1. Организационные аспекты:
- Выбор оптимальной структуры урока.
- Построение структуры урока, выделение главного в различных этапах урока, установление между ними связи.
Разминка в начале урока отвечает следующим требованиям:
- содержание разминки должно актуализировать (проверять) именно не понятия (термины, формулы, факты, имена и т.д.), которые должны быть проверены как итог домашнего задания или как опора для освоения нового материала;
- форма разминки должна востребовать концентрацию и устойчивость внимания учащихся, что позволяет им «выработаться»;
- технология разминки должна допускать быструю проверку правильности выполнения задания, объективную самооценку учеником готовности и освоения нового материала.
Объяснение нового материала организуется так, чтобы ученики получили информацию через максимальное количество каналов приема информатизации. Если есть возможность, – посмотрели, послушали, потрогали, проговорили. На этом этапе организована дифференцированная или индивидуальная поддержка:
- просить повторять выводы или проговаривать алгоритм учащихся ярко выраженным аудиальным способом приема или переработки информации;
- при уяснении структуры чего-то «кинестически» будут успешнее, если дать им собрать или разбирать модель структуры, даже если это по части слова и т.д.
2. Содержательно-логические аспекты
- Логика изучаемого на уроке учебного материала, её соответствие логике учебного процесса;
- Выделение главного, существенного в содержании обучения, стремление обеспечить его усвоение учениками;
- Выбор оптимальной логической последовательности изучения темы;
- Научная содержательность урока, основательность усвоения учениками трудных вопросов;
- Формирование у школьников умений и навыков самостоятельного учебного труда, стимулирование самостоятельной работы учащихся, умений анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы.
3. Методические аспекты
- Для обработки навыков предметного содержания учитель дает детям задание с целеустремленными затруднениями (правополушарники на логику, левополушарники на синтез).
- Реализация на уроке дидактических принципов обучения.
- Соответствие избранных учителем методов преподавания целям урока, содержанию изучаемого материала, уровню подготовленности учащихся данного класса (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, исследовательский и т.д.)
- Различными методами стимулируется поисковая деятельность детей.
- Педагог не забывает о методах, мотивирующих процесс познания.
- Умело применяются методы самоорганизации познавательной работы учащихся.
4. Развивающий и воспитывающий аспект
- Учитель умело выстраивает тему урока в воспитывающем плане.
- Учащимися и педагогом выработаны нормы взаимоотношений, настраивающие на продуктивную работу.
- Усваиваются знания и поведенческие навыки, необходимые учащимся для успешной социализации в обществе.
- Учитель (манеры поведения, речь, профессиональные умения) служит позитивным примером для подражания.
- Формирование у школьников познавательных интересов и потребности знания.
- Знание учителем каждого ученика и использование этих знаний для формирования познавательных интересов и развития творческих способностей учащихся.
5. Позиция учителя на уроке
- Умение общей организации работы на уроке:
- Умение общей организации работы на уроке: распределение времени, логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;
- Показ учащимся рациональных способов учебной нагрузки;
- Определение объема учебного материала на урок;
- Пояснение учителя на уроке: местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения (демократичный или авторитарный), объективность;
- Роль учителя в создании нужного психологического климата.
6. Позиция учащихся на уроке
- организованность и активность на разных этапах урока;
- адекватность эмоционального отклика;
- методы и приемы работы, уровень их сформированности;
- отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;
- уровень усвоения основных знаний и умений;
- наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.
Под качеством знаний мы понимаем целостную совокупность относительно устойчивых свойств знаний, характеризующих результат учебно-познавательной деятельности школьников.
Мы выделяем три основные группы качеств знаний:
Управление конечным результатами деятельности образовательного учреждения зависит от факторов и условий, которые можно подразделить следующим образом:
Главные факторы, влияющие на качество конечных результатов | Условия успешного достижения конечных результатов |
1. Качество медицинском обслуживания, питания, комфортности, и физкультурно-оздоровительной работы. | 1. Система диспансеризации с лечением; система физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания, комфортной внешнепространственной и психологической среды. |
2. Качество нравственно-духовного, морального воспитания в процессе социализации личности. | 2. Система сфер внешней и внутренней деятельности человека (познания, досуга, общения труда), связанных с социумом. |
3. Качество образования, базового и дополнительного. | 3. Система преподавания, воспитания (цели, содержание, формы и методы). |
4. Качество формирования непрерывной системы образования и трудовой подготовки в новых рыночных условиях. | 4. Система непрерывной стратификации образовательных услуг (выбор, альтернатива). |
5. Качество взаимодействия с семьей, знание психологии и быта семьи, традиций общества. | 5. Система взаимодействия, партнерского сотрудничества с семьей и всеми институтами общества. |
6. Качество изучений спроса на образовательные услуги. | 6. Система образовательных услуг с учетом потребностей и спроса (востребованности) отраслями и сферами. |
АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ В УПРАВЛЕНИИ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
Сбор информации и состояние объекта и внешней среды.
- Диагностика:
- уровня обученности;
- уровня сформированности общеучебных умений и навыков;
- уровня владения творческий деятельностью;
- уровня воспитанности;
- уровня развития личности в психическом, социальном, биологическом аспектах;
- уровня жизненной защищенности, социальной адаптации.
- Анализ полученной информации.
- Мотивация школьников, педагогов.
- Постановка целей, задач, определение содержания образования.
- Построение прогнозов, планирование, программирование.
- Организация образовательного процесса в соответствии с целями, задачами, планами, программами.
- Контроль за уровнем образования школьников. Контроль за педагогической деятельностью.
- Повторная диагностика.
- Анализ результатов диагностики.
- Самоанализ управленческой деятельности.
- Анализ качества реализации образовательного процесса, соответствия государственным стандартам образования, запросам учащихся, родителей, а также анализ состоятельности имиджа учреждения.
- Регулирование управления качеством образования.
- Организация образовательного процесса в соответствие с программой регулирования и коррекции.
- Контроль за уровнем образования.
- Экспертиза качества образования.
Последовательность выполнения функций управления в данном алгоритме имеет большое значение: поэтапно сменят друг друга, функциональные звенья образуют единый управленческий цикл с временным ограничением в один год. Недооценка какого-либо из функциональных элементов приводит к изменению всего процесса управления и снижению его конечных результатов.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ШАГИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ
- Сбор информации от потенциальных заказчиков.
- Формирование социального заказа.
- Определение наиболее предпочтительной миссии школы.
- Соотнесение выбранного варианта миссии с возможностями и корректировка на этой основе выбранных практик и результатов образования.
- Выбор образовательной парадигмы, на основе которой будет строиться содержание, методы, формы образовательного процесса.
- Выбор доминирующего типа образовательной практики.
- Определение параметров, критериев, по которым будут оцениваться результаты образования.
- Разработка и реализация методики диагностики каждого ребенка по параметрам, приведенным в шаге 7.
- Прогнозирование целей (результатов) образования каждого ребенка в соответствии с параметрами выбранной практики.
- Соотнесение желаемых результатов с имеющимися и режимом жизнедеятельности школы.
- Определение факторов, которые способствуют образованию нового качества, разработка и реализация программы развития школы.
- Сравнение полученных результатов образования с операционально поставленными целями, то есть с прогнозом, сделанном в шаге 9 и определение таким образом качества образовании.