Можно с уверенностью сказать, что тема эта актуальна и сегодня. Ведь от образовательного уровня, квалификации, профессионализма и успешной продуктивной деятельности каждого педагога зависит успех ДОУ в решении поставленных задач. Для развития этих уровней педагогам нашего ДОУ созданы необходимые условия. Вот следующие составляющие:
- предоставить возможность для продолжения образования и самообразования;
- обеспечить научно-методическую работу;
- создать материально-техническое обеспечение и стимулирование.
Коротко остановлюсь на формировании данных условий в нашем ДОУ.
Образовательный уровень педагогов возрастает с каждым годом. Сегодня обучается в высших учебных заведениях - 6 воспитателей, 1- в педучилище, 2- младших воспитателя получают среднее педагогическое образование.
Проблема повышения профессионального мастерства педагога является одной из самых сложных и во многом зависит от правильно организованной научно-методической работы (НМР). В нашем детском саду она ведётся в двух направлениях:
- вне детского сада (курсовая переподготовка педагогов, общение педагогов с коллегами других городов и местностей в период отпуска, сессии, командировки с целью обмена передовым педагогическим опытом);
- научно-методическая работа внутри ДОУ и участие в ней педагогов.
Хотим напомнить, что НМР – это целостная, основанная на достижениях науки и передового опыта система взаимосвязанных мер, нацеленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогического коллектива в целом.
Система НМР в нашем учреждении предусматривает ряд мероприятий. Их количество и перечень может быть разным и зависеть от конкретного детского сада. Зато эффективность методической работы даётся по конечному результату, а не по числу разнообразно проведённых мероприятий.
Анализ анкетирования 23 педагогов показал, что непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого из них во многом зависит:
- от курсовой переподготовки, организованной в городе или за её пределами;
- от работы творческих групп;
- от правильно организованной работы педагогических совещаний;
- от участия педагогов в прохождении аттестации;
- от участия в конкурсах по обмену передовым педагогическим опытом.
Подводя итоги, можно сказать, что наиболее интересными и эффективными формами работы являются те, в которые непосредственно вовлечены педагоги для разработки, реализации и развития всех компонентов НМР.
Участие педагогов в тех или иных мероприятиях зависит от уровня их педагогической деятельности. В нашем коллективе мы выделяем 3 уровня:
- адаптивный (характерен для начинающего педагога, его целью является адаптация к профессии) –2 педагога, молодые специалисты.
- проблемно-поисковый (характерен для педагогов, которые нашли эффективные приёмы работы с детьми, оригинальные методики) – 13 педагогов
- инновационный (педагог работает в режиме внедрения инноваций в практику) - 14 педагогов.
Приятно отметить, что педагоги не находятся на одном уровне, их педагогическое мастерство постепенно обогащается, и они выходит на более высокую творческую ступень.
Приоритетным направлением в методической работе с воспитателями нашего детского сада является развитие педагогического творчества. Мы согласны с мнением писателя Ю. Олеша: «Происходит известный в психологии процесс «заражения», окружающих начинает беспокоить собственная пассивность, однообразие собственной работы, появляется состояние здоровой неудовлетворённости собой». Это подталкивает каждого педагога внедрять научную организацию труда в практику, систематически пополнять свои знания, создавать психологический настрой на творчество, видеть свои достижения, выявлять проблемы и находить пути их решения.
Ответственность за организацию НМР лежит на заместителе заведующего по воспитательной и методической работе. Она влияет на конкретизацию целей, задач, и содержания методической работы. Здесь же участвует педагог-психолог и педагоги-специалисты, консультируя воспитателей в пределах своей компетенции.
Для успешного осуществления этой работы необходима целенаправленная диагностика педагогического опыта воспитателей. Диагностика в нашем ДОУ проводится комплексно. Принцип индивидуального подхода, это вдумчивое проникновение в мир каждого педагога, в его стиль работы с учётом профессиональной подготовки, жизненного и социального опыта, в особенности его характера и поведения.
Организуется анкетирование с целью выявления проблемных вопросов. Анкета предполагает самооценку воспитателем собственной компетенции в решении определённых проблем и определение перспектив собственного профессионального роста. Эти проблемы могут составить основу планирования. Кроме анкетирования проводится экспертная оценка деятельности педагога. Её осуществляет группа из администрации, педагога –психолога, старшего воспитателя с привлечением педагогов высшей категории. Данные заносятся в диагностическую карту каждого педагога. Затем обобщаются. Диагностические данные позволяют дифференцированно подойти к организации научно-методической работы и способствуют обобщению и распространению передового опыта педагогов.
Одной из активных форм методической работы можно назвать процесс самообразования. Каждый педагог вправе выбрать проблему и средства для её решения. Большим стимулом в этом является участие педагогов в аттестации. Темы самообразования актуальны, в опыте каждого педагога присутствуют элементы опережающего, положительного развития и самосовершенствования педагогического роста каждого педагога. Мне нет необходимости рассказывать последовательность работы с каждым педагогом по данному направлению, так как это работа достаточно индивидуальна и требует создания соответствующих дополнительных условий.
Материально-техническую базу в ДОУ мы рассматриваем в неразрывном единстве с образовательной средой. Для всестороннего развития детей созданы условия. В достаточном количестве методическое обеспечение, игровой и демонстрационный материал, но для удовлетворения потребностей педагогов в осуществлении своих задач обобщённо ДОУ нуждается:
- в многофункциональной мебели;
- в дополнительном оборудовании;
- в демонстрационном, ТСО, КСО;
- в пополнении книжного фонда;
- в стимулировании деятельности педагога
Большую роль в персональном росте оказывает социальная значимость личности педагога: активное участие в общественной работе, авторитет среди педагогов и детей, если опыт данного педагога используется другими.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что для непрерывного персонального роста педагогических кадров необходим принцип индивидуального подхода к каждому педагогу и формирование условий для успешной реализации его задач.