Управление взаимодействием участников образовательного процесса, ведущее к повышению качества образования

Разделы: Администрирование школы


1. Организационные аспекты:

  • Выбор оптимальной структуры урока.
  • Построение структуры урока, выделение главного в различных этапах урока, установление между ними связи.

Разминка в начале урока отвечает следующим требованиям:

  • содержание разминки должно актуализировать (проверять) именно не понятия (термины, формулы, факты, имена и т.д.), которые должны быть проверены как итог домашнего задания или как опора для освоения нового материала;
  • форма разминки должна востребовать концентрацию и устойчивость внимания учащихся, что позволяет им «выработаться»;
  • технология разминки должна допускать быструю проверку правильности выполнения задания, объективную самооценку учеником готовности и освоения нового материала.

Объяснение нового материала организуется так, чтобы ученики получили информацию через максимальное количество каналов приема информатизации. Если есть возможность, – посмотрели, послушали, потрогали, проговорили. На этом этапе организована дифференцированная или индивидуальная поддержка:

  • просить повторять выводы или проговаривать алгоритм учащихся ярко выраженным аудиальным способом приема или переработки информации;
  • при уяснении структуры чего-то «кинестически» будут успешнее, если дать им собрать или разбирать модель структуры, даже если это по части слова и т.д.

2. Содержательно-логические аспекты

  • Логика изучаемого на уроке учебного материала, её соответствие логике учебного процесса;
  • Выделение главного, существенного в содержании обучения, стремление обеспечить его усвоение учениками;
  • Выбор оптимальной логической последовательности изучения темы;
  • Научная содержательность урока, основательность усвоения учениками трудных вопросов;
  • Формирование у школьников умений и навыков самостоятельного учебного труда, стимулирование самостоятельной работы учащихся, умений анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.

3. Методические аспекты

  • Для обработки навыков предметного содержания учитель дает детям задание с целеустремленными затруднениями (правополушарники на логику, левополушарники на синтез).
  • Реализация на уроке дидактических принципов обучения.
  • Соответствие избранных учителем методов преподавания целям урока, содержанию изучаемого материала, уровню подготовленности учащихся данного класса (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский и т.д.)
  • Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей.
  • Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания.
  • Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы учащихся.

4. Развивающий и воспитывающий аспект

  • Учитель умело выстраивает тему урока в воспитывающем плане.
  • Учащимися и педагогом выработаны нормы взаимоотношений, настраивающие на продуктивную работу.
  • Усваиваются знания и поведенческие навыки, необходимые учащимся для успешной социализации в обществе.
  • Учитель (манеры поведения, речь, профессиональные умения) служит позитивным примером для подражания.
  • Формирование у школьников познавательных интересов и потребности знания.
  • Знание учителем каждого ученика и использование этих знаний для формирования познавательных интересов и развития творческих способностей учащихся.

5. Позиция учителя на уроке

  • Умение общей организации работы на уроке:
  • Умение общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
  • Показ учащимся рациональных способов учебной нагрузки;
  • Определение объема учебного материала на урок;
  • Пояснение учителя на уроке: местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократичный или авторитарный), объективность;
  • Роль учителя в создании нужного психологического климата.

6. Позиция учащихся на уроке

  • организованность и активность на разных этапах урока;
  • адекватность эмоционального отклика;
  • методы и приемы работы, уровень их сформированности;
  • отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;
  • уровень усвоения основных знаний и умений;
  • наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

Под качеством знаний мы понимаем целостную совокупность относительно устойчивых свойств знаний, характеризующих результат учебно-познавательной деятельности школьников.

Мы выделяем три основные группы качеств знаний:

Управление конечным результатами деятельности образовательного учреждения зависит от факторов и условий, которые можно подразделить следующим образом:

Главные факторы, влияющие на качество конечных результатов Условия успешного достижения конечных результатов
1. Качество медицинском обслуживания, питания, комфортности, и физкультурно-оздоровительной работы. 1. Система диспансеризации с лечением; система физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания, комфортной внешнепространственной и психологической среды.
2. Качество нравственно-духовного, морального воспитания в процессе социализации личности. 2. Система сфер внешней и внутренней деятельности человека (познания, досуга, общения труда), связанных с социумом.
3. Качество образования, базового и дополнительного. 3. Система преподавания, воспитания (цели, содержание, формы и методы).
4. Качество формирования непрерывной системы образования и трудовой подготовки в новых рыночных условиях. 4. Система непрерывной стратификации образовательных услуг (выбор, альтернатива).
5. Качество взаимодействия с семьей, знание психологии и быта семьи, традиций общества. 5. Система взаимодействия, партнерского сотрудничества с семьей и всеми институтами общества.
6. Качество изучений спроса на образовательные услуги. 6. Система образовательных услуг с учетом потребностей и спроса (востребованности) отраслями и сферами.

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

Сбор информации и состояние объекта и внешней среды.

  1. Диагностика:
    • уровня обученности;
    • уровня сформированности общеучебных умений и навыков;
    • уровня владения творческий деятельностью;
    • уровня воспитанности;
    • уровня развития личности в психическом, социальном, биологическом аспектах;
    • уровня жизненной защищенности, социальной адаптации.
  2. Анализ полученной информации.
  3. Мотивация школьников, педагогов.
  4. Постановка целей, задач, определение содержания образования.
  5. Построение прогнозов, планирование, программирование.
  6. Организация образовательного процесса в соответствии с целями, задачами, планами, программами.
  7. Контроль за уровнем образования школьников. Контроль за педагогической деятельностью.
  8. Повторная диагностика.
  9. Анализ результатов диагностики.
  10. Самоанализ управленческой деятельности.
  11. Анализ качества реализации образовательного процесса, соответствия государственным стандартам образования, запросам учащихся, родителей, а также анализ состоятельности имиджа учреждения.
  12. Регулирование управления качеством образования.
  13. Организация образовательного процесса в соответствие с программой регулирования и коррекции.
  14. Контроль за уровнем образования.
  15. Экспертиза качества образования.

Последовательность выполнения функций управления в данном алгоритме имеет большое значение: поэтапно сменят друг друга, функциональные звенья образуют единый управленческий цикл с временным ограничением в один год. Недооценка какого-либо из функциональных элементов приводит к изменению всего процесса управления и снижению его конечных результатов.

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ШАГИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ

  1. Сбор информации от потенциальных заказчиков.
  2. Формирование социального заказа.
  3. Определение наиболее предпочтительной миссии школы.
  4. Соотнесение выбранного варианта миссии с возможностями и корректировка на этой основе выбранных практик и результатов образования.
  5. Выбор образовательной парадигмы, на основе которой будет строиться содержание, методы, формы образовательного процесса.
  6. Выбор доминирующего типа образовательной практики.
  7. Определение параметров, критериев, по которым будут оцениваться результаты образования.
  8. Разработка и реализация методики диагностики каждого ребенка по параметрам, приведенным в шаге 7.
  9. Прогнозирование целей (результатов) образования каждого ребенка в соответствии с параметрами выбранной практики.
  10. Соотнесение желаемых результатов с имеющимися и режимом жизнедеятельности школы.
  11. Определение факторов, которые способствуют образованию нового качества, разработка и реализация программы развития школы.
  12. Сравнение полученных результатов образования с операционально поставленными целями, то есть с прогнозом, сделанном в шаге 9 и определение таким образом качества образовании.

Приложения