В начальных классах МОУ «Лицей №17» г.Славгорода успешно реализован проект «Семейная школа» как фактор формирования образовательного пространства лицея». МОУ «Лицей №17» создан путем присоединения школы №17 к Славгородскому городскому лицею, в котором не было начальных классов. Так получилось, что конкурсного отбора в лицей не проводили, мы обучаем обычных мальчишек и девчонок, но требования к качеству знаний у нас, конечно же, повышенные. Добиться успеха в формировании нового образовательного пространства можно было только с помощью родителей. Для этого и был разработан наш проект.
Цель проекта: создать условия для формирования нового образовательного пространства в лицее через объединение учащихся, учителей, родителей младших школьников в коллектив единомышленников.
Задачи:
образовательные:
- формировать личность младшего школьника с развитым интеллектом и высоким уровнем культуры, адаптированную к современной жизни;
- создать оптимальные условия для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого учащегося;
- приобщить детей к поиску информации из самых разных источников, включая Интернет;
- приобщить младших школьников к исследовательской деятельности, к участию в лицейской и городской исследовательских конференциях младших школьников, во Всероссийском фестивале исследовательских и творческих работ «Портфолио».
воспитательные:
- ввести учащихся в мир общечеловеческих ценностей, формировать у них адекватное этим ценностям поведение и нравственные основы личности;
- передавать опыт старшего поколения, воспитывать чувства любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, развитие интереса к истории своей семьи;
- формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
- способствовать установлению отношений в духе доброжелательности, взаимопомощи и сотрудничества, формированию коллектива;
развивающие:
- обеспечивать дополнительные возможности для раскрытия и развития способностей учащихся в различных видах деятельности;
- формировать у учащихся эмоционально-нравственную отзывчивость;
- помочь приобрести навыки коллективного общения, умение работать в команде;
- обеспечивать совершенствование отношений в звеньях «ученик – учитель», «ученик – ученик», «родитель – учитель», «родитель – ученик»;
- помочь лицеистам приобрести опыт публичных выступлений, ведения дискуссий, стратегического и тактического поведения личности и команды в меняющихся условиях.
Обоснование темы проекта:
Народная мудрость гласит: «Крепка семья – сильна Россия». Главный талант крепкой семьи – это способность любить, любить друг друга, любить окружающих, любить жизнь. Самодостаточные семьи отличаются способностью притягивать к себе людей, понимать чужую боль, сопереживать и сочувствовать.
Л.Н. Толстой писал: « Люди как реки: у каждого своё русло, свой исток». Исток этот – родной дом, семья, её традиции, уклад, основываться которые должны на самоотдаче, любви, заботе и понимании друг друга.
Семейный мир для любимых героев Толстого – мир детства. Детскость души (чистота, наивность, естественность), которую сохраняет человек,- это, по убеждению Толстого, и есть сердцевина нравственности, суть прекрасного в человеке.
Если сравнить семейные ценности трёх последних веков с ценностями современности, то напрашивается вывод, что раньше семья воспитывала истинные, необходимые человеку нравственные ценности. Сегодня же гражданский институт разваливается, так как семья больше не воспитывает чувства патриотизма, стремления к улучшению жизни общества, а также таких важных качеств, как честность, порядочность, открытость, доброта, милосердие и многое другое, что в прошлые века было неотъемлемой частью каждого человека и всего общества в целом.
Большая часть проблем школьника родом из семьи, её климата, стиля взаимоотношений. При всей своей любви к ребёнку родители часто не знают его и не могут понять. Поэтому работа с родителями учащихся становится всё более востребованной и школой, и самими взрослыми.
Анализ исходной ситуации:
Вместе со сменой поколений меняется и отношение к окружающему миру, в том числе и к семье. Сегодня она не играет столь важной роли, то есть не воспитывает необходимые качества, такие, как благородство, честность, порядочность, достоинство, справедливость и т.д. Список можно продолжать до бесконечности. Это говорит об отсутствии воспитания, должного влияния родителей на формирование мировоззрения своих детей. Именно поэтому в своём проекте мы хотим привлечь внимание общественности к этой проблеме, показав значимость семьи в современном мире через призму поколений, тесную связь семьи и школы.
Жизненные ценности современного поколения отличаются от ценностей XIX и XX веков. Доказательством этого могут служить результаты социологического опроса, проведенного в лицее. На первое место сегодня подростки ставят свободу и ещё карьеру. Что же касается семьи, то она занимает далеко не первые позиции.
Проблемы, на решение которых направлен проект:
- разрушение семьи как ячейки общества;
- утрата влияния семьи на формирование личности ребёнка как гражданина;
- ослабление связей семьи и школы.
Объект исследования: Совместная работа семьи и школы по воспитанию и развитию младших школьников.
Предмет преобразования: Формы и содержание деятельности начальной школы в рамках всестороннего развития младших школьников.
Условия реализации проекта:
- установление на самых ранних ступенях обучения тесных контактов с семьями младших школьников;
- оказание родителям в случае необходимости помощи со стороны учителей и специалистов (психолога, логопеда, социального педагога);
- наряду с традиционными формами обучения и воспитания широкое использование инновационных технологий, рассчитанных на выстраивание взаимоотношений через общение, культуру и любовь;
- регулярное диагностирование работы «Семейной школы», её прогнозирование, корректировка;
- организация творческого поиска, постоянный анализ опыта работы, совершенствование и оценивание с позиций системного понимания обучения и воспитания;
- совершенствование профессионального мастерства педагогов.
Этапы реализации проекта:
Этапы | Сроки | Направление деятельности | Исполнители |
Пропедевтический | 2007 год | · изучить состояние взаимоотношений ученических коллективов с родителями учащихся; · проанализировать воспитательную работу с семьями, ее характерные особенности; · разработать проект совместной деятельности семьи и школы по формированию личности младшего школьника; · оценить потребность в использовании данной модели; · выявить источники сопротивления (риски); · обеспечить принятие данной модели всеми субъектами учебно-воспитательного процесса |
Заместитель директора по УВР Кафедра начального образования |
Информационно-аналитический | 2007-2008 учебный год | · показать, как можно организовать совместную деятельность в естественных условиях школьного процесса; · провести диагностическое исследование состояния взаимоотношений в семьях учащихся, обработать результаты; · определить уровень деятельности классных родительских комитетов; · проанализировать полученные данные; · выявить и продемонстрировать неудовлетворенности текущим состоянием (проблемы); · принять решение о внедрении модели в работу; · создать творческую группу педагогов и родителей. |
Психолог Соц. работник Классные руководители Администрация лицея |
Организационно-исполнительский | 2008-2009 учебный год | · разработать алгоритм деятельности педагога по формированию нового образовательного пространства в лицее; · разработать и провести серию встреч в «Интеллектуальном клубе»; · апробировать систему совместных мероприятий, проводимых в рамках «Семейной школы»; · апробировать средства поддержания и сохранения психологического комфорта; · активизировать познавательную деятельность школьников; · систематизировать работу с детьми различного интеллектуального уровня; · осуществлять контроль за ходом работы по модели, разработанной творческой группой. |
Заместитель директора по УВР Педагогический коллектив Руководитель кафедры начального обучения |
Контрольно-диагностический | 2009-2010 учебный год | · провести повторную диагностику уровня взаимоотношения семьи и школы; · дать полный анализ полученных результатов; · продумать и систематизировать коррекционную работу |
Классные руководители Совет лицея Администрация школы Заместитель директора по УВР |
ВОЗМОЖНЫЕ РИСКИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕИ:
Риски | Способы предотвращения |
Отсутствие методической базы | · создание информационной базы; · работа кафедры начального образования; · организационная работа по саморазвитию; · разработка структурно-методических схем |
Загруженность педагогического коллектива основной работой | · аналитическое обоснование внедрения данной модели, ожидаемый прогноз; · рациональная организация труда; · соотношение реальных результатов деятельности школы с четко поставленными целями и задачами; · оправданность результатов; · обучение работе по модели в рамках работы методической кафедры, семинара; · создание экспериментальной группы на базе НМС (должностные инструкции, нормативные документы); · экспериментальная деятельность педагогов, творческая работа в рамках аттестации, развитие профессионального мастерства |
Психологическая неготовность к принятию идеи, отсутствие мотивации | · обеспечение научно-методической, материально-технической базы; · распространение информации о достоинствах модели, ее возможностях выявить недостатки и спрогнозировать результаты; · реалистичность достижения общих и частных целей; · благоприятная морально-психологическая обстановка; · привлечение на свою сторону лидеров неформальных групп; · получение поддержки высшего руководства, учредителя; · формирование оптимальной системы стимулирования (аттестация сотрудников, материальное вознаграждение); · социальные потребности педагогов (потребность в творческой деятельности, поддержка реализации новых идей) |
Форс-мажорные обстоятельства | · четкое распределение обязанностей и ответственности; · теоретическая и методическая подготовка учителей; · обеспечение опережающего обучения; · поэтапная оценка результатов; · информированность персонала; · налаживание эффективной системы межличностных коммуникаций, способствующей обмену опытом, навыками работы по модели |
Формы и содержание родительского участия в работе «Семейной школы»
№ п/п | Название мероприятия | Ответственные |
1. | Торжественное открытие нового учебного года в «Семейной школе». | Щетинина Н.А. |
2. | Совместные концерты художественной самодеятельности на День матери, День защитника Отечества, День семьи. | Бодрова Е.Н. |
3. | Мероприятия «Семейные традиции и праздники», «Заглянем в семейный альбом», «Семья талантами богата», «династии в профессии». | Классные руководители |
4. | Создание проектов «Корни моей семьи», «Наши имена», «Что означают наши фамилии», «Кем я горжусь в моей семье». | Классные руководители |
5. | Родительские собрания «Секреты семейной любви». | Классные руководители |
6. | Анкетирование «Знаем ли мы друг друга?» | Классные руководители |
7. | Праздник «Наш класс – дружная семья». | Классные руководители |
8. | Индивидуальная работа педагогов и специалистов школы с учащимися и их родителями. | Классные руководители, специалисты. |
9. | «Ярмарка вопросов и ответов»- психологический практикум. | Психолог |
10. | Тренинги «Мы все родом из детства», «Семейные советы». | Психолог |
11. | Мозговой штурм «Дети и деньги», «Компьютер и ребёнок: за и против». | Психолог |
12. | Работа «Интеллектуального клуба» | Щетинина Н.А. |
13. | Акции милосердия «Вера, надежда, любовь» | Социальный педагог |
14. | Патронат неблагополучных семей | Социальный педагог |
15. | Родительская экспертиза оценки работы учителя. | Совет лицея |
16. | Депутатская акция в поддержку одарённых детей Ярмарка «Город мастеров» Работа совета профилактики |
Харченко С.И., Сычёв В.А. |
Ожидаемые результаты:
- повышение интереса родителей к обучению младших школьников, заинтересованность их происходящим в лицее, привлечение к сотрудничеству;
- рост интеллектуального потенциала учащихся, расширение возможностей для творческого развития личности учащихся, реализации их интересов, укрепление веры в собственные силы;
- повышение значимости семьи в учебно-воспитательном процессе;
- укрепление внутрисемейных связей, связей семьи и школы;
- повышение навыков работы с информацией, культуры чтения, формирование умения поиска информации в сети Интернет;
- установление гуманных отношений, партнёрского сотрудничества всех участников образовательного процесса;
- активизация участия младших школьников (2 -4 классов) в международных олимпиадах «Русский медвежонок», «Кенгуру»;
- активизация участия детей в школьных олимпиадах, предметных неделях, « книжкиной неделе»;
- апробация новых форм и методов воспитательной работы.
Экономическое обеспечение проекта:
Представленный проект экономичен, так как будет осуществляться на бюджетные средства в рамках сметы образовательного учреждения. Для реализации проекта необходимы бланки «Благодарственных писем» для поощрения родителей, «Почётных грамот» для награждения учащихся и педагогов. С целью покупки призов для победителей конкурсов, турниров, олимпиад возможно привлечение спонсорских средств.
№ п/п | Статьи расходов | статья | Стоимость в рублях |
1. | Курсовая подготовка, проблемные семинары: · транспортные услуги · проживание · суточные |
222 226 212 |
15.500 10.500 12.400 8.800 |
2. | Справочная литература, книги на призы | 340 | 10.000 |
3. | Подписка, программное обеспечение, проведение олимпиад, НОУ | 226 | 42.600 |
4. | Методические выплаты | 212 | 104.500 |
5. | Канцелярские товары | 340 | 40.000 |
6. | Услуги по содержанию помещений | 225 | 200.000 |
7. | Электроэнергия | 223 | 100.00 |
Итого: | 544.300 |
Осуществление продвижения проекта, информационное пиар-обеспечение:
- внешний и внутренний мониторинг хода и результатов проекта;
- диссиминация результатов проекта в среде педагогов;
- представление в СМИ (местные радио, телекомпании «Траст», «Степь», газеты «Славгородские вести», «Вечерний Славгород», «Соседи») данных о работе «Семейной школы».
На занятиях «Семейной школы» происходит неформальное сотрудничество семьи и школы, формируется ответственное отношение родителей к проблемам обучения и развития детей.
Один раз в четверть в рамках «Семейной школы» работает «Интеллектуальный клуб»: организуются для учащихся интеллектуальные игры, на которых обязательно предлагаются задания и для родителей. Мы выбрали игру как ведущее мероприятие в «Семейной школе», потому что игра имитирует реальную жизнь, имеет чёткие правила и ограниченную продолжительность. Игра позволяет решать самые разные образовательные и воспитательные задачи:
- помогает обрести уверенность в своих силах, веру в людей, оптимизм;
- обеспечивает самонастрой на жизнерадостность, на развитие и возвышение себя, на реализацию своего человеческого предназначения, выработку привычки к постоянному самосовершенствованию;
- включает младшего школьника в процесс самопознания и самовоспитания;
- воспитывает ответственность, аккуратность, способствует самоорганизации детей.
Игра – уникальный вид деятельности, развивающий не отдельные способности ребёнка, а формирующий интеллект в целом, развивающий творческий способности.
Максим Горький считал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут…» интеллектуальная игра – это такая игра, где успех достигается прежде всего за счёт мыслительных способностей человека. Цели проведения интеллектуальных игр разнообразны, мы ставим следующие:
- Образовательные
– стимулировать самостоятельное изучение материала,
– проверить уровень полученных знаний. - Развивающие
– развивать логическое мышление, сообразительность, коммуникабельность. - Воспитательные
– учить детей уважать правила игры;
– принимать во внимание собственные и чужие действия;
– становиться более терпимыми;
– учиться быть честными и корректными;
– конкурировать с другими, не рассматривая соперника как врага;
– формирование умения вырабатывать правильную стратегию в любом конкретном случае.
Интеллектуальные игры, проведённые в «Семейной школе», имеют ряд особенностей:
- объединяют всех учащихся начальной школы;
- формируют и развивают познавательный интерес;
- развивают эрудицию учащихся в разных областях познания;
- удовлетворяют потребность учащихся в интеллектуальном общении;
- формируют коллективистские качества личности учащихся.
В интеллектуальных играх принимают участие команды всех начальных классов, а задания для каждой параллели готовятся индивидуально: первоклассникам предлагаются задания попроще, второклассники получают задания посложнее и т.д. Получается, что по одной теме дети соревнуются в параллели. Это им очень нравится, классов в параллелях 2 – 3, поэтому каждый класс занимает какое-то место, получает грамоту, приз.
Нами решено проводить интеллектуальные игры раз в четверть, за учебный год проходит 4 игры. Тематика игр и ответственные за их проведение педагоги были распределены на 3 года. Тема новой игры объявляется детям сразу же после проведения очередной. С этого дня дети 1,5 2 месяца готовятся к следующей игре. Команда от класса состоит из 10 человек, но готовится весь класс, а потом учитель отбирает подготовившихся лучше, или дети по очереди защищают честь класса, во время игры предлагаются задания и для болельщиков. В каждом классе своя система подготовки к игре: но всё «вращается » вокруг школьной библиотеки (активизировать работу библиотеки – одна из задач «Семейной школы»), В библиотеке подбираются книги по теме игры, задания даются только по тем вопросам, которые освещены в этих книгах. Хотя дети в поиске материала обращаются и в другие библиотеки города, домашние библиотеки, «заходят» в Интернет. Помощь в подготовке к игре оказывают родители. Первую интеллектуальную игру по теме «Город, в котором я живу» подготовила Сингач И.А. Ирина Андреевна подготовила прекрасный сценарий, который позволял детям узнать историю родного города, готовящемуся в 2010 году к 100-летнему юбилею. Родителям было предложено назвать, что раньше располагалось в старинных зданиях, показанных в презентации. Это было не очень лёгкое задание: ведь многие здания были построены ещё до рождения родителей. Новые знания на этой игре получили не только дети, но и все присутствующие. Ирина Андреевна задала хороший тон в подготовке интеллектуальных игр. Также отлично по сказкам А.С. Пушкина прошла игра «Путешествие в Лукоморье». Провела её Загирова Л.Н., удачными были не только задания на знание сказок Пушкина, но и конкурс на лучшую иллюстрацию, для победителей которого родительские комитеты классов подготовили призы. Во многом успех игры обеспечен ведущей: Людмила Николаевна смогла акцентировать внимание игроков на гуманизме поэзии Пушкина, его лёгкой иронии.
План проведения турниров в «Интеллектуальном клубе», организованном при «Семейной школе»
№ п/п | Дата проведения игры | Тематика игр | Название |
1. | Январь 2008 | Краеведение | Город, в котором я живу |
2. | Апрель 2008 | Сказки Пушкина | Путешествие в Лукоморье |
3. | Октябрь 20008 | Правила дорожного движения | С песней, с шуткой и в игре изучаем ПДД |
4. | Декабрь 2008 | Окружающий мир | Загадки природы |
5. | Февраль 2009 | Профориентация учащихся | Все профессии нужны, все профессии важны |
6. | Апрель 2009 | Мир искусства | Музыкальная капель |
7. | Октябрь 2009 | Детская литература | С Чуковским по жизни |
8. | Декабрь 2009 | В мире интересных фактов | Всё обо всём |
9. | Февраль 2010 | Этикет | Ступеньки мудрости |
10 | Апрель 2010 | Общеинтеллектуальные знания | «Умники и умницы» |
Для родителей в «Семейной школе» проведён праздник День Матери – на этом празднике состоялось открытие нашей школы. В начале марта проведен праздник пап и мам, на котором были активны, как родители, так и дети.
За это время у нас стали складываться традиции:
- награждение учащихся за победы в олимпиадах, различных конкурсах,
- вручение благодарственных писем родителям, помогающим в организации учебно-воспитательного процесса,
- вручение премий педагогам, подготовившим интеллектуальные игры, или праздники в «Семейной школе».
Проведённое в апреле 2010 года среди родителей анкетирование позволило сделать вывод, что проект положительно принят родителями. Они дали несколько дельных советов по проведению занятий в «Семейной школе», предложили новые темы для интеллектуальных игр.
Работа «Семейной школы» продолжается.