Как активизировать коммуникативную деятельность младших школьников

Разделы: Начальная школа


Социальный запрос общества на современном этапе, отражённый в образовательном стандарте, диктует необходимость именно на начальном этапе обучения научить ребёнка полноценно общаться, не бояться проблемных ситуаций, получить опыт их решения, пользоваться речевыми средствами языка. Чтобы общение было эффективным, необходимо использовать дидактические игры, которые в полной мере отвечают возрастным особенностям младших школьников. На уроках нужно использовать игры, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, воображения: ритмо-музыкальные, фонетические, игры на внимание. Каждая игра способствует развитию одного психического процесса или развивают несколько из них. Игра

"Кляксы " помогает развитию воображения. Учитель (или ученик) показывает картинки, на которых изображены бесформенные кляксы. Дети пытаются увидеть, на что они похожи, пытаются рассуждать, помогать друг другу. Игра "Волшебный поезд" способствует развитию логического мышления. Учитель выставляет поезд с вагончиками. В вагончиках живут пассажиры - картинки, логически связанные между собой, кроме одного. Выделить лишний.

Заучивание наизусть коротких стихов и рифмовок помогает совершенствовать и корректировать произносительные навыки, развивает память, коммуникативные навыки, увеличивает словарный запас.

1.

Осень шагает в жёлтом пальтишке.
Шлёп - на опушку.
Бух - на кукушку.
Хлоп - на зайчишку,
Падают шишки.
Ходит зайчишка весь в синяках,

2.

Дождь плясал по огороду,
Наливал на грядки воду.
Тучу - лейку перенёс,
Напоил в полях овёс.

Чтобы механизм взаиморегуляции двигательной и речевой функции "сдвинул" речевое развитие в позитивном направлении, можно использовать упражнения для снятия усталости, создания ситуации успеха и свободного речевого общения детей.

Упражнение "Шарик ".

Надуваем быстро шарик
Он становится большой.
Что случилось? Шарик лопнул,
Стал он тонкий и худой.

(Пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шар Воздух " выходит" и пальчики принимают исходное положение).

Младшие школьники с большим интересом воспринимают все формы работы, связанные с обращением к литературным текстам, в том числе словесные шутки, шуточные стихотворения.

(Г.Остер. Испорченная погода)

- Сначала мы с тобой нападём на след,- сказал попугай.

- Не надо, - испугался слонёнок.

- Почему?- удивился попугай.

- Ну - смутился слонёнок,- мы на него нападём, он даст сдачи, получится драка. Не надо.

Можно предложить задания: найдите слово с парным согласным на конце, образуйте новые слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами, повторите правила оформления прямой речи на письме.

"Как доказывает практика, коммуникативная деятельность невозможна без умения строить общение. Для того, чтобы научить детей общаться, можно использовать игры и упражнения, формирующие социокультурную компетенцию" [1]. Игра "Снежный ком", в которой дети должны повторить действие предыдущего ученика и добавить своё. Такие игровые моменты снимают напряжение, развивают внимание и память, помогают формировать коммуникативные навыки, активизируют речевое общение. Чтобы общаться, необходимо знать, о чём говорить. Это особенно актуально для детей младшего школьного возраста. Поэтому нужно использовать игры, формирующие картину предметного (окружающего мира), способствующие развитию познавательного интереса, что ведёт к активной позиции в коммуникативной деятельности. Упражнение "Подбор слов - ассоциаций": листок тетради делится на четыре части. В центре написано слово "животные". Ученикам предлагается записать:

1) в правом верхнем углу слова-ассоциации, обозначающие предмет. Какая часть речи обозначает предмет, на какие вопросы отвечает?

2) в правом нижнем углу - слова-ассоциации, обозначающие признак предмета. Какую часть речи употребили? На какие вопросы она отвечает?

3) в левом нижнем углу записать слова-действия.

4) в левом верхнем углу записать слова-помощники: где можно увидеть этих животных, где живут, как приспосабливаются к жизни [2]. Упражнение "Волшебная яблоня": на доске нарисована яблоня, к её веткам прикреплены плоские картонные яблоки, на обратной стороне которых записаны слова с пропущенной безударной гласной. Ученик, сорвав "яблоко", читает на обороте слово и, объяснив его правописание, вставляет пропущенную букву. Активизируют коммуникативную деятельность младших школьников проблемные ситуации. Упражнение: поставить в словах ударение и найти в каждом ещё одно маленькое слово, например - котелок, ворона, рисование.

Найденные слова выделяются цветным мелом. Вопрос: являются ли родственными большое и маленькое слово? Детям предлагается выполнить ту же работу с другой группой слов.

котёнок банкир грибной
кот банк гриб

Вопросы: являются ли теперь родственными большое и маленькое слово? Сравните, на какой гласный падает ударение в большом слове и в маленьком, как можно назвать все получившиеся маленькие слова? (корни). Учитель стирает гласные в корнях исходных слов и просит учеников проверить их написание. Дети делают вывод, что подбирать проверочные слова здесь не нужно, достаточно выделить корень, он и будет проверочным словом. Физкультминутки не только повышают общий эмоциональный настрой обучающихся, но и развивают память, внимание, воображение, что способствует активизации коммуникативной деятельности. Упражнение "Думающая шапочка " (Э. Баллингер) [2]. Кому понравится, чтобы его тянули за уши? Но если ты сам себя потянешь за уши - конечно, осторожно, это может принести пользу. Указательными и большими пальцами рук потяни за края свои уши в стороны, как будто хочешь их распрямить. Начинай с верхнего края уха и иди вниз до мочки. После 15- кратного потягивания ушей ты сможешь лучше и внимательнее слушать.

Овладение способностью к речевому общению создаёт предпосылки для специфически человеческих социальных контактов, благодаря которым формируются и уточняются представления ребёнка об окружающей действительности.

Литература.

1. Гайдина Л.И., Обухова Л.А. Логопедические упражнения: исправление нарушений письменной речи.1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007. - 112 с.

2. Зубарева Л.В. Коррекция письма на уроках.1-4 классы.- Волгоград: Учитель, 2008. - 134 с.