
сделаем массаж межбровной точки или пальчиков и
приступим к дальнейшей работе.
Учитель: Мы научились решать системы линейных уравнений с двумя переменными разными способами и знаем, что система таких уравнений может иметь:
А) одно решение;
Б) не иметь решений;
В) много решений.
А нельзя ли, не прибегая к решению, ответить на
вопрос: сколько же решений имеет система
уравнений? Сейчас мы с вами проведём
небольшое исследование.
Для начала разобьемся на три исследовательские
группы. Составим план нашего исследования,
ответив на вопросы:
1) Что представляет собой графическая модель
системы линейных уравнений с двумя переменными?
2) Как могут располагаться две прямые на
плоскости?
3) Как зависит количество решений системы от
расположения прямых?
(После ответов учащихся используем слайды 6-10 Презентации.)
Учитель: Значит основа нашего
исследования состоит в том, чтобы по виду системы
понять, как располагаются прямые.
Каждая исследовательская группа решает эту
задачу на конкретной системе уравнений по плану (Приложение 1).
Система для группы №1. ![]()
Система для группы №2. ![]()
Система для группы №3. ![]()
На выполнение работы даётся 5 минут, затем делимся своими выводами с одноклассниками. (Приложение 2), а также обращаемся к слайдам 15-17 Презентации.
V. Релаксация
Предлагаю отдохнуть, расслабиться: физкультминутка или психологический тренинг. (Приложение 3)
VI. Закрепление нового материала
А) Первичное закрепление
Используя полученные выводы, ответьте на вопрос: сколько решений имеет система уравнений
а)
б)
в) ![]()
Итак, прежде чем решать систему, можно узнать, сколько она имеет решений.
Б) решение более сложных задач по новой теме
1) Дана система уравнений ![]()
– При каких значениях параметра a данная система имеет единственное решение?
(Работа выполняется в группах по 4 человека: пары поворачиваются друг к другу)
– При каких значениях параметра a данная
система не имеет решений?
– При каких значениях параметра данная система
уравнений имеет много решений?
2) Дано уравнение – 2x + 3y = 12
Добавьте ещё одно уравнение так, чтобы система этих уравнений имела:
А) одно решение;
Б) бесконечно много решений.
3) Провести полное исследование системы уравнений на наличие её решений:
VII. Рефлексия. Методика «Мухомор»
На дополнительной доске (или на отдельном
плакате) нарисован круг, разбитый на секторы.
Каждый сектор – это вопрос, рассмотренный на
уроке. Ученикам предлагается
поставить точку:
- ближе к центру, если ответ на вопрос не вызывает сомнения;
- в середину сектора, если сомнения есть;
- ближе к окружности, если вопрос остался не понятым; (Приложение 4)
VIII. Домашнее задание
Алгебра-7, под редакцией Теляковского.
Параграфы 40-44, №1089,1095а), решать любым способом.
Выяснить, при каком значении a система имеет одно
решение, много решений, не имеет
решений ![]()
– Итак: наш урок подошёл к концу. Приготовим себя к перемене: сцепите руки замком, положите их на затылок. Положите голову на парту, резко сядьте прямо, примите «царственную» позу. Повторите это ещё раз.
– Урок окончен. Всем спасибо. Подойдите к доске и сделайте отметку на предложенном рисунке. До свидания.

