Одним из важнейших этапов урока русского языка в начальных классах является словарно-орфографическая работа. В русском языке встречается немало слов, написание которых не подчиняется орфографическим правилам. Изучение словарных слов в начальной школе строится на основе традиционного принципа русской орфографии с опорой на запоминание. Поэтому необходимо развивать у школьников все виды памяти долговременной и кратковременной: слуховую, зрительную, эмоциональную, тактильную. В настоящее время методике изучения непроверяемых написаний в начальной школе посвящено немало работ, среди которых есть статьи, разделы пособий или целые книги. Авторами этих работ рассматриваются различные аспекты данной проблемы.
Н.Н.Китаев раскрыл роль послогового проговаривания при усвоении непроверяемых написаний. П.П.Иванов уточнил последовательность работы с непроверяемыми безударными гласными. Н.С. Рождественский рекомендовал приемы, облегчающие запоминание слов, в частности, группировку слов по орфографическому признаку: по начальной букве, подбор родственных слов и форм, подбор слов по признаку графического сходства и графической противоположности. В.П.Канакина разработала лексико-орфографические упражнения, направленные как на запоминание написания трудных слов, так и на развитие мышления и речи учащихся. В.В.Ераткина, опираясь на данные из психолого-педагогических и лингвометодических источников, выделила и охарактеризовала большое количество приемов, направленных на активизацию учебной деятельности при обучении непроверяемым написаниям. Наиболее эффективные следующие приемы: запись слов по алфавиту, группировка и запись слов по орфографическим признакам, подбор и запись однокоренных слов других частей речи, подбор слов с иноязычными элементами, подбор синонимов и антонимов, составление и дописывание таблиц, выборочный ответ, сопоставление “противоположных” орфограмм, составление словосочетаний, замена словосочетаний и описательных оборотов отдельными словами, письменный пересказ текста с использованием данных слов, выборочное списывание, сочинение по опорным словам.
Своеобразный подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями использует Ю.А.Поташкина. Слова сгруппированы в тематические группы, на изучение одной отводится неделя.
Работа строится поэтапно:
1) орфографическое скандирование как способ тренировки естественного слогоделения и прием, облегчающий запоминание (поскольку запоминать надо всем, лучше скандировать хором, чтобы вступили в действие артикуляционные органы всех учащихся, что обеспечит подключение к запоминанию непроверяемых написаний, помимо слуховой, еще долее хранящей все – моторной памяти); важно помнить, что в первые дни работы с недельной группой слов надо, чтобы при скандировании дети непременно видели эти слова, чтобы слуховая память соединялась со зрительной, что значительно ускоряет запоминание;
2) “пение” ударения;
3) прописывание 3–4 наиболее трудных слов в классе и разных по трудности – дома (за неделю должны быть прописаны все слова, и неоднократно);
4) составление с ними дома устных (или письменных) мини рассказов (проверка их осуществляется на разминке урока развития речи или литературного чтения);
5) игры с этими словами.
Г.А.Бакулина предлагает работу со словарными словами в системе интеллектуального развития ребенка. С помощью специальных упражнений, объединяющих в разные сочетания несколько видов учебной деятельности, школьники самостоятельно определяют слово, с которым им предстоит детально познакомиться на данном уроке, и сами формулируют тему словарно-орфографической работы. При этом предлагаемые учителем упражнения и задания к ним составляются таким образом, чтобы они могли обеспечить одновременное развитие ряда важнейших интеллектуальных качеств ребенка: внимание, память, различные виды мышления, речь, наблюдательность. Такая организация учебного процесса оживляет его, повышает интерес детей к изучаемому предмету. Все упражнения объединены в несколько групп, но они должны обеспечить возможность самостоятельного определения школьниками нового слова и иметь занимательно-развивающий характер.
В первую группу входят задания, предусматривающие выявление искомого слова через работу с составляющими его буками. Пример: “Вы сможете определить новое слово из словарика, если расположите прямоугольники по степени увеличения количества точек на них” .
Постепенно количество конкретных указаний уменьшается. По мере выработки умения выполнять задания с ограниченным количеством указаний учитель вводит в учебный процесс упражнения, предусматривающие их отсутствие. Например: “Внимательно посмотрите на запись и назовите два слова из словарика, с которыми мы познакомимся на уроке: ОЗАБВТЕРАДК. Какие это слова? Как вы их нашли? Два слова– завтрак и обед. Необходимо соединить буквы с точками внизу, а затем с точками вверху.
Вторую группу составляют упражнения, предусматривающие работу учащихся с символами, цифрами, кодами. Здесь количество конкретных указаний учителя тоже уменьшается. Например: “Назовите два слова, с которыми познакомимся на уроке. Они зашифрованы с помощью чисел. Первое слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1. Второе слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8. Каждому числу соответствует буква:
Какие это слова?” капуста морковь
В третью группу входят упражнения, связывающие искомое слово с изучаемым лингвистическим материалом. Возрастает ин универсальность и эффективность использования. В зависимости от содержания учебного материала, от дидактической цели, здесь возможны любые варианты.
Например: “Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в данной цепочке, и вы узнаете слово, с которым мы познакомимся на уроке”. ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА (береза)
Четвертую группу составляют упражнения, предусматривающие использование в процессе установления нового слова знания учащихся по другим учебным дисциплинам. Например: “Посмотрите на изображенный прямоугольник и шифр к нему:
1 | 6 | 7 | 8 | 9 |
2 | Л | В | К | Ж |
3 | Б | А | Д | Ь |
4 | У | Ф | М | И |
5 | П | Г | Т | О |
Шифр: 16(1-я буква), 36(2-я буква), 14(3-я буква), 21(4-я буква), 40(5-я буква), 27(6-я буква).
Если вы определите, какое математическое действие надо выполнить с цифрами квадрата для выявления букв, и правильно произведете необходимые вычисления, то узнаете новое слово из словарика, с которым мы познакомимся на уроке. С помощью какого действия вы узнали букву слова? Какое это слово?” (Умножение, кивать.) Например: “Расположите прямоугольники по цветам радуги, соедините между собой соответствующие им буквы и назовите слово из словаря” (комбайн).
При выполнении такого типа заданий у школьников развивается логическое мышление, аналитико-синтетические способности, устойчивость внимания, языковая интуиция, связная аргументированная речь. Школьники не просто называют искомое слово, но одновременно строят простейшие рассуждения, умозаключения. Упражнения данного типа ценны тем, что с их помощью развивается орфографическая зоркость за счет пропуска орфограмм. Овладение такого рода приемами поднимает на новый уровень словарно-орфографическую работу на уроках русского языка.
М.С.Соловейчик отмечает, что орфографическая грамотность человека – это одна из составляющих его общей культуры. Но написание всех слов, находящихся в употреблении человека, запомнить невозможно. Необходимо у школьника развивать умение пользоваться продуктивно существующим разнообразием словарей и справочников. Наличие у человека потребности, привычки осознавать лингвистическое затруднение и пытаться разрешить его с помощью словаря – это личностная характеристика человека, один из показателей его культуры.
Словари можно считать средством не только обучения школьников, но и их воспитания. Перед учителем стоит задача привить ребенку уже на ранних этапах обучения потребность обращаться к словарям, формировать умение ориентироваться в средствах помощи и быстро находить нужную информацию.
В своей работе на уроках русского языка в словарно-орфографической работе пользуюсь смешанной методикой, использую то предложения одного автора, то другого. Получается своеобразный “симбиоз”. В следующем материале будут представлены различные формы работы со словом.
Для знакомства с новым словом необходимо его распознать в предложенной расшифровке – очень хороша здесь методика Г.А.Бакулиной. Данную работу ученики выполняют с большим удовольствием. Далее слово проговариваем с помощью “эха”: сначала орфографически по слогам, а затем орфоэпически с выделением голосом ударного слога (по Ю.А. Поташкиной). Затем работа проходит с использованием различных видов заданий.
В первом случае: Находим в толковом словаре значение этого слова. Например:
Иней – тонкий слой ледяных кристаллов, образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности.
Упражнение 1. Разгадайте загадку. Не снег, не лед, а серебром деревья уберет. (Иней.) Запишите отгадку, выполните звукобуквенный анализ слова.
Упражнение 2. Прочитайте, в каком значении употребляется глагол сверкает(ют)? Иней сверкает. Глаза сверкают.
Упражнение 3. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Бл..стя на со..нце, сне.. л..ж..т;
Прозрач..ный лес один ч..рнеет;
И ель сквозь ин..й з..ленеет,
И реч..ка подо л..дом бл..стит.
(А.Пушкин)
Определите морфологические признаки существительного иней.
Упражнение 4. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Если видишь – на к..ртинке нарисована река,
Или ель и белый ин..й, или сад и облака,
Или снежная равнина, или поле и шалаш,
Обязательно к..ртина называется пейзаж.
(А.Кушнер)
Выпишите словарные слова, подчеркивая в них орфограммы.
Молоко – белая жидкость, получаемая от коров и употребляемая как продукт питания.
Упражнение 1. Разгадайте загадку. Чисто, да не вода. Клейко, да не смола. Бело, да не снег. Сладко, да не мед. От рогатого берут И ребятам дают. (Молоко.) Запишите отгадку, произведите звукобуквенный анализ слова. Выпишите словарные слова, подберите к ним однокоренные слова.
Упражнение 2. Объясните значение фразеологических оборотов: Молоко на губах не обсохло. Попасть в молоко.
Очень помогает в работе ассоциативная методика. Дети запоминают часто образы слов, выстраивают для себя цепочку запоминания, опираясь на реально существующие предметы, их признаки. Учитель должен помнить, что для достижения фактической грамотности у ребенка важно развить:
- способность создавать внутренние образы буквенных выражений слов (например, представлять, как данное слово написано на стекле или на школьной доске цветным мелом);
- способность подключать творческое восприятие для создания предметного образа, связанного со значением слова (например, для слова помидор создается “красочный образ” реального помидора);
- способность связывать фрагмент слова, который требует особой орфографической зоркости, с предметным образом слова (например, для запоминания правильного написания слова помидор нарисовать картинку, в которой помидор будет вписан в букву “О”);
- умение объединять различные слова в смысловые блоки (по7–9 слов) и создавать целостную картинку.
Необходимо учитывать основные закономерности процессов запоминания:
– образ должен редко встречаться;
– важно периодически возвращаться к правильному написанию слов;
– актуальность (все запоминаемое должно быть постоянно востребовано жизненной
ситуацией, а не только учебной задачей.
При работе с семантическим образом необходимо соблюдать требования:
- образ должен быть создан ребенком самостоятельно, при наличии на начальном этапе образцов, созданных другими школьниками или учителем, в качестве примеров;
- образ необходимо тесно связать с предметным содержанием;
- образ должен однозначно отражать запоминание наиболее сложных фрагментов предметного содержания;
- образ должен иметь особый личностный смысл: по возможности он должен быть связан с индивидуальными переживаниями, эмоциями, событиями, нетрадиционным пониманием конкретного содержания;
- образ должен быть простым в плане воспроизведения, красочным и вызывать положительные эмоции;
- образ должен быть запоминающимся (для этого он должен быть исполнен в специфической форме).
Ученикам предлагается памятка по работе с образами:
- представь себе слово, которое нужно запомнить;
- выдели в нем наиболее сложный фрагмент;
- придумай образ слова;
- свяжи выделенный фрагмент с образом. Обязательно рисуй картинки слов. Используй всю свою фантазию и представляй красочный образ предмета, соответствующий обозначению выбранного тобой слова. Картинки слов должны быть цветными. Обязательно рисуй слова своими любимыми цветами. Создавай собственный словарик и пользуйся им при выполнении домашнего задания. Непременно научись проверять написание слов.
В практической работе использую готовые семантические образы, придуманные детьми и предложенные автором. Эти образы напечатаны на карточках. Применяю различные формы работы с ними.
Например: Соберите карточки по теме “Космос”. Дети выбирают изображения слов ракета, комета, космонавт, вокруг, горячий.
Соберите карточки по теме “Огород”. Соответственно: изображения слов овощи, огород, помидор, корзина, морковь, огурец, яблоко.
Соберите карточки по теме “Дорога”. Сюда входят слова дорога, шоссе, шофер, автомобиль, тоннель.
Соберите карточки, на которых изображены “круглые” предметы. Слова: якорь, горизонт, корабль, остров, монета, кошмар, конверт, соловей, орех.
Соберите карточки со словами, в которых есть “близнецы”– двойные согласные: коллекция, масса, территория, кассета, колонна, программа, бассейн, профессия, жужжать, аллея, искусство, терраса.
Соберите карточки, в которых есть “близнецы”– две одинаковых согласных: абажур, багаж, телефон, карандаш, сахар.
В учебнике русского языка автора С.В. Иванова и др. УМК “Начальная школа ХХ1 века” 2, 3, 4 классов есть два словаря: орфографический и толковый. В работе с ними применяю рекомендации М.С. Соловейчик. Даю задания ученикам: для проведения словарного диктанта “В помощь учителю” подготовить 8–10 слов на тему “Животные”, “Фрукты”, “Овощи”, “Я иду в магазин за продуктами”, “Мама готовит обед”, “Во саду ли, в огороде…” ; состоящие из вежливых слов; из слов с парными по глухости-звонкости согласных в конце слова; из слов с шипящими на конце; из существительных 1-го склонения и других.
Обычные домашние задания половина детей выполняет с неохотой. Поэтому приходится находить детям необычные задания, выходящие за рамки школьной программы, вызывающие у ребенка интерес. Это поможет ему в расширении словарного запаса, самоутверждению его личности, приучит быть заинтересованным в поиске. А искать и находить информацию современный ребенок может в различных источниках. Необходимо его нацелить, направить по правильному исследовательскому пути, научить методам исследования , правилам работы с источниками информации, а конкретно со словарями.
В третьем классе, когда ученики освоили правила пользования словарями, даю задание сроком на неделю: “Провести исследование слова (указываю конкретное слово каждому). Ребенок получает памятку для исследования следующего вида:
Памятка к исследованию слова
- Запиши слово.
- Подбери иллюстрацию, картинку, сделай рисунок.
- Подбери или сочини загадку к слову.
- В толковом словаре выясни значение слова.
- Какими оно обладает признаками?
- Имеет ли оно переносный смысл, бывает ли многозначным?
- Запиши “родственников” слова.
Такая работа увлекает практически каждого ребенка. Он старается относиться к ее выполнению творчески, с интересом “добывает” материал, исследует его, аккуратно оформляет для “творческого отчета”. На уроках дети заинтересованно выслушивают выступления, берут для себя что-то новое, сами с удовольствием представляют результаты своего труда. Это позволяет не только развивать учебные навыки, но и тренировать память, внимание, воображение, чистоту речи, делает ребенка уверенным в собственных силах, развивает его многопланово, совершенствует способность к исследованию и творчеству. Таких заданий в течение года можно давать несколько, но не более 3–4. Иначе пропадает потребность в такого вида деятельности – она просто надоедает.
В четвертом классе дети могут выполнять более серьезные задания. Исследование значительнее по объему, глубже по содержанию. Оно требует от ребят серьезного подхода, серьезной подготовки. Увеличиваются временные затраты. Задание дети выполняют в течение месяца, а некоторые – двух. Составляется не краткая справка о слове, а подробная “энциклопедия одного слова”, в которой дети отмечают работу со словарями: толковым, фразеологическим, этимологическим и прочими. В выполнении работы могут участвовать другие члены семьи, так что это можно назвать семейным творческим исследованием.
Литература.
- О.В.Росланова. Работа со словарными словами на уроках в 1–4 классах. Волгоград: Учитель. 2006.
- О.Е.Жиренко, Л.И. Гайдина, А.В.Кочергина. Учим русский с увлечением. М.: 5 за знания, 2005.
- А.А.Плигин. Что делать, чтобы ваш ребенок запомнил словарные слова? М.: Айрис-пресс, 2004.
- Е.И.Брагина. Использование мнемонических приемов в словарно-орфографической работе в начальной школе. //Начальная школа. 2008. № 12.
- А.П.Мишина. Словарно-орфографическая работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 2007. № 8.
- Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 1–3-й классы. М.: Владос. 2001.