Придя в школу, дети уже умеют запоминать произвольно, однако это умение несовершенно. Так, первоклассник часто не помнит, что было задано на дом (для этого требуется произвольное запоминание), хотя легко и быстро запоминает то, что интересно, что вызывает сильные чувства (непроизвольно). Чувства оказывают очень большое влияние на быстроту и прочность запоминания. Поэтому дети легко запоминают песни, стихи, сказки, которые вызывают яркие образы и сильные переживания.
Непроизвольное запоминание играет большую роль в учебной деятельности младшего школьника. Как показывают исследования А. А. Смирнова, П. И. Зинченко, А. Н. Леонтьева, дети без особых усилий запоминают материал, с которым они действуют. К 1 классу непроизвольное запоминание становится более продуктивным.
Механическое запоминание, к которому прибегает школьник, заучивая заданный урок, объясняется тем, что он не владеет рациональными приемами запоминания, о значении которых мы будем говорить ниже.
Особенностям развития памяти ребенка было посвящено много теорий. О развитии памяти судили, например, по количеству запоминаемого материала. На протяжении всего младшего школьного возраста идет развитие произвольного и осмысленного запоминания.
Первое время у младших школьников недостаточно развит самоконтроль. Первоклассники, как правило, проверяют себя с чисто внешней, количественной стороны (повторил ли он материал столько раз, сколько сказал учитель), не отдавая себе отчета в том, смогут ли они воспроизвести материал на уроке. Самоконтроль, как правило, осуществляется на основе узнавания. Показателем произвольности служат приемы запоминания. Сначала основным приемом является многократное прочитывание всего материала. Затем учащиеся начинают пользоваться более сложным приемом: чередуют прочитывать с воспроизведением.
Важнейшим приемом осмысленного запоминания является деление текста на смысловые части. При этом деление на части при заучивании учебного материала производится младшими школьниками не с целью вычленения основного, существенного, главного, а с целью последовательного заучивания каждой из этих частей в отдельности. Это чисто техническое деление текста. Его основная задача – наметить порядок заучивания отдельных частей и установить объем того, что надо запомнить в один прием.
Особенности воспроизведения
В младшем школьном возрасте воспроизведение представляет большие трудности в связи с тем, что оно требует умения ставить цель, активизировать мышление. К этому учащиеся приходят постепенно. Потребность в повторении при заучивании у них возникает раньше, и они реализуют ее в узнавании, заглядывая в текст. Со временем ученики под влиянием учителя убеждаются в необходимости воспроизведения.
Воспроизведением младшие школьники начинают пользоваться при заучивании наизусть. При этом чаще всего они воспроизводят с опорой на текст. К припоминанию они прибегают реже, так как оно связано с напряжением. Еще К. Д. Ушинский отмечал, что младшие школьники не любят припоминать того, что позабыли, они охотнее передают «то, что свежо сохранилось в их памяти». Указывая на эту особенность, К. Д. Ушинский писал: «Упорное припоминание есть труд и труд иногда нелегкий, к которому должно приучать дитя понемногу».
С возрастом дети при воспроизведении учебного материала усиливают его мыслительную обработку в плане систематизации и обобщения. В результате они воспроизводят учебный материал более свободно и связно.
Улучшение отсроченного воспроизведения (реминисценция) С. Л. Рубинштейн связывает с осмыслением материала. Оно у младших школьников осуществляется не сразу, а постепенно. Младшие дети, по мнению С Л. Рубинштейна, более обобщенно воспроизводят материал лишь спустя некоторое время. С физиологической точки зрения это объясняется снятием отрицательной индукции, возникающей в процессе запоминания.
Особенности забывания младших школьников
Процесс забывания зависит от того, как дети запоминают, какие приемы используют.
На протяжении всего младшего школьного возраста учащиеся нуждаются в том, чтобы их работа по запоминанию направлялась учителем, так как сами они еще затрудняются поставить перед собой определенную, конкретную задачу: запомнить точно или запомнить, чтобы передать своими словами, и т. д. Однако эксперименты показывают, что если такая задача перед ними поставлена, то учащиеся справляются с ней. При отсутствии конкретной задачи дети часто прибегают к дословному запоминанию, особенно в тех случаях, когда материал очень небольшой по объему, но насыщен содержанием, или ученик не владеет в достаточной степени речью, чтобы свободно передать материал своими словами.
Как видно из изложенного, все процессы памяти имеют ярко выраженные возрастные особенности, знание которых помогает учителю правильно организовать обучение.
Конкретно-образный характер памяти младших школьников проявляется в том, что дети справляются даже с такими трудными приемами запоминания, как соотнесении, деление на части текста, если при этом есть опора на наглядность, например на соответствующие иллюстрации.
Это особенно надо знать и учитывать педагогу при организации учебного процесса.
Прием запоминания орфограммы
1. Усиление орфограммы.
«Усилить» орфограмму – значит сделать более ярким то место в слове, которое трудно запоминается и легко забывается.
Этапы работы по «усилению»:
- Выделение трудной орфограммы.
- Постановка перед учащимся проблемы «как усилить орфограмму»? Как лучше запомнить именно эту букву? Как помочь своей памяти?
- Самостоятельный поиск учащимися способов «усиления»
- Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов.
- Выбор каждым учащимся индивидуального приема запоминания.
2. Эффективные способы «усиления» орфограммы:
- написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета;
- деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв,
- составление ребусов,
- заучивание обобщенным способом,
- возвращение в забытую этимологию слова.
Приемы заучивания правил
1) Расскажи правило в разных вариантах и ролях. Расскажи правило так, как рассказал бы первокласснику, бабушке, любимой игрушке.
2) Рассказывание правила с разной эмоциональной нагрузкой.
- расскажи правило весело или грустно.
- расскажи правило так, словно содержание его является строжайшей тайной для всех, кто в данный момент захочет подслушать за дверью класса;
- все сведения, содержащиеся в правиле, возьмите под сомнение или оформите их в виде опроса.
3) Расскажи правило наоборот.
4) Игра «Угадайте, какое слово проглотил диктор телевидения». В роли диктора- ученик, который рассказывает правило, пропуская в предложении одно слово. Ребята отгадывают, какое слово «проглотил».
5) Передайте правило «по радио» как самую свежую новость.
6) Игра «Найди в правиле слова..» (состоящие из трех букв, из одного слога, только из корня, с безударной гласной в корне слова, и др)
7) Коллективная игра «Ваш пропуск, слово!» Заучиваемое правило учитель записывает на доске. Каждое его слово должно получить «пропуск» в правило, но перед этим оно подвергается тщательной проверке. В игре есть ведущий и контролер, все остальные учащиеся – защитники слов. Ведущий называет поочередно слова, входящие в правило. Контролер ждет, пока защитники докажут важность того или иного слова. Если слово в правиле необходимо, то оно получает от контролера законный «пропуск».
Приемы запоминания
Заучивайте большой текст не сразу, а перерывами. Применяйте «правило надежности»:убедились, что заучиваемый текст вы уже помните, расскажите его наизусть еще 3 раза – вот тогда можете быть уверены, что запомнили надолго.
Метод «PQRST» или 5 этапов заучивания текста.
Метод «PQRST» означает: Р - Previen – предварительный просмотр; Q-Question вопрос; R- Read- чтение; S-Self – повторение; Recitation T-Test- проверка.
1. Просмотрите текст.
2. Сформулируйте вопросы, на которые можно ответить, прочитав текст.
3. Прочитайте текст, сконцентрировавшись на вопросах.
4. Повторите прочитанное, пытаясь ответить на вопросы по памяти.
5. Сравните результаты, еще раз прочитав текст.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лайло В.В. Развитие памяти и повышение грамотности. М, Дрофа, 2000
2. Пунский В.О. Азбука учебного труда. М: Просвещение, 1988
3. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для младших школьников.-Ярославль: Академия развития, 2001
4. Харальд Хавас Белен Мерседес Мондеманн. Как стать самым умным. 300 упражнений для развития умственных способностей. Харьков, 2007