"Семейная школа" как фактор формирования образовательного пространства лицея

Разделы: Начальная школа, Администрирование школы


В начальных классах МОУ «Лицей №17» г.Славгорода успешно реализован проект «Семейная школа» как фактор формирования образовательного пространства лицея». МОУ «Лицей №17» создан путем присоединения школы №17 к Славгородскому городскому лицею, в котором не было начальных классов. Так получилось, что конкурсного отбора в лицей не проводили, мы обучаем обычных мальчишек и девчонок, но требования к качеству знаний у нас, конечно же, повышенные. Добиться успеха в формировании нового образовательного пространства можно было только с помощью родителей. Для этого и был разработан наш проект.

Цель проекта: создать условия для формирования нового образовательного пространства в лицее через объединение учащихся, учителей, родителей младших школьников в коллектив единомышленников.

Задачи:

образовательные:

  • формировать личность младшего школьника с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированную к современной жизни;
  • создать оптимальные условия для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого учащегося;
  • приобщить детей к поиску информации из самых разных источников, включая Интернет;
  • приобщить младших школьников к исследовательской деятельности, к участию в лицейской и городской исследовательских конференциях младших школьников, во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио».

воспитательные:

  • ввести учащихся в мир общечеловеческих ценностей, формировать у них адекватное этим ценностям поведение и нравственные основы личности;
  • передавать опыт старшего поколения, воспитывать чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, развитие интереса к истории своей семьи;
  • формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
  • способствовать установлению отношений в духе доброжелательности, взаимопомощи и сотрудничества, формированию коллектива;

развивающие:

  • обеспечивать дополнительные возможности для раскрытия и развития способностей учащихся в различных видах деятельности;
  • формировать у учащихся эмоционально-нравственную отзывчивость;
  • помочь приобрести навыки коллективного общения, умение работать в команде;
  • обеспечивать совершенствование отношений в звеньях «ученик – учитель», «ученик – ученик», «родитель – учитель», «родитель – ученик»;
  • помочь лицеистам приобрести опыт публичных выступлений, ведения дискуссий, стратегического и тактического поведения личности и команды в меняющихся условиях.

Обоснование темы проекта: 

Народная мудрость гласит: «Крепка семья – сильна Россия». Главный талант крепкой семьи – это способность любить, любить друг друга, любить окружающих, любить жизнь. Самодостаточные семьи отличаются способностью притягивать к себе людей, понимать чужую боль, сопереживать и сочувствовать.

Л.Н. Толстой писал: « Люди как реки: у каждого своё русло, свой исток». Исток этот – родной дом, семья, её традиции, уклад, основываться которые должны на самоотдаче, любви, заботе и понимании друг друга.

Семейный мир для любимых героев Толстого – мир детства. Детскость души (чистота, наивность, естественность), которую сохраняет человек,- это, по убеждению Толстого, и есть сердцевина нравственности, суть прекрасного в человеке.

Если сравнить семейные ценности трёх последних веков с ценностями современности, то напрашивается вывод, что раньше семья воспитывала истинные, необходимые человеку нравственные ценности. Сегодня же гражданский институт разваливается, так как семья больше не воспитывает чувства патриотизма, стремления к улучшению жизни общества, а также таких важных качеств, как честность, порядочность, открытость, доброта, милосердие и многое другое, что в прошлые века было неотъемлемой частью каждого человека и всего общества в целом.

Большая часть проблем школьника родом из семьи, её климата, стиля взаимоотношений. При всей своей любви к ребёнку родители часто не знают его и не могут понять. Поэтому работа с родителями учащихся становится всё более востребованной и школой, и самими взрослыми.

Анализ исходной ситуации:

Вместе со сменой поколений меняется и отношение к окружающему миру, в том числе и к семье. Сегодня она не играет столь важной роли, то есть не воспитывает необходимые качества, такие, как благородство, честность, порядочность, достоинство, справедливость и т.д. Список можно продолжать до бесконечности. Это говорит об отсутствии воспитания, должного влияния родителей на формирование мировоззрения своих детей. Именно поэтому в своём проекте мы хотим привлечь внимание общественности к этой проблеме, показав значимость семьи в современном мире через призму поколений, тесную связь семьи и школы.

Жизненные ценности современного поколения отличаются от ценностей XIX и XX веков. Доказательством этого могут служить результаты социологического опроса, проведенного в лицее. На первое место сегодня подростки ставят свободу и ещё карьеру. Что же касается семьи, то она занимает далеко не первые позиции.

Проблемы, на решение которых направлен проект:

  • разрушение семьи как ячейки общества;
  • утрата влияния семьи на формирование личности ребёнка как гражданина;
  • ослабление связей семьи и школы.

Объект исследования: Совместная работа семьи и школы по воспитанию и развитию младших школьников.

Предмет преобразования: Формы и содержание деятельности начальной школы в рамках всестороннего развития младших школьников.

Условия реализации проекта:

  • установление на самых ранних ступенях обучения тесных контактов с семьями младших школьников;
  • оказание родителям в случае необходимости помощи со стороны учителей и специалистов (психолога, логопеда, социального педагога);
  • наряду с традиционными формами обучения и воспитания широкое использование инновационных технологий, рассчитанных на выстраивание взаимоотношений через общение, культуру и любовь;
  • регулярное диагностирование работы «Семейной школы», её прогнозирование, корректировка;
  • организация творческого поиска, постоянный анализ опыта работы, совершенствование и оценивание с позиций системного понимания обучения и воспитания;
  • совершенствование профессионального мастерства педагогов.

Этапы реализации проекта:

Этапы Сроки Направление деятельности Исполнители
Пропедевтический 2007 год · изучить состояние взаимоотношений ученических коллективов с родителями учащихся;
· проанализировать воспитательную работу с семьями, ее характерные особенности;
· разработать проект совместной деятельности семьи и школы по формированию личности младшего школьника;
· оценить потребность в использовании данной модели;
· выявить источники сопротивления (риски);
· обеспечить принятие данной модели всеми субъектами учебно-воспитательного процесса
Заместитель директора по УВР
Кафедра начального образования
Информационно-аналитический 2007-2008 учебный год · показать, как можно организовать совместную деятельность в естественных условиях школьного процесса;
· провести диагностическое исследование состояния взаимоотношений в семьях учащихся, обработать результаты;
· определить уровень деятельности классных родительских комитетов;
· проанализировать полученные данные;
· выявить и продемонстрировать неудовлетворенности текущим состоянием (проблемы);
· принять решение о внедрении модели в работу;
· создать творческую группу педагогов и родителей.
Психолог
Соц. работник
Классные руководители
Администрация лицея
Организационно-исполнительский 2008-2009 учебный год · разработать алгоритм деятельности педагога по формированию нового образовательного пространства в лицее;
· разработать и провести серию встреч в «Интеллектуальном клубе»;
· апробировать систему совместных мероприятий, проводимых в рамках «Семейной школы»;
· апробировать средства поддержания и сохранения психологического комфорта;
· активизировать познавательную деятельность школьников;
· систематизировать работу с детьми различного интеллектуального уровня;
· осуществлять контроль за ходом работы по модели, разработанной творческой группой.
Заместитель директора по УВР
Педагогический коллектив
Руководитель кафедры начального обучения
Контрольно-диагностический 2009-2010 учебный год · провести повторную диагностику уровня взаимоотношения семьи и школы;
· дать полный анализ полученных результатов;
· продумать и систематизировать коррекционную работу
Классные руководители
Совет лицея
Администрация школы
Заместитель директора по УВР

ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ:

Риски Способы предотвращения
Отсутствие методической базы · создание информационной базы;
· работа кафедры начального образования;
· организационная работа по саморазвитию;
· разработка структурно-методических схем
Загруженность педагогического коллектива основной работой · аналитическое обоснование внедрения данной модели, ожидаемый прогноз;
· рациональная организация труда;
· соотношение реальных результатов деятельности школы с четко поставленными целями и задачами;
· оправданность результатов;
· обучение работе по модели в рамках работы методической кафедры, семинара;
· создание экспериментальной группы на базе НМС (должностные инструкции, нормативные документы);
· экспериментальная деятельность педагогов, творческая работа в рамках аттестации, развитие профессионального мастерства
Психологическая неготовность к принятию идеи, отсутствие мотивации · обеспечение научно-методической, материально-технической базы;
· распространение информации о достоинствах модели, ее возможностях выявить недостатки и спрогнозировать результаты;
· реалистичность достижения общих и частных целей;
· благоприятная морально-психологическая обстановка;
· привлечение на свою сторону лидеров неформальных групп;
· получение поддержки высшего руководства, учредителя;
· формирование оптимальной системы стимулирования (аттестация сотрудников, материальное вознаграждение);
· социальные потребности педагогов (потребность в творческой деятельности, поддержка реализации новых идей)
Форс-мажорные обстоятельства · четкое распределение обязанностей и ответственности;
· теоретическая и методическая подготовка учителей;
· обеспечение опережающего обучения;
· поэтапная оценка результатов;
· информированность персонала;
· налаживание эффективной системы межличностных коммуникаций, способствующей обмену опытом, навыками работы по модели

Формы и содержание родительского участия в работе «Семейной школы»

№ п/п Название мероприятия Ответственные
1. Торжественное открытие нового учебного года в «Семейной школе». Щетинина Н.А.
2. Совместные концерты художественной самодеятельности на День матери, День защитника Отечества, День семьи. Бодрова Е.Н.
3. Мероприятия «Семейные традиции и праздники», «Заглянем в семейный альбом», «Семья талантами богата», «династии в профессии». Классные руководители
4. Создание проектов «Корни моей семьи», «Наши имена», «Что означают наши фамилии», «Кем я горжусь в моей семье». Классные руководители
5. Родительские собрания «Секреты семейной любви». Классные руководители
6. Анкетирование «Знаем ли мы друг друга?» Классные руководители
7. Праздник «Наш класс – дружная семья». Классные руководители
8. Индивидуальная работа педагогов и специалистов школы с учащимися и их родителями. Классные руководители, специалисты.
9. «Ярмарка вопросов и ответов»- психологический практикум. Психолог
10. Тренинги «Мы все родом из детства», «Семейные советы». Психолог
11. Мозговой штурм «Дети и деньги», «Компьютер и ребёнок: за и против». Психолог
12. Работа «Интеллектуального клуба» Щетинина Н.А.
13. Акции милосердия «Вера, надежда, любовь» Социальный педагог
14. Патронат неблагополучных семей Социальный педагог
15. Родительская экспертиза оценки работы учителя. Совет лицея
16. Депутатская акция в поддержку одарённых детей
Ярмарка «Город мастеров»
Работа совета профилактики
Харченко С.И.,
Сычёв В.А.

Ожидаемые результаты:

  • повышение интереса родителей к обучению младших школьников, заинтересованность их происходящим в лицее, привлечение к сотрудничеству;
  • рост интеллектуального потенциала учащихся, расширение возможностей для творческого развития личности учащихся, реализации их интересов, укрепление веры в собственные силы;
  • повышение значимости семьи в учебно-воспитательном процессе;
  • укрепление внутрисемейных связей, связей семьи и школы;
  • повышение навыков работы с информацией, культуры чтения, формирование умения поиска информации в сети Интернет;
  • установление гуманных отношений, партнёрского сотрудничества всех участников образовательного процесса;
  • активизация участия младших школьников (2 -4 классов) в международных олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру»;
  • активизация участия детей в школьных олимпиадах, предметных неделях, « книжкиной неделе»;
  • апробация новых форм и методов воспитательной работы.

Экономическое обеспечение проекта: 

Представленный проект экономичен, так как будет осуществляться на бюджетные средства в рамках сметы образовательного учреждения. Для реализации проекта необходимы бланки «Благодарственных писем» для поощрения родителей, «Почётных грамот» для награждения учащихся и педагогов. С целью покупки призов для победителей конкурсов, турниров, олимпиад возможно привлечение спонсорских средств.

№ п/п Статьи расходов статья Стоимость в рублях
1. Курсовая подготовка, проблемные семинары:
· транспортные услуги
· проживание
· суточные

222
226
212
15.500
10.500
12.400
8.800
2. Справочная литература, книги на призы 340 10.000
3. Подписка, программное обеспечение, проведение олимпиад, НОУ 226 42.600
4. Методические выплаты 212 104.500
5. Канцелярские товары 340 40.000
6. Услуги по содержанию помещений 225 200.000
7. Электроэнергия 223 100.00
  Итого:   544.300

Осуществление продвижения проекта, информационное пиар-обеспечение:

  • внешний и внутренний мониторинг хода и результатов проекта;
  • диссиминация результатов проекта в среде педагогов;
  • представление в СМИ (местные радио, телекомпании «Траст», «Степь», газеты «Славгородские вести», «Вечерний Славгород», «Соседи») данных о работе «Семейной школы».

На занятиях «Семейной школы» происходит неформальное сотрудничество семьи и школы, формируется ответственное отношение родителей к проблемам обучения и развития детей.

Один раз в четверть в рамках «Семейной школы» работает «Интеллектуальный клуб»: организуются для учащихся интеллектуальные игры, на которых обязательно предлагаются задания и для родителей. Мы выбрали игру как ведущее мероприятие в «Семейной школе», потому что игра имитирует реальную жизнь, имеет чёткие правила и ограниченную продолжительность. Игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:

  • помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;
  • обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;
  • включает младшего школьника в процесс самопознания и самовоспитания;
  • воспитывает ответственность, аккуратность, способствует самоорганизации детей.

Игра – уникальный вид деятельности, развивающий не отдельные способности ребёнка, а формирующий интеллект в целом, развивающий творческий способности.

Максим Горький считал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут…» интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается прежде всего за счёт мыслительных способностей человека. Цели проведения интеллектуальных игр разнообразны, мы ставим следующие:

  • Образовательные
    – стимулировать самостоятельное изучение материала,
    – проверить уровень полученных знаний.
  • Развивающие
    – развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникабельность.
  • Воспитательные
    – учить детей уважать правила игры;
    – принимать во внимание собственные и чужие действия;
    – становиться более терпимыми;
    – учиться быть честными и корректными;
    – конкурировать с другими, не рассматривая соперника как врага;
    – формирование умения вырабатывать правильную стратегию в любом конкретном случае.

Интеллектуальные игры, проведённые в «Семейной школе», имеют ряд особенностей:

  • объединяют всех учащихся начальной школы;
  • формируют и развивают познавательный интерес;
  • развивают эрудицию учащихся в разных областях познания;
  • удовлетворяют потребность учащихся в интеллектуальном общении;
  • формируют коллективистские качества личности учащихся.

В интеллектуальных играх принимают участие команды всех начальных классов, а задания для каждой параллели готовятся индивидуально: первоклассникам предлагаются задания попроще, второклассники получают задания посложнее и т.д. Получается, что по одной теме дети соревнуются в параллели. Это им очень нравится, классов в параллелях 2 – 3, поэтому каждый класс занимает какое-то место, получает грамоту, приз.

Нами решено проводить интеллектуальные игры раз в четверть, за учебный год проходит 4 игры. Тематика игр и ответственные за их проведение педагоги были распределены на 3 года. Тема новой игры объявляется детям сразу же после проведения очередной. С этого дня дети 1,5 2 месяца готовятся к следующей игре. Команда от класса состоит из 10 человек, но готовится весь класс, а потом учитель отбирает подготовившихся лучше, или дети по очереди защищают честь класса, во время игры предлагаются задания и для болельщиков. В каждом классе своя система подготовки к игре: но всё «вращается » вокруг школьной библиотеки (активизировать работу библиотеки – одна из задач «Семейной школы»), В библиотеке подбираются книги по теме игры, задания даются только по тем вопросам, которые освещены в этих книгах. Хотя дети в поиске материала обращаются и в другие библиотеки города, домашние библиотеки, «заходят» в Интернет. Помощь в подготовке к игре оказывают родители. Первую интеллектуальную игру по теме «Город, в котором я живу» подготовила Сингач И.А. Ирина Андреевна подготовила прекрасный сценарий, который позволял детям узнать историю родного города, готовящемуся в 2010 году к 100-летнему юбилею. Родителям было предложено назвать, что раньше располагалось в старинных зданиях, показанных в презентации. Это было не очень лёгкое задание: ведь многие здания были построены ещё до рождения родителей. Новые знания на этой игре получили не только дети, но и все присутствующие. Ирина Андреевна задала хороший тон в подготовке интеллектуальных игр. Также отлично по сказкам А.С. Пушкина прошла игра «Путешествие в Лукоморье». Провела её Загирова Л.Н., удачными были не только задания на знание сказок Пушкина, но и конкурс на лучшую иллюстрацию, для победителей которого родительские комитеты классов подготовили призы. Во многом успех игры обеспечен ведущей: Людмила Николаевна смогла акцентировать внимание игроков на гуманизме поэзии Пушкина, его лёгкой иронии.

План проведения турниров в «Интеллектуальном клубе», организованном при «Семейной школе» 

№ п/п Дата проведения игры Тематика игр Название
1. Январь 2008 Краеведение Город, в котором я живу
2. Апрель 2008 Сказки Пушкина Путешествие в Лукоморье
3. Октябрь 20008 Правила дорожного движения С песней, с шуткой и в игре изучаем ПДД
4. Декабрь 2008 Окружающий мир Загадки природы
5. Февраль 2009 Профориентация учащихся Все профессии нужны, все профессии важны
6. Апрель 2009 Мир искусства Музыкальная капель
7. Октябрь 2009 Детская литература С Чуковским по жизни
8. Декабрь 2009 В мире интересных фактов Всё обо всём
9. Февраль 2010 Этикет Ступеньки мудрости
10 Апрель 2010 Общеинтеллектуальные знания «Умники и умницы»

Для родителей в «Семейной школе» проведён праздник День Матери – на этом празднике состоялось открытие нашей школы. В начале марта проведен праздник пап и мам, на котором были активны, как родители, так и дети.

За это время у нас стали складываться традиции:

  • награждение учащихся за победы в олимпиадах, различных конкурсах,
  • вручение благодарственных писем родителям, помогающим в организации учебно-воспитательного процесса,
  • вручение премий педагогам, подготовившим интеллектуальные игры, или праздники в «Семейной школе».

Проведённое в апреле 2010 года среди родителей анкетирование позволило сделать вывод, что проект положительно принят родителями. Они дали несколько дельных советов по проведению занятий в «Семейной школе», предложили новые темы для интеллектуальных игр.

Работа «Семейной школы» продолжается.