Цель урока: создать условия для понимания роли форменных элементов крови в обеспечении жизнедеятельности организма.
Задачи:
Образовательные:
- Создать условия для выявления учащимися особенностей строения клеток крови, связанных с выполняемыми ими функциями.
- Создать условия для выявления учащимися закономерности продолжительности жизни клеток крови в зависимости от выполняемых функций.
- Создать условия для формирования у учащихся новых знаний о количестве разных типов клеток крови в зависимости от возраста человека.
Развивающие:
- Создать условия для внесения коррективы в знания о разнообразии лейкоцитов.
- Создать условия для внесения коррективы в знания о разнообразии и особенностях определения групп крови.
- Создать условия для внесения коррективы в знания о разнообразии лейкоцитов.
- Создать условия для внесения коррективы в знания о особенностях переливания крови.
Воспитательные:
- Создать условия для воспитания сознания о необходимости людям с разными группами крови становиться донорами.
- Создать условия для воспитания гигиенического навыка периодического проветривания помещений.
Конспект урока
Опрос
Как называется тема, которую мы начали с Вами проходить? (Внутренняя среда организма. Кровь.)
Из каких частей состоит внутренняя среда организма человека? (Кровь, лимфа, тканевая жидкость.)
Что мы с Вами видим на данном слайде (слайд №1)? Что обозначено цифрами на данном слайде (слайд №1)?
Где рождаются клетки крови? (Клетки крови рождаются в красном костном мозге.)
Сегодня мы с Вами будем более детально знакомиться с кровью, с её форменными элементами. Что такое форменные элементы крови? (Форменные элементы крови – это клетки крови). Какие клетки крови Вы знаете? (Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты).
А теперь давайте детально разберем особенности строения, функционирования и жизни каждого типа клеток крови человека.
Изучение нового материала
Открываем тетрадь, ставим сегодняшнюю дату, 15.11.10, записываем тему урока “Клетки крови” и чертим таблицу из 7 граф (смотрим слайд №3). Заполнять таблицу мы с Вами будем постепенно, выясняя отдельные особенности.
Какие клетки в крови являются более главными? Вот с эритроцитов мы и начнем заполнение таблицы и характеристику форменных элементов.
Учащиеся поэтапно читают информацию в учебнике (стр. 70-71) о типах клеток крови и добавляют в ответы знания из личностного опыта. (Учитель может дополнять информацию о клетках крови см. приложение в конце конспекта).
Форменные элементы крови.
Тип клетки |
Строение клетки |
Место образования |
Продолжительность жизни |
Место отмирания |
Содержание в 1 мм3 крови |
Функции |
Эритроцит |
Безъядерные, двояковогнутой формы, красного цвета, содержат гемоглобин |
Красный костный мозг |
3 – 4 месяца |
Селезенка, а гемоглобин в печени |
4,5 – 5 млн. |
Транспортная, перенос газов – дыхательная, питательная – перенос аминокислот, защитная – связывают токсины |
Лейкоцит |
Ядерные амебоидной формы, белого цвета |
Красный костный мозг, селезенка, лимфатические узлы |
3 – 5 дней |
Печень, селезенка, а также в местах воспалительных процессов |
6 – 8 тысяч |
Защита организмов от болезнетворных микроорганизмов путем фагоцитоза, создание иммунитета – выработка антител |
Тромбоцит |
Безъядерные тельца |
Красный костный мозг |
5 – 7 дней |
Селезенка |
300 – 400 тысяч |
Участвуют в свертывании крови при повреждении сосудов |
Вывод: (С чем связаны особенности строения клеток крови? и что общего в их существовании?) Кровь содержит три типа клеток, выполняющих различные функции. Однако жизненный цикл всех клеток крови до некоторой степени сходен: у всех время жизни ограничено, и они непрерывно образуются в красном костном мозге.
Гемопоэз – это процесс образования клеток крови. Это кроветворение в красном костном мозге (слайд 10,11).
Эритроциты содержат гемоглобин – вещество, которое состоит из белка (глобина) и иона железа (Fe2+ – гем). Ион железа может менять степень окисления, присоединяя к себе различные соединения. В норме такими соединениями являются? (Кислород и углекислый газ). Если эритроциты переносят О2 и СО2, то в каком процессе они участвуют? (Они участвуют в процессе дыхания). Давайте разберемся, как происходит процесс дыхания на уровне крови. Что происходит в легких? Что происходит в тканях? А теперь поэтапно запишем, что происходит с О2 и СО2 в легких и тканях.
Слайд №14.
Карбогемоглобин – это нестойкое соединение, которое в легких легко распадается.
В каком случае в нашем организме может возникать недостаток оксигемоглобина? (Это происходит, когда помещение давно не проветривалось). (Слайд №15)
Слайд №16.
Карбоксигемоглобин – это устойчивое соединение, которое не распадается не в легких, ни в тканях. Это связано с тем, что угарный газ является сильным окислителем и необратимо изменяет валентность железа. Но такое соединение не единственное.
Метгемоглобин – патологический гемоглобин, соединенный с различными веществами-сильными окислителями (атомы тяжелых металлов, анилин, бензол и др.); имеет коричневый цвет; чаще образуется у людей, занятых на вредных химических производствах, а также при чрезмерном употреблении лекарств, обладающих окислительными свойствами; при этом железо гемоглобина становится трехвалентным и очень прочно удерживает кислород. При высокой степени отравления соединениями гемоглобина с сильными окислителями приходиться производить переливание крови. Давайте вспомним, что необходимо помнить при переливании крови? (При переливании крови необходимо знать группы крови у донора и реципиента).
Группы крови
В настоящее время у человека установлено 15 систем групп крови: АВО, Rh, MN, Ss, Pp, Даффи, Льюис, Кидд, Люттеран, но наиболее распространённой является система АВО, в которой выделяют 4 группы.
Понятие о группах крови возникло в 1901 году благодаря работам австрийского иммунолога Карла Ландштайнера. Он установил наличие специфических белков в плазме (антитела) и в мембране эритроцитов (антигены). В результате этих исследований были выявлены три группы крови, а в 1907 году чешский ученый Ян Янский открыл четвертую группу. Эти группы составили систему крови, названную АВ0.
Давайте с вами выясним как выглядят группы крови человека в системе АВ0, по распределению белков оболочек эритроцитов и белков плазмы. Для этого надо заполнить таблицу (см. слайд №17), проставив “+” там где происходит агглютинация и “–”, где агглютинации нет (см. слайд №18), а затем проставим по диагонали цифровое соответствие буквенным группам крови (см. слайд №19,20).
А что такое агглютинация? (Ученики предлагают свои варианты). Мы с вами знаем, что в крови содержатся антигены и антитела, значит, они должны каким-то образом взаимодействовать. Это объясняется тем, что:
– антигены – это белки, которые воспринимаются организмом как чужеродные и вызывают специфический иммунный ответ
– а антитела – это белки, обладающие специфически связываться с антигенами.
Следовательно, агглютинины плазмы должны были бы слеплять эритроциты с их агглютиногенами и образовывать тромб, но в норме в крови (с любой группой) это не происходит. Легче узнать похожего, поэтому агглютинация происходит только между одноименными белками А и ; В и .
Группы крови по системе АВ0
Агглютиногены |
О
|
А
|
В
|
АВ
|
в плазме крови |
||||
- |
+ |
+ |
+ |
|
- |
- |
+ |
+ |
|
- |
+ |
- |
+ |
|
о |
- |
- |
- |
- |
- – отсутствие агглютинации – белки плазмы крови и эритроцитов разноименные и не слипаются.
+ – агглютинация – белки плазмы крови и эритроцитов одноименные и слипаются.
Еще одна важная и весьма сложная система факторов крови – это резус-система (Rh). Ее название происходит от вида обезьян Macacus rhesus, на которых в 1940 К.Ландштейнер и А.Винер проводили свои эксперименты. Они обнаружили, что при введении эритроцитов этой обезьяны кролику у него вырабатываются антитела, вызывающие у части людей агглютинацию эритроцитов вне зависимости от группы крови по системе АВ0. Соответствующая группа крови получила название резус-положительной (Rh+). У остальных людей резус-фактор отсутствует, т.е. их кровь резус-отрицательна (Rh–). На планете Земля 85% людей являются резус положительными и только 15% людей резус отрицательными. Запишем информацию в тетради (см. слайд №23).
Кровь каждого человека уникальна и неповторима по всему комплексу антигенов (агглютиногенов), определяющих группу крови по разным системам. Например, агглютиногены девяти систем крови, указанных выше, в разных комбинациях составляют до 200 вариантов групп крови. Кроме того, установлено, что агглютиноген А имеет около десяти разновидностей, агглютиноген В – восемь разновидностей и агглютиноген Rh – тридцать три разновидности! Только в группе АВ уже известно 12 подгрупп. Вот почему в клинической практике при переливании крови, чтобы максимально уменьшить риск возникновения реакции агглютинации, осуществляют переливание только одногруппной крови (обязательно с учетом систем АВ0 и Rh).
Переливание крови
У донора учитывают агглютиногены (антигены – белки эритроцитов А и В), а у реципиента агглютинины (антитела – белки плазмы крови и ). Почему? (Что не встретились одноименные антигены и антитела).
Донор |
I — 0 |
II — A |
III — B |
IV — AB |
Реципиент |
- |
[10]
Вывод из схемы. Человек с I группой крови является универсальным донором, так как в его крови нет агглютиногенов – антигенов, то есть у реципиентов наличие агглютининов – антител не играет роли, поскольку не возможна агглюцинация. I группа крови является одной из наиболее распространенной на планете Земля (33,5%).
Человек с IV группой крови является универсальным реципиентом, так как в его крови нет агглютининов – антител, то есть у доноров наличие агглютиногенов – антигенов не играет роли, поскольку не возможна агглюцинация. IV группа крови является наименее распространенной на планете Земля (8,1%).
При переливании крови также необходимо кроме групп учитывать еще и резус фактор. Поскольку белок резус фактора вызывает выработку особых антител в крови реципиента, которые способствуют агглютинации эритроцитов, несущих любой агглютиноген.
Подведение итогов.
Давайте вспомним, что сегодня нового мы с вами
узнали?
Что такое форменные элементы крови?
Что представлено на слайде (см. слайд №)?
Какие типы клеток крови мы с Вами сегодня узнали?
Как делятся лейкоциты?
Что такие гемопоэз? Где образуются клетки крови?
Какое основное место отмирания клеток крови?
Что надо учитывать при переливании крови?
Почему нужно проветривать помещение?