Цели:
- Систематизировать знания учащихся о взаимосвязях и природе.
- Расширять знания учащихся об экологии, охране природы.
- Познакомить детей с заповедниками России и животными, находящимися под охраной.
- Развивать логическое мышление, умение наблюдать, анализировать, обобщать.
- Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к ней.
Оборудование:
- Учебник “Окружающий мир” (автор А.А.Плешаков).
- Использование ИКТ.
- Презентация.
- Тесты.
- Раздоточный игровой материал (фигурки животных, растений, сказочные герои).
- Сигнальные карточки.
- Красная Книга Ставропольского края.
Ход урока
1. Организацинный момент.
Здравствуй, небо,
Здравствуй, солнце,
Здравствуйте, друзья!
Я люблю себя,
Я люблю своих родителей
Я люблю всё, что меня окружает!
2. Актуализация ранее пройденного.
(Слайд 1).
Есть просто храм
Есть храм науки
А есть ещё природы храм
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам
Входи сюда
Будь сердцем чуток
Не оскверняй её!
– Сегодня мы продолжим экскурсию по храму природы. но прежде чем отправиться в путешествие, вспомним что мы уже изучили на предыдущих уроках. Для этого я предлагаю вам разгадать кроссворд..
(Слайд 2).
(Ответ ученика отмечаем сигнальной карточкой “да”, “нет”, если ответ верный, кладём в корзину съедобный гриб.)
3). Растения, нужные для сохранения здоровья человека и животных. (Лекарственные.)
4). Человек, выращивающий и ухаживающий за растениями в саду. (Садовник.)
5). Редкое растение встречающееся только в водоёмах с чистой водой. (Кувшинка.)
6). Растёт зелёный кустик, дотронешься – укусит. (Крапива.)
1). Вот звоночки, синий цвет, с языком, а звонит. (Колокольчик.)
2). Белые горошки на зелёной ножке. (Ландыши.)
3). Человек, охраняющий лес и ухаживающий за ним. (Лесник.)
5). Самая тревожная книга о растениях и животных. (Красная.)
3. Сообщение темы, цели урока.
(Слайд 3).
– Кого вы видите на экране, перечислите их?
– Как назвать их одним словом?
– Учёные – зоологи выделяют несколько групп животных, в каждой из которых много
видов.
(Слайд 4).
Я даю краткую характеристику группе животных, а вы заполняете цифрой “код” на зелёных карточках:
4 – беспозвоночные животные, у которых три пары, то есть шесть ног;
1 – животные –водные жители, тело которых покрыто мокрой чешуёй;
2 – животные, тело которых покрыто голой нежной кожей, живут на суше, но не могут без воды;
5 – животные, тело которых покрыто перьями;
3 – животные, тело которых покрыто сухими чешуйками или панцирем;
6 – животные, тело которых покрыто шерстью;
– А теперь проверим, правильно ли вы определили группы животных. Если правильно, в корзину положите гриб.
(Слайд 5).
– Молодцы! Хорошо справились с заданием.
О животных, об их охране мы будем сегодня говорить на уроке.
4. Знакомство с новым материалом.
– Как вы думаете, на какие две группы можно разделить животных?
– На какие группы можно разделить животных по признаку питания?
(Слайд 6).
– Животные питаются растениями или другими животными. Поэтому учёные говорят, что все живые существа связаны между собой в цепи питания. Приведите примеры цепей питания.
– Цепи питания могут быть не такими простыми, в них может быть и большее число звеньев. Звенья цепи тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Они сохраняют природное равновесие. Но иногда какое-либо звено исчезает. Это может быть и растение, и животное. В чём причина исчезновения многих видов животных? (Вырубка лесов, уничтожение растений, которыми они питаются, загрязнение воды, охота, хозяйственная деятельность человека.)
– Поэтому нарушается экологическое равновесие. Животные играют огромную роль в природе. Но люди, порой жестоко истребляют их ради меха, перьев или мяса, а иногда и просто ради развлечения, из-за хозяйственной деятельности человека, неуёмной охоты одни животные навсегда исчезли, другие стали редкими и занесены в Красную книгу.
(Слайд 7).
– Почему она так называется? (Красный цвет – сигнал опасности, предупреждающий об угрозе исчезновения растений и животных.)
– Начиная с 1600г. на нашей планете вымерло150 видов животных., Причём больше половины из них за последние 50 лет. Почти все они вымерли по вине человека. К началу20 века наступило время принимать специальные меры по спасению животного и растительного мира.
В 1948 году был основан Международный союз охраны природы. Тогда же была создана специальная комиссия службы спасения. Эта служба спасения составила мировой список животных и растений, находящихся на грани исчезновения. Учёные решили назвать этот список КРАСНОЙ КНИГОЙ.
В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Есть и Красная книга Ставропольского края.
В неё занесены исчезнувшие или исчезающие виды растений и животных.
(Слайд 8).
Список этих животных или растений можно продолжать долго. Над этими надо человеку задуматься.
Мы речь свою ведем о том
Что вся земля наш общий дом
Наш общий дом, просторный дом
Мы все с рожденья в нём живём.
Ещё о том ведём мы речь
Что мы наш дом должны беречь!
Давай докажем, что не зря
На нас надеется земля!
– Каждый человек может помочь сберечь животных и растения, которые ещё существуют на нашей планете. Для этого надо чувствовать себя частицей природы и не вредить ничему и некому в своём доме. Ведь природа и наш с вами дом.
– В чём заключается природоохранная деятельность человека? (Организация питомников, заказников, заповедников.)
(Слайд 9).
– В нашей стране принят Закон “Об охране и использовании животного мира”. Под особой охраной животные находятся в заповедниках.
(Слайд 10).
Перед нами карта нашей страны. На ней обозначены крупнейшие заповедники. Давайте познакомимся с некоторыми из них.
(Сообщения детей.)
Тебердинский заповедник – один из самых живописных уголков нашей страны. Расположен он на самом юге России, в Карачаево-Черкессии, высокие, покрытые лесами горы, белоснежные вершины, бурлящие реки, высокогорные озёра, пышная растительность, богатый мир животных создают неповторимость этой территории. В нём произрастает более 1200 видов растений, в том числе 186 эндемиков(редкие растения, произрастающие только на одной определённой территории)
В заповеднике обитают: Кавказский тур, горностай, каменная куница, выдра, кавказский тетерев, кавказский улар (горная индейка), беркут, бородач, гриф.
Астраханский заповедник создан в 1919году. В нём обитают пеликаны и цапли. Примерно сто лет назад во многих странах в моду вошли украшения из птичьих перьев. За шляпки с птичьими перьями платили огромные деньги.
Особенно ценились перья белых цапель. За несколько лет цапель почти не полностью истребили. Птиц удалось спасти только благодаря полному запрету охоты на них.
Байкал и его окрестности – уникальнейший уголок природы, таких удивительных мест на нашей планете нигде больше нет. Байкал самое древнее озеро на земле. Здесь содержится пятая часть всех мировых запасов пресной воды.
В конце 1996 года охраняемая территория “Бассейн озера Байкал” включена в список Великого Природного Наследия. Климат в окрестностях Байкала особенный. Здесь обитают более полутора тысяч видов животных и растений, для которых Байкал – единственное место обитания на Земле. Где ещё можно встретить голомянку, омуля, байкальского осетра, байкальскую нерпу.
Деятельность человека привела к резкому ухудшению качества воды в озере. Дальнейшее загрязнение Байкала приведёт к тому, что уникальная экосистема потеряет способность к самовосстановлению и превратится в пруд, за которым надо будет постоянно следить человеку.
– Зубр, бобр, белая цапля и многие другие звери и птицы могли навсегда исчезнуть. Но люди вовремя поняли, какая огромная опасность угрожает этим животным. Поняли и не пожалели сил, чтобы их спасти.
Но беречь нужно не только редких животных, но и тех которых ещё много, которые пока ещё не внесены в Красную книгу. Их жизнь часто зависит от вас, от вашего поведения в природе.
Давайте вспомним правила поведения в природе.
(Слайд 11).
Что обозначает каждый знак? Код запишем на красной карточке.
Если в лес пришёл гулять
Свежим воздухом дышать
Бегай, прыгай и играй
Только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки
Убегут с лесной опушки!
Ветки дуба не ломай!
Никогда не забывай!
Мусор с травки убирай.
Зря цветы не надо рвать!
Ты пришёл не убивать,
Бабочки пускай летают
Ну, кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить,
Топать, хлопать, палкой бить
Ты в лесу всего лишь гость,
Здесь хозяин дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги!
– Проверим код этого задания.
(Слайд 12).
5. Подведение итогов.
– Подведём итог нашего путешествия. Прочитаем выводы данные в учебнике (стр. 116 учебника).
– В нашей стране принят “Закон об охране и использовании животного мира”– и мы все должны соблюдать его, беречь великий и беззащитный храм природы.
(Слайд 13).
– Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя!
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя!
6. Рефлексия.
– Ребята, вы хорошо сегодня поработали на уроке, давайте отметим , понравился вам урок или нет? Выберите себе ту картинку, которая отражает ваше настроение после нашего урока.
(Выставление оценок.)
7. Итог урока.
– Сегодня у нас с вами необычный урок, поэтому домашнее задание тоже необычное. Вам нужно заполнить карточки: “Проверь себя”.