Цели урока.
Образовательная: опираясь на знания учащихся из курса природоведения и компьютерную презентацию, конкретизировать знания учащихся о физических и химических явлениях, на примерах выявить их отличия; опираясь на жизненный опыт учащихся, познакомить их с признаками химических реакций и условиями их возникновения и течения.
Развивающая: способствовать развитию творческого мышления учащихся, умений устанавливать причинно-следственные связи, зависимость течения химических реакций от внешних условий, развивать общеучебные и практические навыки при наблюдении и выполнении химического эксперимента.
Воспитательные: формировать научное мировоззрение учащихся, интерес к предмету.
Тип урока: изучение новой темы.
Методы: словесно-наглядный, практический, частично-поисковый, работа с учебником.
Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Учащиеся должны:
знать: определение физических и химических явлений, признаки и условия течения химических реакций, значение физических и химических явлений в жизни человека.
уметь: отличать физические и химические явления, применять знания о физических и химических явлениях на практике.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация.
На столе учителя.
- Смесь порошков железа и серы, пробирка, спиртовка, штатив.
На столах учащихся.
- Штатив, колба с водой закрытая пробкой с газоотводной трубкой, химический стакан, стеклянная пластинка, спиртовка.
- Железные опилки, порошок серы, фильтровальная бумага, магнит, цилиндр с водой.
Ход урока
I. Организационный этап
Приветствие учащихся учителем.
Проверка готовности учащихся и их рабочих мест к уроку.
II. Сообщение темы и целей урока
На уроках природоведения вы получили первоначальные знания о явлениях, происходящих в природе. Сегодня на уроке вы расширите свой знания о физических и химических явлениях, научитесь отличать их друг от друга, познакомитесь с признаками и условиями течения химических реакций и их значением в жизни человека (слайд №1).
III. Изучение новой темы
План изучения новой темы:
1. Явления, происходящие в природе. Классификация явлений.
2. Физические явления.
- Лабораторный опыт “Испарение воды и конденсация пара”.
3. Химические явления.
- Лабораторный опыт “Изучение свойств железа и серы”.
- Демонстрационный опыт “Нагревание смеси железа и серы. Изучение свойств полученного вещества”.
4. Признаки химических реакций. Демонстрация видеофрагмента.
5. Условия возникновения и течения химических реакций (сообщение учащегося).
6. Значение физических явлений и химических реакций.
1. Явления, происходящие в природе. Классификация явлений
Учитель: Ребята, что нас окружает? (слайд № 2)
Ученик: Природа. Неживая и живая.
Учитель: В природе постоянно происходят изменения. Приведите примеры.
Ученик:
День сменяется ночью (слайд № 3)
Идёт дождь или снег, испаряется вода (слайд № 4)
Зеленеет трава, течёт ручей (слайд № 5)
Дует ветер, горит костёр (слайд № 6)
Человек готовит пищу. (слайд № 7)
Учитель: Как можно назвать эти изменения?
Ученик: Все изменения, происходящие в природе, называются явлениями природы.
Учитель: Как классифицируют все природные явления?
Ученик: Природные явления могут быть биологическими, физическими и химическими (слайд № 8). Познакомимся с физическими и химическими явлениями.
2. Физические явления
Учитель: Какие явления называются физическими?
Ученик: Явления, при которых не происходит превращения одних веществ в другие, называются физическими. Например: плавление воска, испарение воды, таяние льда (слайд № 9).
Лабораторный опыт
“Испарение воды и конденсация пара”
Учитель: Проведём опыт “Испарение воды и конденсация пара”. Соберите прибор как показано на слайде (слайд № 10), проверьте его герметичность. Соблюдая технику безопасности при работе со спиртовкой и стеклянной посудой, зажгите спиртовку и нагревайте колбу с водой.
- Что вы наблюдаете?
Ученик: При закипании жидкая вода переходит в газообразное состояние (водяной пар). При попадании на стеклянную пластину водяной пар конденсируется в капельки воды.
Учитель: В чём же сущность физических явлений?
Ученик: При физических явлениях изменяется агрегатное состояние и форма вещества (слайд № 11).
3. Химические явления
Учитель: Совсем другое дело химические явления. Горение костра, скисание молока, ржавление железных и стальных изделий (слайд № 12).
- Что происходит при химических явлениях?
Ученик: При химических явлениях одни вещества превращаются в другие.
Лабораторный опыт
“Изучение свойств серы и железа”
Учитель: Проведём опыт “Изучение свойств
серы и железа” по плану (слайд № 13).
Определите цвет веществ.
Учитель: Изменяются ли свойства веществ в смеси?
Ученик: Нет. Вещества, входящие в состав смеси, сохраняют свои индивидуальные свойства.
Демонстрационный опыт “Нагревание
смеси железа и серы.
Изучение свойств полученного вещества”
Учитель: Нагреем полученную смесь серы и железа (слайд № 15). Возьмём смесь серы и железа и нагреем её в пробирке.
- Что наблюдаете?
Ученик: Смесь начала темнеть, затем раскалилась до красна.
Учитель: Извлечём из пробирки то, что образовалось после реакции, и изучим его свойства (цвет, отношение к воде и магниту). Для этого измельчим полученное вещество и подействуем на него магнитом.
- Что наблюдаете?
Ученик: Порошок не притягивается магнитом.
Учитель: Опустим полученное вещество в воду.
- Что наблюдаете?
Ученик: Вещество тонет, на серу и железо не разделяется.
Учитель: Что произошло при нагревании смеси серы и железа?
Ученик: При нагревании смеси серы и железа образовалось новое вещество, которое по своим свойствам отличается от свойств исходных веществ (слайд № 16).
Учитель: Химические явления называются химическими реакциями.
4. Признаки химических реакций
Учитель: О том, что произошла химическая реакция можно судить по признакам. Посмотрите видеофрагмент с демонстрацией опыта (слайд №17).
- Какие признаки химических реакций вы наблюдали при демонстрации опытов?
Ученик: Мы наблюдали такие признаки химических реакций, как изменение окраски, выпадение осадка, выделение газа, выделение энергии.
Учитель: На следующем слайде (слайд № 18) показаны все признаки, которые можно наблюдать во время химических реакций.
5. Условия возникновения и течения химических реакций
Учитель: Чтобы началась химическая реакция, необходимы определённые условия.
Условия возникновения и течения химических реакцийСообщение учащегося (слайд № 19)
Самое главное условие
возникновения химических реакций –
соприкосновение веществ. Например, ржавчина
образуется на поверхности железного изделия,
если оно соприкасается с влажным воздухом. Другое условие – измельчение веществ. Что лучше разгорится – полено или тонкие лучинки? Многие реакции идут в растворе, поэтому исходные вещества необходимо растворить. Третье условие – нагревание вещества до определённой температуры. Например, медь не взаимодействует с кислородом при обычных условиях. Чтобы произошла реакция, медь нужно нагреть. Также нагревают до определённой температуры уголь и древесину, чтобы они начали гореть. Иногда высокая температура нужна на протяжении всей реакции – иначе реакция прекратится. Например, кислород в лаборатории получают при разложении перманганата калия при постоянном нагревании последнего (слайд № 20). В этом случае температура – условие течения химической реакции. Другие условия течения химических реакций – действие давления, наличие катализаторов – веществ, которые ускоряют химическую реакцию. Изменяя условия течения, можно ускорить или прекратить химическую реакцию. |
6. Значение физических явлений и химических реакций
Учитель: Изучите текст параграфа §3 “Значение физических явлений и химических реакций”, заполните таблицу:
Значение физических явлений и химических реакций
Название явлений | Значение в жизни человека |
1. Физические 1) Плавление стекла 2)… и т.д. |
Стеклянной массе можно придать любую форму. |
2. Химические 1) Скисание молока 2) … и т.д. |
Приготовление продуктов на его основе: простокваша, сметана, творог. |
IV. Закрепление
Фронтальный опрос (слайд № 21)
Тест “Физические и химические
явления.
Химические явления”
1, 2. Определить физические и химические явления (слайды № 22, 23)
3. Явления, при которых изменяется форма и агрегатное состояние вещества, называются … (слайд № 24)
А – химическое
Б – физическое
В – биологическое
4. Явления, при которых происходит превращение одних веществ в другие, называются … (слайд № 25)
А – физические
Б – химические
В – биологические
5. К физическим явлениям относятся: (слайд № 26)
А – плавление стекла
Б – горение древесины
В – испарение воды
Г – скисание молока
Д – растворение соли в воде
Е – протухание яиц
6. К химическим явлениям относятся: (слайд № 27)
А – ржавление железа
Б – образование тумана
В – гниение фруктов
Г – плавление воска
Д – горение керосина
Е – испарение воды
7. Укажите признак химической реакции при действии кислоты на соду: (слайд № 28)
А – образование осадка
Б – изменение цвета
В – выделение газа
8. Укажите признак химической реакции при ржавлении железа: (слайд № 29)
А – выделение газа
Б – образование осадка
В – изменение цвета
9. Укажите признак химической реакции при горении древесины: (слайд № 30)
А – изменение цвета
Б – выпадение осадка
В – выделение тепла
V. Подведение итогов урока, выставление оценок
VI. Домашнее задание
Литература
- Аликберова Л.Ю. Занимательная химия: Книга для учащихся, учителей, родителей. – М.: Аcт-Пресс, 1999.
- Рудзитес Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия. 8 класс.: Учебник для общеобразовательных учебных – М.: Просвящение, 2007.
- Хрипкова А.Г. и другие. Естествознание: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2005.
- http://chemistry.r2.ru/
- http://www.chem.msu.su/rus/elibrary/
- CD диск “Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2009”. – ООО “Кирилл и Мефодий, 2009.
- CD-диск “Химия общая и неорганическая”: Углубленный курс по общей и неорганической химии. – Лаборатория систем мультимедиа, МарГТУ, 2001.