Сочинение ритмического сопровождения и запись несложных партитур к песенным миниатюрам

Разделы: Музыка


Игра на детских музыкальных инструментах является одним из основных видов музыкальной деятельности на уроке музыки. Она способствует проявлению и развитию музыкальных способностей ученика.

Данный вид деятельности приемлем для всех детей без исключения, и школьники с различным уровнем развития музыкальных способностей принимают активное участие в совместном инструментальном музицировании.

Задания для игры детей на музыкальных инструментах могут быть воспроизводящего характера. В этом случае педагог предлагает исполнить детям определенный ритмический рисунок. Задания могут носить творческий характер, что предполагает импровизационное исполнение, дает возможность сочинения “собственных инструментальных вариантов”.

Детское творчество в данном виде деятельности может быть направлено на разработку и составление партитуры для детского оркестра. Но как быть, если ученик не знает нотной грамоты? Как он сможет записать партитуру, не ориентируясь в нотной записи?

Большинство студентов, изучающих учебную дисциплину “Музыка и методика преподавания”, тоже не имеют музыкальной подготовки. В процессе работы появился способ, позволяющий всем студентам участвовать в разработке партитур к песенным миниатюрам, при котором опускается нотная запись. В дальнейшем этот способ использовался студентами и в школе при прохождении практики пробных уроков.

Алгоритм работы:

1. Для составления партитуры выбирается вокальное произведение (детская, народная песня). Необходимым условием является то, что произведение должно быть знакомо или предварительно выучено. Степень сложности выбранного произведения (ритмический рисунок, наличие пауз) зависит от уровня подготовки учащихся.

Возьмем, к примеру, песню Г.Струве “Пестрый колпачок”.

2. Подбираем детские музыкальные инструменты. Первое время лучше подбирать инструменты с различными характеристиками звучания. Конечно же, прежде чем приступить к этой работе, необходимо знать индивидуальные и технические возможности инструментов, владеть приемами игры на них. При выборе инструментов следует учитывать характер и настроение музыки. Пусть в нашем случае их будет четыре из известных всем: деревянные палочки, треугольник, бубен, маракас.

3. Записываем текст песни по фразам в тетради с пропусками, оставляя для каждого инструмента свою строчку. В начале каждой строки прописываем условные обозначения инструментов. Чтобы партитуру в дальнейшем удобнее было читать, инструменты следует располагать в определенном порядке.

4. Подбираем ритмический рисунок для каждого инструмента и записываем ритм, используя условные обозначения инструментов. Придерживаемся на начальных этапах составления партитуры следующих “правил”:

- Один из инструментов дублирует ритмический рисунок мелодии, играет по ритму песни (если опираться на текст, то получается - на каждый гласный звук). Строчку для записи ритма этого инструмента лучше оставлять сразу над строкой текста песни.

- Второй инструмент играет по “пульсу” в музыке (на сильные доли такта), или же фиксирует пульсацию и сильных и слабых долей такта. В данном случае треугольник “озвучивает” сильные доли.

- Третий инструмент, имеющий яркий, выделяющийся звук, может играть в конце или начале фразы (фразы можно группировать 1 и 3, 2 и 4; 1, 2 или 3, 4).

- Четвертый инструмент, который может издавать длинный шелестящий звук (маракас, бубен и т.д.), может озвучивать 1 и 3, или 2 и 4 фразы.

  1. Такой вариант партитуры рассматривается как “обязательный минимум”, который может иметь небольшие изменения. В дальнейшей работе количество инструментов и их ритмические партии могут варьироваться (по выбору учащихся).

Задания по составлению партитуры могут быть различные. Учитель может попросить составить партитуру “с чистого листа”, а может предложить заготовку – карточку, в которой частично присутствует запись (прописаны инструменты, отдельные партии, партии с пропусками ритма и т. д.). Но в любом случае необходимо учитывать возможности учащихся, уровень развития каждого конкретного класса.

Наибольшую трудность при составлении партитуры представляют произведения, в которых встречаются паузы. Ценность работы с такими произведениями для развития чувства ритма очевидна. Для удобства записи и работы с партитурой паузы следует прописать слогами или какими-либо другими условными обозначениями в строчке текста.

Практическая деятельность такого рода позволяет развивать и закреплять важные музыкальные представления учащихся о ритме, метре, строении музыкальной формы, средствах выразительности и т.д. Способствует формированию у учащихся музыкально – творческих способностей.

Список литературы

  1. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. – 416 с.
  2. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Издательский цент “Академия”, 1998. – 240 с.
  3. Осеннева М.С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников, - М.: Академия, 2001. – 366 с.